Бородинское сражение – кульминация романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»

Разделы: Литература

Ключевые слова: Л.Н.Толстой, Л.Н.Толстой «Война и мир»


Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм.

Задачи урока:

  • показать, что Бородинское сражение - это точка пересечения судеб главных героев романа;
  • выявить идейно-художественные особенности изображения войны в романе;
  • показать, как реализуются в данном эпизоде «мысль народная» и «мысль семейная».

УУД:

  • Личностные: формирование российской и гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, гордости за свою страну;
  • Метапредметные:
    • познавательные: слушать и извлекать нужную информацию, работать с художественной литературой; самостоятельно осуществлять, корректировать деятельность; излагать собственную мысль; критически оценивать информацию, находить и приводить критические аргументы при анализе текста;
    • регулятивные: в соответствии с поставленной учебной задачей производить необходимые действия и операции;
    • коммуникативные: вступать в коммуникации; строить монологические высказывания; работать в парах и группах;
  • Предметные: научиться анализировать те страницы романа, где изображён ход Бородинского сражения, понимать народный характер Отечественной войны 1812 г.

Оформление:

  • фрагменты из фильма С.Бондарчука «Война и мир».

Ход урока

I. Организационный этап

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы продолжим разговор по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

12 июня 1812 года армия Наполеона перешла границы России. Началась война. Л.Н.Толстой через отношение героев «Войны и мира» к этому событию показывает нам, как восприняли войну в России.

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

Обобщите итоги жизненного пути Андрея Болконского и Пьера Безухова накануне войны 1812 года.

(Работа в парах: составление логической цепочки)

Возможные варианты цепочек.

1. Князь Андрей: мечты о славе - ранение под Аустерлицем - смерть жены, рождение сына - разочарование в мечтах и желание посвятить жизнь сыну - участие в реформах Сперанского - встреча со старым дубом - ночь в Отрадном - вторая встреча со старым дубом - любовь к Наташе - отъезд на год - измена Наташи - поиски Анатоля - ссора с отцом - отъезд на войну 1812 года);

2. Пьер: приезд в Петербург - симпатия к Наполеону - приятельство с Анатолем Курагиным - расставание с Андреям Болконским - женитьба на Элен Курагиной - Дуэль с Долоховым- разочарование в семейной жизни - вступление в религиозно-философское общество масонов - попытка улучшения жизни крестьян - разочарование в масонстве- неразделённая любовь к Наташе Ростовой- подготовка ополчения - отъезд на поле Бородинского сражения.

- Какой вывод можно сделать?

Возможный вариант ответа. Толстой показывает, что каждый из героев имеет свой жизненный опыт и приходит к идейным и нравственным итогам.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Какое событие является важнейшим и в войне 1812 года, и в судьбах героев?

(Бородинское сражение).

- А с какой целью мы начали беседу с вывода о жизни героев? Можно ли считать Бородинское сражение значимым моментом в развитии действия романа?

- Почему?

- К какому выводу вы пришли?

Возможный вариант ответа. Бородинское сражение - кульминационный момент, так как это точка пересечения судеб всех героев.

- Итак, сформулируем тему нашего урока: «Бородинское сражение- кульминация романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»

IV. Первичное закрепление

Обратите внимание на поступки и душевные переживания П.Безухова.

- Как Пьер откликнулся на призыв помочь России? Зачем он едет в армию?

Возможный вариант ответа. Им движет «чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то».

Работа в группах.

  • 1 и 3 группы. Работа с отрывком (т. III ч.II гл.XX) - Каково впечатление от окружающего мира глазами Пьера?
  • 2 и 4 группы. Работа с отрывком (т. III ч.II гл.XXI).

- Какие приметы предстоящего сражения показывает Толстой?

V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Накануне Бородинского сражения происходит последняя встреча Безухова и Болконского. Что открылось каждому из них? Почему это было важно? (Просмотр фрагмента из фильма С.Бондарчука «Война и мир»)

- Какие выводы можно сделать, проанализировав размышления героев?

Приводимые из текста цитаты. Князь Андрей: «Бой будет выигран!» Пьер: «Всем народом навалиться хотят».

Возможный вариант ответа. Эта война - народная, Отечественная.

Работа в группах по карточкам.

1 группа.

- Как раскрывается в романе тема «мысли народной»? Почему князь Андрей говорит: «Тимохин и другие»? Кого олицетворяет капитан Тимохин?

Возможный вариант ответа. Тимохин- собирательный образ русского воина.

2 группа. - Как раскрывается в романе тема «мысли семейной» в отношении солдат к другим персонажам и в их поведении?

Приводимые из текста цитаты. Князя Андрея называют «наш князь», Пьера приняли в свою «семью»

3 группа.

- Как относятся солдаты, князь Андрей и Тимохин к Кутузову?

Возможный вариант ответа. Считают, что Кутузов России необходим.

Почему?

Возможный вариант ответа. Русские солдаты, Кутузов, Тимохин, Болконский, Безухов - патриоты

4 группа.

-Что ожидал увидеть Пьер на поле сражения, и что он увидел?

Возможный вариант ответа. На поле боя нет парадности. Война - это тяжелая работа, которая заключается в защите своей Родины.

Вопрос классу.

- В чем особенность изображения Бородинского сражения, к какому приему
прибегает автор? Сделайте вывод.

Возможный вариант ответа. Изображение сражения дается глазами штатского человека, следящего не за внешним ходом событий, а постигающего силу патриотизма русского народа.

VI. Домашнее задание

Подводя итог вышесказанному, дома дайте письменный аргументированный ответ на вопрос:

- Зачем рассказ о Бородинском сражении Л.Н.Толстой начинает с описания его диспозиции?

(Чтобы показать, что Бородино - нравственная победа русских воинов.)

VII. Рефлексия деятельности

- Заинтересовал ли вас этот героический эпизод из истории нашей страны?

- Что вы знали о битве до прочтения романа?

- Что хотите ещё узнать? Как это можно сделать?

- Давайте обратимся к сайту www.borodino.ru «Государственный Бородинский военно-исторический музей заповедник».

Перед нами выдержки со страниц этого сайта (см. раздел «Приложения»).

Ознакомьтесь с информацией и выполните предложенные задания.