Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм.
Задачи урока:
- показать, что Бородинское сражение - это точка пересечения судеб главных героев романа;
- выявить идейно-художественные особенности изображения войны в романе;
- показать, как реализуются в данном эпизоде «мысль народная» и «мысль семейная».
УУД:
- Личностные: формирование российской и гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, гордости за свою страну;
- Метапредметные:
- познавательные: слушать и извлекать нужную информацию, работать с художественной литературой; самостоятельно осуществлять, корректировать деятельность; излагать собственную мысль; критически оценивать информацию, находить и приводить критические аргументы при анализе текста;
- регулятивные: в соответствии с поставленной учебной задачей производить необходимые действия и операции;
- коммуникативные: вступать в коммуникации; строить монологические высказывания; работать в парах и группах;
- Предметные: научиться анализировать те страницы романа, где изображён ход Бородинского сражения, понимать народный характер Отечественной войны 1812 г.
Оформление:
- фрагменты из фильма С.Бондарчука «Война и мир».
Ход урока
I. Организационный этап
Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы продолжим разговор по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
12 июня 1812 года армия Наполеона перешла границы России. Началась война. Л.Н.Толстой через отношение героев «Войны и мира» к этому событию показывает нам, как восприняли войну в России.
II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
Обобщите итоги жизненного пути Андрея Болконского и Пьера Безухова накануне войны 1812 года.
(Работа в парах: составление логической цепочки)
Возможные варианты цепочек.
1. Князь Андрей: мечты о славе - ранение под Аустерлицем - смерть жены, рождение сына - разочарование в мечтах и желание посвятить жизнь сыну - участие в реформах Сперанского - встреча со старым дубом - ночь в Отрадном - вторая встреча со старым дубом - любовь к Наташе - отъезд на год - измена Наташи - поиски Анатоля - ссора с отцом - отъезд на войну 1812 года);
2. Пьер: приезд в Петербург - симпатия к Наполеону - приятельство с Анатолем Курагиным - расставание с Андреям Болконским - женитьба на Элен Курагиной - Дуэль с Долоховым- разочарование в семейной жизни - вступление в религиозно-философское общество масонов - попытка улучшения жизни крестьян - разочарование в масонстве- неразделённая любовь к Наташе Ростовой- подготовка ополчения - отъезд на поле Бородинского сражения.
- Какой вывод можно сделать?
Возможный вариант ответа. Толстой показывает, что каждый из героев имеет свой жизненный опыт и приходит к идейным и нравственным итогам.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Какое событие является важнейшим и в войне 1812 года, и в судьбах героев?
(Бородинское сражение).
- А с какой целью мы начали беседу с вывода о жизни героев? Можно ли считать Бородинское сражение значимым моментом в развитии действия романа?
- Почему?
- К какому выводу вы пришли?
Возможный вариант ответа. Бородинское сражение - кульминационный момент, так как это точка пересечения судеб всех героев.
- Итак, сформулируем тему нашего урока: «Бородинское сражение- кульминация романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
IV. Первичное закрепление
Обратите внимание на поступки и душевные переживания П.Безухова.
- Как Пьер откликнулся на призыв помочь России? Зачем он едет в армию?
Возможный вариант ответа. Им движет «чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то».
Работа в группах.
- 1 и 3 группы. Работа с отрывком (т. III ч.II гл.XX) - Каково впечатление от окружающего мира глазами Пьера?
- 2 и 4 группы. Работа с отрывком (т. III ч.II гл.XXI).
- Какие приметы предстоящего сражения показывает Толстой?
V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Накануне Бородинского сражения происходит последняя встреча Безухова и Болконского. Что открылось каждому из них? Почему это было важно? (Просмотр фрагмента из фильма С.Бондарчука «Война и мир»)
- Какие выводы можно сделать, проанализировав размышления героев?
Приводимые из текста цитаты. Князь Андрей: «Бой будет выигран!» Пьер: «Всем народом навалиться хотят».
Возможный вариант ответа. Эта война - народная, Отечественная.
Работа в группах по карточкам.
1 группа.
- Как раскрывается в романе тема «мысли народной»? Почему князь Андрей говорит: «Тимохин и другие»? Кого олицетворяет капитан Тимохин?
Возможный вариант ответа. Тимохин- собирательный образ русского воина.
2 группа. - Как раскрывается в романе тема «мысли семейной» в отношении солдат к другим персонажам и в их поведении?
Приводимые из текста цитаты. Князя Андрея называют «наш князь», Пьера приняли в свою «семью»
3 группа.
- Как относятся солдаты, князь Андрей и Тимохин к Кутузову?
Возможный вариант ответа. Считают, что Кутузов России необходим.
Почему?
Возможный вариант ответа. Русские солдаты, Кутузов, Тимохин, Болконский, Безухов - патриоты
4 группа.
-Что ожидал увидеть Пьер на поле сражения, и что он увидел?
Возможный вариант ответа. На поле боя нет парадности. Война - это тяжелая работа, которая заключается в защите своей Родины.
Вопрос классу.
- В чем особенность изображения Бородинского сражения, к какому приему
прибегает автор? Сделайте вывод.
Возможный вариант ответа. Изображение сражения дается глазами штатского человека, следящего не за внешним ходом событий, а постигающего силу патриотизма русского народа.
VI. Домашнее задание
Подводя итог вышесказанному, дома дайте письменный аргументированный ответ на вопрос:
- Зачем рассказ о Бородинском сражении Л.Н.Толстой начинает с описания его диспозиции?
(Чтобы показать, что Бородино - нравственная победа русских воинов.)
VII. Рефлексия деятельности
- Заинтересовал ли вас этот героический эпизод из истории нашей страны?
- Что вы знали о битве до прочтения романа?
- Что хотите ещё узнать? Как это можно сделать?
- Давайте обратимся к сайту www.borodino.ru «Государственный Бородинский военно-исторический музей заповедник».
Перед нами выдержки со страниц этого сайта (см. раздел «Приложения»).
Ознакомьтесь с информацией и выполните предложенные задания.