Модель формирования навыков смыслового чтения в рамках современных оценочных процедур. Эссе. Тема: «Живой как жизнь»: новый смысл»: язык поколения «Альфа»

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: смысловое чтение


Важно отметить один многознаменательный факт:
все усилия бесчисленных ревнителей чистоты
языка остановить этот бурный процесс или хотя бы
ослабить его до сих пор остаются бесплодными…

К.Чуковский

Многозадачные, технологичные, готовые к диалогу и социальной ответственности. Психологи и социологи определяют границы данного поколения от 2010 до 2024 года рождения. Это дети, живущие в потоке информации, при слиянии виртуального и реального мира, разговаривающие с Алисой и разбирающиеся в современных устройствах не хуже, а подчас и лучше взрослых. Однако наряду с процессами глобализации, размытия гендерных границ, свободы слова и самовыражения вырисовывается проблема: необходимости сохранения национального единства, собственного культурного достояния, в основе которого лежит родной язык.

Обилие информации наполняет жизнь современного подростка, для которого смартфон - «продолжение руки». Содержание интернет-каналов, популярных передач или высказывания известных блогеров, не выдерживающие никакой цензуры, все сильнее размывают границы между грамотной, выразительной речью и агрессивной, вульгарной лексикой. Доктор педагогических наук Балыхина Т.М. пишет: ««Свобода речи» расшатывает систему тематических, языковых табу, существовавших в русском коммуникативном поведении». Более взрослое поколение часто не понимает современных слов, не знает содержания популярных сериалов, модных тенденций и известных игр - все это лишает подростка авторитета в коммуникации, примера положительного языкового поведения. Школа и педагогическое сообщество также далеки от реалий современной действительности, как известно, процесс образования - одно из наиболее традиционных явлений. Например, изучая русскую литературу до середины 20 века и не приближаясь к современным произведениям, очень часто приходится видеть, как пропадает интерес даже у читающего ребенка, зато на цитату из поттерианы реагируют почти все, оживляются, что учитель еще может быть с ними «на одной волне».

Корней Чуковский в своей известной книге «Живой как жизнь» говорил: «Но вот миновали годы, и я, в свою очередь, стал стариком. Теперь по моему возрасту и мне полагается ненавидеть слова, которые введены в нашу речь молодежью, и вопить о порче языка… Среди слов было немало чудесных, а были и такие, которые казались мне на первых порах незаконными, вредными, портящими русскую речь, подлежащими искоренению и забвению». На мой взгляд, эти слова говорят о том, что не нужно не отрицать все и сразу. Изменения языка необратимы, как необратима сама жизнь. А лучшим судьей станет время. Но нам, как педагогам, жизненно необходимо разбираться в происходящем и объяснять современные лексические процессы ребятам. Так как сделать осознанный выбор можно лишь в пользу того, что ты понимаешь.

1. Язык всегда был отражением картины мира. Последние годы и период пандемии пополнили состав язык большим количеством неологизмов: «дистант» - обучение на расстоянии, «санитайзер» - дезинфицирующее средство, «удаленка» - работа из дома, а также привели к переосмысливанию уже существующих слов: «корона» - разновидность вирусной инфекции, «намордник» - маска. Локдаун проверил человечество на прочность, и реакция общества перед лицом смертельной опасности выразилась в большом количестве эмоционально-окрашенной лексики: «погулянцы» - хозяева собак, которым разрешалось выходить из дома, «маскобесие» - требования носить маску постоянно, «контактеры» - лица, находящиеся под медицинским наблюдением из-за контактов с зараженным. Очень хочется, чтобы эти слова ушли в прошлое, став отражением уходящих событий.

2. Язык - это открытая система, и одна из лексических групп отражает это в полной мере. Заимствования в нашем словаре в определенные века были представлены старослявянизмами и галлицизмами. Бичом для современного языка можно считать англицизмы: «дедлайн», «фейс», «портфолио», «мониториг». В чем необходимость употребления слов, равных по значению русским словосочетаниям: «крайний срок», «внешний вид», «портфель достижений», «система наблюдения»? В беседе с подростками на уроке мы попытались сформулировать причины такого языкового поведения:

  • желание подчеркнуть знание английского языка;
  • стремление продемонстрировать свою современность;
  • необходимость произвести впечатление более сведущего человека, профессионала, готового отвечать вызовам времени;
  • возможность выразить свою мысль более точно.

Например, слов с негативной коннотацией «хайп» - не просто известность, а популярность, в основе которой нет реальных достижений или значимых результатов. Или «пранк» - розыгрыш, именно с издевкой, над доверчивыми людьми. Но очень часто, буквальный перенос английских слов приводит к большому появлению жаргонизмов: «чиллить» - отдыхать, расслабляться» «шипперить» - «сводить» людей вместе; «юзать» - пользоваться; «краш» - любимый человек, «рофл» - шутка, «дед инсайд» - грустный человек.

Еще одним источником заимствований стала возросшая популярность корейской культуры: вокальных групп, аниме и дорам. Например, «кун» - молодой человек, который тебя заинтересова; «коваиться» - умиляться, восхищаться; «тян» - милая девушка.

3. Игровая индустрия формирует целый лексический пласт профессионализмов и жаргонизмов, которые совершенно непонятны людям, не играющим в видеоигры. На основе правил, стратегий, имен игроков и режимов в нашем языке живет соей особой жизнью «язык геймеров». Это слова: «стример» - игрок, записывающий видео, «фаст пуш» - стратегия, с максимальноым набором приемущества за короткое время, «лочить» - прицеливаться, «дотеры» - поклонники конкретной игры, «скил» - уровень мастерства, «донат» - пожертвования разработчикам игры, «таргет» - выбор персонажа, «катка» - отдельный раунд, бой, «кринж» - жуткое, нелепое поведение игрока.

4. Виртуальное общение стало частью нашей жизни. И именно эта сторона коммуникации занимает у современного подростка большую часть времени. Использование социальных сетей, приложений и чатов породило целое семантическое поле с сеемое «виртуальное общение». Важно заметить, что эту парадигму в свой лексикон включает все чаще и взрослое поколение. Можно считать примерами общеупотребительной лексики такие слова как сэлфи, сториз, лайкнуть, фотошоп.

Новое время несет за собой новые слова. Опасность заключается в том, что будущие носители языка не всегда понимают такие термины как «волюнтаристское речетворчество», «речевая агрессивность», «вульгаризация речи». Именно об этом мы и должны говорить с ребятами. Нельзя оставлять их наедине с «клиповым мышлением», короткими, примитивными переписками и эмотиконами, которые все чаще заменяют слова: восторг, радость, равнодушие, усталость, недоверие. Бедность эмоционального лексикона подростка ведет к его духовному обнищанию. И наша главная задача - объяснить законы развития русского языка, раскрыть его историческую основу, ценность и достижения. Незыблемым должно оставаться убеждение, что язык человека - это показатель его воспитания, культуры, развития, образованности, коммуникабельности…

Большая часть вышеперечисленных слов - явление временное, но это станет возможным лишь при условии, что чистая, правильная и яркая речь будет повсеместным примером, признаком успешности человека и, конечно, неотъемлемой чертой портрета выпускника.

Список источников

  1. Балахина Т.М. «Активные процессы в современном русском языке» https://rusist24.rudn.ru/index.php/stati-po-rki/aktivnye-protsessy-v-sovremennom-russkom-yazyke-leksike-grammatike-fonetike-v-usloviyakh-smeny-kommunikativnoj-paradigmy
  2. «Инструкция к применению и обучению первого технологического поколения» https://www.forbes.ru/forbeslife/404011-generation-instrukciya-k-primeneniyu-i-obucheniyu-pervogo-tehnologicheskogo
  3. Статья «Рожденные в пандемию» https://school-science.ru/12/10/48710
  4. Мини-словарь современного подростка https://1gai.ru/publ/527762-30-novyh-slov-molodezhnogo-leksikona-kotorye-nauchat-govorit-s-zumerami-na-odnom-jazyke.html
  5. Национальный корпус русского языка https://ruscorpora.ru/
  6. Подростковый словарь - 2017 https://school-science.ru/12/10/48710
  7. Чуковский К.И. «Живой как жизнь» https://chukovskiy.su/proza/zhivoj-kak-zhizn/