Михаил Юрьевич Лермонтов - замечательный русский поэт, бессмертные произведения которого вот уже почти 2 века волнуют души людей неуспокоенных, ищущих своё место на этой земле и родственные души в этом мире.
За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич успел многое повидать, узнать, перестрадать, а также оставить после себя богатое поэтическое наследие. Он возглавил русскую поэзию после Пушкина, а это сделать мог далеко не каждый.
Темы и мотивы его стихов разнообразны: любовь, природа, желание свободы, патриотизм, одиночество и другие. Жанры стихотворений Лермонтова не укладываются в одно слово, а отражают несколько поколений.
Юным семнадцатилетним поэтом в 1832 году он написал стихотворение «Парус».
В нём показана и морская стихия, что присуще пейзажной лирике, но самое главное - это глубокий философский смысл: ведь парус - это аллегория человека с мятежной душой, ищущей не покоя, а бури и борьбы. По-другому быть не может, иначе - духовная смерть!
Настроения Лермонтова во многом созвучны с настроениями романтиков, которые были склонны воспевать свободу и волю, героические поступки и подвиги, восхищались созерцанием природы, страдали от неприятия и непонимания филистерским обществом, которому чужды были искания таких людей, как Лермонтов…
(Чтение стихотворения «Парус»)
Одиночество - ведущий мотив большей части стихотворений Лермонтова. Стихотворение «Тучи» описывает состояние неба, покрытого тучами, и тоже его жанр можно определить как пейзажно-философскую лирику. Стихотворение написано в апреле 1840 года, в день отъезда Лермонтова на Кавказ.
Перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, это очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.
(Чтение стихотворения «Тучи»)
Да, у туч нет Родины, а значит, нет и изгнания. А у поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.
Лирический герой Лермонтова любит Родину, но по-особенному. Во времена Лермонтова многие дворяне с пренебрежением относились ко всему русскому, предпочитая пейзажи Италии, Греции, Германии и Франции. Наш поэт не таков. В 1841 году Лермонтов возвращался с Кавказа в отпуск, чтобы решить вопрос об отставке и заняться литературным творчеством.
Долгое отсутствие на Родине сыграло свою роль, вдохновив поэта на прекраснейшее стихотворение - признание в любви Родине. Простая русская красота природы была настолько контрастна с кавказской горной местностью, что поэт создал прекрасные строки, пронзительные и искренние.
(Чтение стихотворения «Родина»)
Простая, скромная, неброская, но такая родная русская природа показана и в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива».
(Чтение стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»)
В 1837 году после написания стихотворения «Смерть поэта», посвящённого гибели Александра Сергеевича Пушкина, Михаил Юрьевич Лермонтов был заключён под стражу на время расследования дела и принятия решения по нему. В петербургской тюрьме были созданы чудесные строки этого стихотворения. Поэт писал его угольками на бумаге, в которую заворачивали пищу.
Именно там, в заключении, он прочувствовал всю прелесть единения с природой, наслаждения простым, но не всем доступным миром природы. Но и в этом стихотворении три строфы - описание природы глазами лирического героя, последняя строфа - философское размышление о том, что мир природы - это своеобразная дорога к духовному становлению, к пониманию и единению с Богом.
(Чтение стихотворения «Смерть поэта»)
За несколько недель до смерти, в 1841 году, было написано стихотворение «Утёс». Это тоже пейзажно-философская лирика об одиночестве человека, который живёт в огромном мире, о желании любить и быть любимым.
(Чтение стихотворения «Утёс»)
Такое небольшое произведение, а такой глубокий смысл: счастье человека, увы, всегда мимолётно.
Существует и ещё одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело, то есть утёс, является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом, в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.
Тему одиночества и мечты о родственной душе мы видим в стихотворении «На севере диком». Известно, что Михаил Юрьевич Лермонтов был не только поэтом, но и переводчиком. В 1841 году он работал над переводом произведения Генриха Гейне. В русской литературе оно известно теперь как «На севере диком» и воспринимается как оригинального творение Михаила Юрьевича. Видимо, в строках Гейне он узнал себя.
Русский поэт рано потерял мать, а с отцом бабушка запрещала общаться. В юности он узнал, что такое безответная любовь. Став взрослым, Михаил Юрьевич не раз чувствовал себя одиноким, как среди сверстников, так и в кругу старших людей. Он был достаточно резким и замкнутым человеком. Все эти факторы подтолкнули поэта к размышлениям над проблемой одиночества.
(Чтение стихотворения «На севере диком»)
Много можно говорить о лирике Лермонтова, но закончить наш рассказ сегодня мы хотим стихотворением «Выхожу один я на дорогу». Это одно из последних стихотворений Лермонтова, который, будто предчувствуя свою смерть, высказал всё, что было у него на душе. Природа, одиночество, смерть, внутренняя свобода всё здесь переплелось.
Лирический герой хотел бы ощущать всю полноту жизни, но не так, как другие люди, а в единении с природой. Также он как будто подводит итог своей жизни, спрашивая у себя же - ждёт ли он чего-то или, может быть, жалеет о том, что было в прошлом. Нет, он прославляет всё сущее и не жалеет даже о том плохом, что было за прошедшие годы.
(Чтение стихотворения «Выхожу один я на дорогу»)
В этом стихотворении мы чувствуем не только грусть, но и надежду на то, что человек не умирает, то есть не исчезает бесследно и навсегда, а остаётся живым, на время уснувшим, чтобы отдохнуть…
Для нас Лермонтов вечно живой! Мы ежегодно вспоминаем его жизнь и творчество, учимся любить этого поэта и пытаемся понимать его чувства и мысли, которые он вложил в свои замечательные, нестареющие стихи.