Тип урока: комбинированный.
Цель урока: обобщение знаний, полученных на уроках информатики, их практическое применение в ходе работы с литературным произведением.
Задачи:
- познакомить с особенностями драматического текста;
- закрепить навыки форматирования текста в MS Word;
- познакомить с онлайн сервисом для оформления сложных документов, применить навыки работы при создании афиши театра;
- повысить общекультурный уровень учащихся
- развить soft skills (умение работать в команде, распределять роли внутри команды, умение выступать на публике)
Подготовка:
- карточки для жеребьевки (МТЮЗ, Музыкальный театр Н.Сац, Большой театр, РАМТ) печатаем с двух сторон (Приложение 1, Приложение 9);
- отрывки из текста сказки и пьесы Маршака "Двенадцать месяцев" (Приложение 2);
- рекомендации по оформлению текста пьесы в текстовом процессоре MS Word (Приложение 8);
- инструкция по работе с Canva (Приложение 4)
- образец оформленного текста для актеров (Приложение 10)
Реквизит:
- элементы костюма
- афиши спектакля
Техническое сопровождение:
- компьютеры (на каждую группу по 2)
- интерактивная доска
- принтер
Этапы урока
1. Организационный: распределение на группы слепым методом (в соответствии с номером выпавшей карточки (Приложение 1)). На карточках изображены 4 московских театра: Большой театр, Московский театр юного зрителя, Российский академический молодежный театр, Детский музыкальный театр им. Н.Сац. Каждому театру соответствует цифра, обозначающая отрывок из пьесы, который будут форматировать группы, и очередность этих отрывков.
2. Мотивационный: беседа о театрах, представленных на карточках-жребиях.
3. Постановка проблемного вопроса и поиск возможных ответов на него: "Все ли тексты предназначены для чтения?". Ученики выдвигают свои предположения, вспоминают тексты песен, оперные либретто, киносценарии и тексты, написанные для театра.
4. Открытие нового знания: сравнительный анализ отрывков из эпического и драматического произведений. В результате ученики приходят к выводу о том, что тексты построены по-разному, потому что сферы их функционирования различные: сказка предназначена для чтения, а пьеса - для постановки на сцене. Изучаем строение драматического текста: афишу, ремарки, оформление реплик персонажа.
5. Для того, чтобы театр состоялся - требуется распределение обязанностей. Ребята определяются, кто будет выполнять следующие функции: верстальщики (1-2 человека), дизайнеры (1-2 человека), актеры (2-3 человека в зависимости от эпизода).
6. Повторяем основные инструменты текстового процессора MS Word (размер и тип шрифта, начертание, выравнивание, форматирование абзаца). Для игры актеров, режиссер-постановщик пишет актерам сценарий. Для того, чтобы его легко было играть, текст форматируют определенным образом - текст оформляется с ремарками, репликами и тд. Заготовка текста в электронном виде находится на компьютерах (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5).
7. Дизайн театральных афиш - это отдельное направление, требующее большого внимания к деталям, атмосфере и стилистике. Для создания афиш требуется владение навыками работы как с текстом, так и графикой. Обращаем внимание детей на ключевые особенности афиши: название спектакля, действующие лица и имена актеров, день и время постановки. Показываем примеры афиш (Приложение 6). Знакомим с онлайн-ресурсом для оформления Canva.
8. Практическая групповая работа. В группах по 5 человек готовим проект - театральная постановка из пьесы "Двенадцать месяцев".
Задача детей - по распределенным ролям (верстальщики, дизайнеры, актеры) выполнить свою работу. Верстальщики с актерами работают над текстом - оформляют его, распечатывают, разучивают. Дизайнеры готовят афишу к представлению (рекомендуется выдать инструкцию по работе с Canva (Приложение 7)).
Когда текст готов, актеры могут взять соответствующий реквизит для своих ролей. В это время дизайнеры выводят свои афиши на экран.
9. Представление результатов. "Спектакль".
10. Подведение итогов, оценивание.