Цель: расширить знания о жизни и творчестве С.А.Есенина.
Задачи:
Развивающие:
- развивать навыки информативного чтения, эстетического восприятия мира, творческих способностей;
- формировать умение работать в команде и самостоятельно;
- развивать критическое мышление обучающихся.
Познавательные:
- постижение творческого пути и тех противоречий, которые определили драматизм лирики С.Есенина;
- проследить эволюцию темы Родины в творчестве поэта.
- определить. особенности поэтического языка стихах.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к отечеству, нравственные идеалы;
- пробудить эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии.
Методическое обеспечение: раздаточный материал: автобиография (1925г.); тексты стихотворений и план анализа, тест. Мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийная я система, презентация Microsoft PowerPoint:» С.А.Есенин»
Эпиграф:
Быть поэтом - это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
С.Есенин
Ход занятия
I. Организационно-мотивационная часть занятия
II. Вызов
А. Мотивация
Чтение отрывков из стихотворений Есенина (индивидуальное опережающее задание группе студентов).
Вопросы:
- Кто автор этих строк?
- Как вы догадались, что это стихи Есенина?
- Какие произведения поэта вам известны?
Б. Целеполагание. Прием « Таблица ЗХЧ».
Знаю |
Хочу узнать |
Что узнал нового |
Работа над 2-мя колонками таблицы
III. Осмысление
1. Прием ИНСЕРТ. Чтение «Автобиографии» Есенина (Приложение №1).
Задание. Внимательно прочитайте автобиографическую заметку С.А.Есенина «О себе» 1925 года. Составьте хронику жизни и творчества на основании автобиографических данных самого поэта. (индивидуальная работа)
Студенты читают текст, делают пометки на полях, затем озвучивают полученную информацию из текста.
2. Демонстрация презентации «С.А.Есенин».
В ходе обсуждения и презентации все учащиеся делают в тетради записи по форме «продвинутая лекция».
(Таблица из двух граф):
ранее известное |
новое |
3. Сравнительный анализ стихотворений А.А.Фета «Печальная береза» и С.А.Есенина «Береза» (тексты у каждого на парте. см. Приложение №2).
Вопросы.
- Что позволяет сопоставить стихотворения столь разных авторов?
- Какие особенности в использовании выразительных средств языка присущи каждому из авторов?
- Можно ли на основании этого сделать вывод о крестьянских корнях С.А.Есенина (сравните с А.А.Фетом)?
4. Групповая работа. Чтение и анализ стихов С.А.Есенина по периодам:
- «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914).
- «Я последний поэт деревни» (1920)
- «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925)
Каждая группа работает над заданием: «Выразительно прочитать стихотворение. Проанализировать его, обратив внимание на то, как развивается тема в данном стихотворении, как соотносится с темой и идеей образный строй стихотворения?»
Для каждой группы раздаются карточки: планы анализа стихотворения, которые они заполняют.
1. Название стихотворения. |
|
2. Год написания. |
|
3. Темы(ы), проблема(ы). |
|
4. Особенности композиции. |
|
5. Лирический герой. Его чувства и настроение. |
|
6. Цветовой строй. |
|
7. Художественные средства:
|
|
8. Вывод |
|
Какие вопросы во время анализа стихотворения показались сложными, вызвали затруднение? |
ранее известное |
новое |
Студенты прослушивают выступления групп делают в тетради записи по форме «продвинутая лекция»
Фронтальная беседа.
Сравните «раннего» Есенина и «позднего»: как меняется облик родины в его стихах и с чем, по-вашему, это связано?
Закрепление.
Тест
IV. Рефлексия
1. 2. Работа с 3-й колонкой таблицы ЗХЧ.
3. Написание синквейна «Есенин».
Домашнее задание.
Подготовить к следующему уроку выразительное чтение понравившегося стихотворения С.А.Есенина. Создайте к этому стихотворению обложку: рисунок, символ, словесное описание или коллаж.
Создать минипроекты ( на выбор) с созданием мультимедийной презентации:
- Есенин - певец русской природы.
- Образ Родины в лирике Есенина.
- Путешествие по биографии С.А.Есенина.
Литература
- Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.А.Обернихина, И.М.Вольнова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2012, стр. 513-530.
- Литература: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования /под ред. Г.А.Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013, стр. 18-19, 64-65.
- http://esenin.niv.ru/esenin/bio/avtobiografiya/avtobiografiya-1925.htm