Методическая разработка урока по литературе «Знакомство с жизнью и творчеством С.А.Есенина» (с использованием технологии развития критического мышления)

Разделы: Литература

Ключевые слова: С.А.Есенин


Цель: расширить знания о жизни и творчестве С.А.Есенина.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать навыки информативного чтения, эстетического восприятия мира, творческих способностей;
  • формировать умение работать в команде и самостоятельно;
  • развивать критическое мышление обучающихся.

Познавательные:

  • постижение творческого пути и тех противоречий, которые определили драматизм лирики С.Есенина;
  • проследить эволюцию темы Родины в творчестве поэта.
  • определить. особенности поэтического языка стихах.

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к отечеству, нравственные идеалы;
  • пробудить эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии.

Методическое обеспечение: раздаточный материал: автобиография (1925г.); тексты стихотворений и план анализа, тест. Мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийная я система, презентация Microsoft PowerPoint:» С.А.Есенин»

Эпиграф:

Быть поэтом - это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
С.Есенин

Ход занятия

I. Организационно-мотивационная часть занятия

II. Вызов

А. Мотивация

Чтение отрывков из стихотворений Есенина (индивидуальное опережающее задание группе студентов).

Вопросы:

  1. Кто автор этих строк?
  2. Как вы догадались, что это стихи Есенина?
  3. Какие произведения поэта вам известны?

Б. Целеполагание. Прием « Таблица ЗХЧ».

Знаю

Хочу узнать

Что узнал нового

Работа над 2-мя колонками таблицы

III. Осмысление

1. Прием ИНСЕРТ. Чтение «Автобиографии» Есенина (Приложение №1).

Задание. Внимательно прочитайте автобиографическую заметку С.А.Есенина «О себе» 1925 года. Составьте хронику жизни и творчества на основании автобиографических данных самого поэта. (индивидуальная работа)

Студенты читают текст, делают пометки на полях, затем озвучивают полученную информацию из текста.

2. Демонстрация презентации «С.А.Есенин».

В ходе обсуждения и презентации все учащиеся делают в тетради записи по форме «продвинутая лекция».

(Таблица из двух граф):

ранее известное

новое

3. Сравнительный анализ стихотворений А.А.Фета «Печальная береза» и С.А.Есенина «Береза» (тексты у каждого на парте. см. Приложение №2).

Вопросы.

  1. Что позволяет сопоставить стихотворения столь разных авторов?
  2. Какие особенности в использовании выразительных средств языка присущи каждому из авторов?
  3. Можно ли на основании этого сделать вывод о крестьянских корнях С.А.Есенина (сравните с А.А.Фетом)?

4. Групповая работа. Чтение и анализ стихов С.А.Есенина по периодам:

  1. «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914).
  2. «Я последний поэт деревни» (1920)
  3. «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925)

Каждая группа работает над заданием: «Выразительно прочитать стихотворение. Проанализировать его, обратив внимание на то, как развивается тема в данном стихотворении, как соотносится с темой и идеей образный строй стихотворения

Для каждой группы раздаются карточки: планы анализа стихотворения, которые они заполняют.

1. Название стихотворения.

2. Год написания.

3. Темы(ы), проблема(ы).

4. Особенности композиции.

5. Лирический герой. Его чувства и настроение.

6. Цветовой строй.

7. Художественные средства:
- эпитеты-метафоры,
- сравнения,
- олицетворения

8. Вывод

Какие вопросы во время анализа стихотворения показались сложными, вызвали затруднение?

ранее известное

новое

Студенты прослушивают выступления групп делают в тетради записи по форме «продвинутая лекция»

Фронтальная беседа.

Сравните «раннего» Есенина и «позднего»: как меняется облик родины в его стихах и с чем, по-вашему, это связано?

Закрепление.

Тест

IV. Рефлексия

1. 2. Работа с 3-й колонкой таблицы ЗХЧ.

3. Написание синквейна «Есенин».

Домашнее задание.

Подготовить к следующему уроку выразительное чтение понравившегося стихотворения С.А.Есенина. Создайте к этому стихотворению обложку: рисунок, символ, словесное описание или коллаж.

Создать минипроекты ( на выбор) с созданием мультимедийной презентации:

  1. Есенин - певец русской природы.
  2. Образ Родины в лирике Есенина.
  3. Путешествие по биографии С.А.Есенина.

Литература

  1. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.А.Обернихина, И.М.Вольнова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2012, стр. 513-530.
  2. Литература: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования /под ред. Г.А.Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013, стр. 18-19, 64-65.
  3. http://esenin.niv.ru/esenin/bio/avtobiografiya/avtobiografiya-1925.htm