Практические упражнения. Задания на развитие и проверку умения находить и извлекать информацию

Разделы: Литература, Мастер-класс

Ключевые слова: читательская грамотность


Задания на развитие и проверку умения находить и извлекать информацию

Задание 1.

Цель - развить умение находить и извлекать информацию.

Тип задания - выбор правильных ответов.

Тема, при которой можно дать данное задание - научный стиль.

Класс: 9.

Формулировка задания:

Прочтите текст:

Возникновение и развитие научного стиля связано с развитием разных областей научного познания, разных сфер человеческой деятельности. Сначала стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда греческая терминология начала создаваться на греческом языке, что распространило его влияние на весь тогдашний культурный мир.

Впоследствии он пополнился ресурсами латинского языка, ставшего международным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения ученые стремились к краткости и точности научного описания, свободного от эмоциональных и художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отражению природы.

I. Выберите правильный ответ:
А) научный стиль был схож с художественным;
Б) научный стиль остается схожим с художественным до сих пор;
В) научный стиль не был схож с художественным стилем никогда.

II. Разграничение научного и художественного стилей связано с развитием:
А) латинского языка;
Б) греческой терминологией.

III. Научным языком в Средневековье был:
А) древнерусский язык;
Б) латинский язык;
В) греческий язык.

IV. В какую эпоху научный стиль начал приобретать свои характерные черты (краткость и точность:
А) в Средние века;
Б) в эпоху Возрождения.

Задание 2.

Цель - развить умение находить и извлекать информацию.

Тип задания - задание с развернутым ответом, задание на сопоставление (сопоставление стран в тексте с странами на карте).

Тема, при которой можно дать данное задание - стили речи.

Класс: 9.

Формулировка задания:

Прочитайте текст:

Пожалуй, еще большее впечатление производят рассказы космонавтов, которые могли, что называется, «одним взглядом» охватить территорию в 10-12 млн км2. «Да и как не удивляться, - пишет в своей книге «Космос - землянам» Г.Береговой, - если в иллюминаторе под тобой Европа видна целиком: от Пиренеев до Англии, слева - Балтийское море, а справа - Черное, после - Каспийское, затем вся, чуть ли не от истоков до устья, Волга. Оглянешься назад - Европа уже исчезает за горизонтом, и вот под тобой Камчатка, Сахалин, Курилы… Таково чудо «макровзгляда» человека из космоса.

Вопросы:

1) Какие страны, материки, острова, моря, реки могут видеть космонавты;

2) Найдите их на карте (листы с картой расположены у каждого ученика на столе) и выделите их:

Рис.1. Карта мира

3) Только ли перечисленные географические объекты могут видеть космонавты? А какие еще? Перечислите некоторые из них.

Задание 3.

Цель - развить умение находить и извлекать информацию.

Тип задания - задания на исключения неправильных ответов.

Тема, при которой можно дать данное задание - официально-деловой стиль.

Класс: 9.

Формулировка задания:

Ученики на выходных (7 ноября) решили посетить музей космонавтики. Прежде чем посетить музей, они зашли на его сайт, где увидели следующее объявление:

Вносим ясность о режиме работы музея с 30 октября по 7 ноября 2021 года. Мы заботимся о здоровье наших посетителей, поэтому просим вас обратить внимание на условия посещения музея.

Режим работы:

30, 31 октября - с 10:00 до 18:00. Касса работает до 17.15

1 ноября - выходной

2 - 7 ноября - с 10:00 до 18:00. Касса работает до 17.15

Правила посещения музея с 30 октября 2021 года: При посещении музея необходимо предъявить QR-код подтверждения полного курса вакцинации или перенесенного заболевания или заверенную лечащим врачом справку о наличии медицинского отвода от вакцинации и отрицательный результат ПЦР-теста, выполненного за сутки до посещения музея. Дети до 18 лет могут пройти без QR-кода.

Подчеркните неправильный вариант ответа:
1) Ученики могут посетить музей в 17.30, если приобретут билеты заранее;
2) Ученики могут купить билеты на кассе музея в 17.30;
3) Ученики могут прийти в музей в 9.00;
4) Ученикам 9 класса нужно будет предъявить QR-код;
5) Взрослым, сопровождающих учеников нужно будет предъявить QR-код.

Задания на развития и проверку умения интегрировать и интерпретировать информацию

Задание 1.

Цель - развить умение интегрировать и интерпретировать информацию.

Тип задания - задания с развернутым ответом.

Тема, при которой можно дать данное задание - типы речи (рассуждение).

Класс: 6.

Формулировка задания:

Прочитайте текст:

Бессовестный человек - кто он?

Совестливый человек не обманет, не украдёт, не сподличает, не предаст, на производстве не схалтурит. В частной жизни не оставит без помощи и внимания старых родителей или собственного ребёнка, не обидит слабого и не унизит себя лицемерием и лестью. (В.Ткаченко)

Ответьте развернуто на следующие вопросы: подходит ли данный заголовок тексту работы? Почему? Предложите свои варианты заголовков.

Задание 2.

Цель - развить умение интегрировать и интерпретировать информацию.

Тип задания - задание с сопоставлением (между темой текста и рисунками) и задание с развернутым ответом.

Тема, при которой можно дать данное задание - типы речи (рассуждение).

Класс: 6.

Формулировка задания:

Прочитайте текст:

В чём благо человека

Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честь, своё воздержание, своё разумение. Кто отдаст врагу эту крепость свою, тот попадёт в плен и погибнет.

Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.

- А когда бывает человек похож на скотину?

- Тогда, когда он живёт в брюхо своё: безрассудно, небрежно…

- А когда он похож на дикого зверя?

- Тогда, когда он живёт насильничеством: когда он поступает с упрямством, гневом, злобой.

Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию и необузданности…

Ответьте на вопросы:
1) о чем рассуждает автор?
2) каким не должен быть человек?
3) а какими, напротив, качествами не должен обладать человек?

Посмотрите на картинке и сопоставьте, где изображен гневный, злой человек, а где люди, не пустившие в свое сердце злость, алчность и другие негативные качества. Обоснуйте свой ответ:

Задание 3.

Цель - развить умение интегрировать и интерпретировать информацию.

Тип задания - задания с выбором правильных ответов.

Тема, при которой можно дать данное задание - типы речи (рассуждение).

Класс: 6.

Формулировка задания:

Прочтите текст (рассуждения о доброте):

Доброта - это черта характера человека, выражающаяся в его желании совершать положительные поступки, помогать окружающим, сочувствовать им, сострадать. Добрый человек не будет равнодушен к чужой беде, постарается своими действиями облегчить страдания, помочь выйти из затруднительного положения. Доброта проявляется и к людям, и к животным - ко всем, кто может чувствовать боль. Доброта - это щедрость души, желание поделиться с другими тем, что имеет человек. Это одна из основных высоких нравственных черт личности.

Подчеркните тот ответ, который вы считаете правильным:

1) Доброта заключается в помощи к другим;

2) Доброта - это сострадание и сочувствие;

3) Доброта заключается в помощи только к людям;

4) Доброта - это игнорирование чужих бед;

5) Доброта заключается в том, что человек должен позволять другому человеку самостоятельно выходить из затруднительного положения;

6) Доброта - это умение делиться с другими;

7) Доброта - это отказ от эгоизма;

8) Доброта является безнравственной чертой.

Задания на развития и проверку умения осмыслять и оценивать содержание и форму текста

Задание 1.

Цель - развить умение осмыслять и оценивать содержание и форму текста.

Тип задания - задания с выбором правильного ответа.

Тема, при которой можно дать данное задание - типы речи (описание).

Класс: 6.

Формулировка задания:

Прочтите текст:

Дмитрий Николаевич Ушаков органически не переносил всякую ложь и фальшь, надуманную позу и безответственную фразу. Он готов был всегда приветствовать новое и свежее, только бы оно было разумно и целесообразно... Для нас Дмитрий Николаевич был всегда образцом и идеалом учителя, друга, человека и гражданина. Он был самым очаровательным человеком, какого я встречал в жизни: живой, умный, изящный, точный, озорной и всегда благожелательный - редкое сочетание качеств в одном человеке. (А.Реформатский)

Выберите правильный вариант ответа:

Автором текста используются следующие средства выразительности:

1) эпитеты;

2) олицетворение;

3) гипербола;

4) однородные члены предложения.

Средства выразительности служат для:

1) описания лица - Д.Н. Ушинского как великого человека;

2) рассуждение о том, что такое разумно и целесообразно.

Данный текст относится к следующему типу:

1) описание;

2) повествование;

3) рассуждение.

Задание 2.

Цель - развить умение осмыслять и оценивать содержание и форму текста.

Тип задания - задание с сопоставлением и с развернутым ответом.

Тема, при которой можно дать данное задание - публицистический стиль речи.

Класс: 9.

Формулировка задания:

Прочтите текст:

«Здоровая» толерантность должна основываться на нетерпимости. Да, да! Вы не ослышались. На нетерпимости к явлениям, в которых заложен разрушительный потенциал: терроризму, геноциду, преступности. Иными словами, необходимо быть нетерпимым к лжи, ущемлению прав других, дискриминации. Только так возможно сохранить фундаментальные гуманистические ценности.

Сопоставьте части утверждения между собой:

Эпитет «разрушительный»

Служат средством создания диалога с читателем

Риторическое восклицание, местоимение «вы», глагол 2 лица мн.ч.

Раскрывают тему текста - отсутствие терпимости к явлениям, противоречащих гуманистическим ценностям

Однородные члены предложения, термины (толерантность, дискриминация, гуманистические ценности и др.)

Служит средством выражения отношения к терроризму, геноциду и преступности

Метафора «здоровая»

Служит средством отношения автора к тому, какой должна быть толерантность

Сделайте вывод к какому стилю и типу относится текст. Определите тему и основную мысль текста.