Литература
-
Анна Андреевна Ахматова: жизнь и судьба 2012
Вводный урок перед изучением творчества писателя или поэта дает яркий личностный и творческий портрет художника. Цель уроков подобного типа — заинтересовать, даже заинтриговать учащегося личностью писателя или поэта, показать его необычность, своеобразие. Материалы урока можно использовать во внеклассной работе для оформления литературно-музыкальной композиции по творчеству А.А. Ахматовой.
-
Анализ эпизода "Разговор Понтия Пилата с Афранием" (по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 25 глава 2 часть) 2012
На уроке анализируются изображаемые автором события и герои, характеризуется авторский идеал сатирика М.Булгакова. Учащиеся под руководством педагога учатся останавливаться на высказываниях-суждениях, высказываниях-обобщениях, истолковывать смысл звучащей фразы, анализировать контекст высказывания, характер персонажа, авторское отношение к герою, событию, что, несомненно, приводит к осмыслению художественного произведения в целом.
-
Урок-игра "Что? Где? Когда?" Жизнь и творчество В.А. Жуковского 2012
Урок проводится после изучения творчества В.А. Жуковского в 9-м классе. Материал позволяет в игровой форме обобщить и актуализировать знания, полученные на предыдущих занятиях по изученной теме, учит работать в команде, формирует коммуникативные навыки, позволяет проявить детям свои личностные качества, развивает самообладание и внимание, способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся и интереса к изучаемым предметам.
-
Урок повторение по якутской литератре в 9-м классе 2012
Урок повторения по якутской литературе в 9-м классе, на якутском языке, продолжительностью 45 минут. В начале урока учитель совместно с учащимися исполняют наизусть отрывок из олонхо «Ньургун Боотур Стремительный».
-
Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе на тему "Растительный мир в русской поэзии XIX века" 2012
Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе на краеведческом материале по содержательной линии "Литература Омского Прииртышья" 2012
Урок призван формировать у учащихся целостное представление о литературе родного края как части отечественной и мировой художественной литературы и неотъемлемой составляющей культуры Омского Прииртышья, интерес к чтению и непосредственному восприятию литературы родного края.
-
А.П. Платонов. Автобиографичность рассказа "В прекрасном и яростном мире" 2012
Предлагаемый урок знакомит учащихся с некоторыми вехами биографии писателя, раскрывает образную систему рассказа, авторское отношение к изображаемому. Ведется словарная работа. В ходе беседы выясняется восприятие рассказа учащимися. Проверка домашнего задания на знание текста предлагается в форме тестирования.
-
Урок внеклассного чтения по рассказам И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна" 2012
Данный материал поможет учителю-словеснику провести урок внеклассного чтения по современной литературе в 10–11-х классах, на которую, к сожалению, зачастую не хватает времени. Произведения контрастны, но их объединяет обращение к проблеме, всегда занимавшей русскую литературу – "мысли семейной".
-
С любовью к миру, окружающему нас (творчество шадринского писателя В.И. Юровских) 2012
Внеклассное мероприятие вызывает интерес учащихся к творчеству шадринского писателя В.И. Юровских. Знать историю своего родного края, относиться с любовью к миру, окружающему нас, – основная идея мероприятия. Внеклассные занятия по литературе приносят пользу детям: расширяют кругозор, приучают к самостоятельному чтению, воспитывают чувство гордости за свой край, за свою малую родину, в которой жили и живут такие замечательные люди.
-
"Я до секунд всю жизнь измерил…" Памяти В.С. Высоцкого 2012
На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством В.С. Высоцкого. Автор расширяет кругозор учащихся, воспитывает чувство патриотизма, дружбы, верности, чести, долга. Учит умению высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать. Урок может быть проведен в старших классах (9–11-е классы).
-
Литературная дуэль "По следам любимых героев" 2012
Мероприятие по литературе предназначено для учащихся 8–9-х классов. Форма проведения – КВН «Литературная дуэль». Использование различного рода заданий, использование компьютерной презентации позволяет в интересной форме обобщить знания учащихся по творчеству А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова; закрепить знание учащимися текстов стихотворений поэтов; закрепить навыки выразительного чтения; развивать коммуникативные навыки учащихся.
-
Лекция-визуализация в 11-м классе о Русском Зарубежье "Мы не в изгнании. Мы – в послании" 2012
Урок проводится с целью показать учащимся масштабы и значимость культурного наследия русского зарубежья; помочь учащимся осознать роль творчества русской эмиграции «первой волны» для культурного Возрождения России; формировать чувство любви, преданности своей Родине на примере трагических судеб представителей русской эмиграции, которые до конца своих дней оставались верны России, ее культуре и народу.
-
План-конспект урока по теме «Россия "Мертвых душ". Система образов в поэме Н.В. Гоголя» 2012
Статья содержит разработку урока, имеющего следующие цели и задачи: выявить основные приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа, обучать учащихся умению определять принципы типизации социальных явлений; познакомить с понятием "лексический повтор"; повторить роль детали в характеристике героя; приобщать учащихся к исследовательской работе, а также связь с подготовкой к ГИА по русскому языку при определении средств выразительности в тексте.
-
Заключительный урок по творчеству А.П. Чехова с использованием ИКТ. 6-й класс 2012
Урок по творчеству А.П. Чехова предназначен для проведения в 7-м классе в виде игры (в формате "Своя игра"). Такой нетрадиционный урок выполняет очень важную обучающую и развивающую функции, так как способствует развитию творческих способностей учащихся, мотивирует активную самостоятельную читательскую деятельность.
-
Методическая разработка и презентация к проведению занятия по повести В.Г. Распутина "Пожар" "Что ты есть, молчаливая наша земля?.." 2012
На уроке поднимается вопрос о нравственной проблематике современной прозы на примере повести В.Г. Распутина «Пожар»; рассматривается идейный замысел, проблемы произведения.
-
Урок памяти "Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!" 2012
Урок способствует формированию у учащихся целостного представления о героических и трагических днях блокады Ленинграда, приобщению их к исторической памяти нашей страны, воспитанию чувства патриотизма и преданности своей стране. Он приурочен ко Дню воинской славы России – 27 января – Дню снятия блокады.
-
Урок-игра как одна из форм обобщения и систематизации знаний учащихся на уроках литературы в старших классах. Урок-игра по творчеству А.Блока 2012
Урок-игра по творчеству А.Блока направлен на активизацию творческой деятельности учащихся, на вовлечение их в процесс познания, на развитие умений ориентироваться в необычных игровых ситуациях. Урок включает в себя презентации учащихся, литературную викторину и кроссворд.
-
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя 2012
Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством Н.В. Гоголя, повторяют ранее изученные произведения писателя; закрепляют навыки конспектирования на слух.
-
С.А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворения "Береза", "Разгулялась вьюга". 5-й класс 2012
Учащиеся знакомятся с биографией поэта, касающейся детских лет жизни С.Есенина, изучают лирику С.Есенина через чтение и анализ стихотворений «Береза», «Разгулялась вьюга…». На уроке использованы музыкальные произведения на стихотворения поэта «Поет зима, аукает..», «Отговорила роща золотая», «Клен».
-
Технология создания компетентностно-ориентированных заданий по литературе 2012
Статья знакомит со структурой компетентностно-ориентированного задания и технологией его составления. Стимул, задачная формулировка, источник информации, форма отчета – вот основные части такого задания, где точно указывается деятельность учащегося, четко формулируются результаты его самостоятельной исследовательской работы. В приложении вниманию педагогов предлагается блок вопросов к сказке «Царевна-лягушка», построенный по данной технологии.
-
Развитие темы "маленького человека" в современной зарубежной литературе. На примере поэмы Т.С. Элиота "Любовная песнь Альфреда Пруфрока" 2012
Урок знакомит с творчеством Т.Элиота, с общей характеристикой и своеобразием современной зарубежной литературы с точки зрения истории и литературы на примере поэмы «Любовная песнь Альфреда Пруфрока». Цели урока: показать особенности отражения темы «маленького человека» в современной зарубежной литературе; выявить злободневность и актуальность поэмы, привлечь внимание к проблеме «маленького человека»; проанализировать средства выразительности.
-
И.А. Бунин. "Кавказ". Мастерство Бунина-прозаика. 8-й класс 2012
Урок представлен в технологии метода проектов. Проект по типу деятельности – информационный, предметно-ориентированный, предназначен для углубления знаний учащихся в анализе литературного произведения. Знакомство с биографией и основными периодами творчества И.А. Бунина, исследование художественно-выразительных средств языка писателя, размышление над прочитанным позволит ученикам ответить на учебные, основополагающие и проблемные вопросы.
-
Образные параллели рассказа А.Грина "Зеленая лампа" 2012
В основе структуры урока работа творческой мысли: поиск образных параллелей в сюжете произведения, в словесной структуре текста, в сюжетах других произведений. С помощью эйдос-конспекта на уроке создается одна из возможностей вступить в творческий диалог с писателем.
-
Такие разные эпохи. (К литературным произведениям через художественные образы) 2012
Материал дает представление об основных литературных направлениях. В доступной форме учащиеся постигают мировоззрение людей различных эпох. Проводится беседа о произведениях архитектуры, скульптуры, художественного творчества; готовит учащихся к восприятию литературных произведений, относящихся к тому или иному литературному направлению.
-
Пушкинский бал. Школьный проект для 9–11-х классов 2012
Цели проекта: расширение знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина, воспитание чувства гордости за свою страну, свой народ, создавший великую национальную культуру, расширение кругозора учащихся, знакомство с большим количеством литературного, поэтического и музыкального материала пушкинской эпохи, создание необыкновенной, неповторимой атмосферы, где каждый и актер, и зритель одновременно, эстетическое воздействие на эмоции учащихся посредством использования разных видов искусства.
-
Урок-исследование "Омск в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского" 2012
Какую роль сыграл Омск в жизни Ф.М. Достоевского? Четыре года отбывает наказание в остроге писатель, и все это время рядом в нечеловеческих условиях трудятся преступники. Наблюдая их, слушая их разговоры, Достоевский переосмысливает свои взгляды на жизнь, на людей, учится терпению и пониманию. Свой опыт знаменитый писатель воплотит в романах. Здесь Достоевский познакомится с омичами, которые примут деятельное участие в его судьбе: А.Ф. де Граве, И.И.Троицким, четой Капустиных и др.
-
И.А. Крылов "Мартышка и очки". 3-й класс 2012
Цель урока: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
-
"Гой ты, Русь моя родная" (художественные особенности лирики С.Есенина) 2012
Цель урока: научить внимательному, вдумчивому, осознанному чтению, что ведет к проникновению в глубинный смысл текста и помогает раскрыть народность творчества поэта, определить роль цветописи в поэзии С.Есенина.
-
На родине А.Т. Твардовского 2012
Занятие с целью рассказать о родине А.Т. Твардовского. Опираясь на факты биографии, определить тематику стихотворений поэта.
-
Литературная гостиная "Сыны полков" 2012
Автор знакомит учащихся с характером главного героя на основе сопоставления с реальными событиями истории страны. Формирует умения учащихся выразительно читать стихотворения, развивает коммуникативную компетентность учащихся, развивает умения анализировать художественные произведения.