“Серебряный век” русской поэзии
Цели уроков:
- показать особое место поэзии начала XX века в истории русской литературы;
- сформировать представление о поэзии “серебряного века”;
- познакомиться с избранными страницами русской поэзии конца XIX – начала XX веков;
- знать характерные черты литературных течений поэзии “серебряного века”;
- создать у обучающихся общее представление о поэзии “серебряного века”.
Тип урока: лекция-беседа с презентацией учебного материала по теме урока, работа творческих групп.
Оборудование и материалы: презентация к уроку, сборники стихотворений поэтов “серебряного века”, аудиозаписи стихотворений, оформление классной доски, раздаточный материал с тестами для проведения контрольного опроса по теме урока.
1-й урок
I. Организация урока.
Вступительное слово учителя.
Что мы ждём от современной литературы?
Помочь разобраться в нашей действительности.
Выживает тот художник, кто говорит о современности с позиции вечности.
Велика власть художественного слова в русском искусстве нашего столетия. Необычна мелодика, оригинальный, образный строй поэзии, прозы, драматургии.
Позавчерашний день мы помним лучше вчерашнего. Девятнадцатое столетие мы знаем подробнее двадцатого. К этому были вески исторические основания. Поэтому ясен сегодня необычайный интерес к так называемым “белым пятнам” истории, одним из которых и является “серебряный век”.
Что это за явление в русской литературе?
Об этом пойдёт речь сегодня.
Лекция учителя.
II. Поэзия “серебряного века” в контексте истории.
Поэзию “серебряного века” невозможно представить вне исторического контекста. Возникновение новых эстетических явлений происходило на фоне сильного подъёма философской мысли.
Этот фон составляли русско-японская война, трагедия на Ходынском поле, потрясения 1905-1907 годов. История в эти годы вторгалась в повседневную жизнь людей, нарушая её привычное течение.
Поэзии “серебряного века” вырабатывает принципиально новую концепцию человека, стремящегося увидеть в историческом – личное, сделать опыт веков, движение времён достоянием своего внутреннего мира.
Начало века Александр Блок определял как “минуту смятенья и борьбы лжи и правды”.
III. Образование литературных группировок и наступление “серебряного века” русской поэзии.
Это смятение и борьба привели к образованию в литературе многочисленных группировок, которые вели споры и дискуссии о сущности слова, о новых путях развития литературы.
На рубеже веков произошёл неожиданный взлёт поэзии. Именно этот жанр в литературе является наиболее мобильным, способным быстро реагировать на изменения в жизни людей и общества.
Характер, который приняло возрождение поэзии в конце XIX века, свидетельствовал о том, что в истории поэзии наступила новая эпоха, требовавшая новых принципов художественной выразительности и поэтической изобразительности, нового соотношения поэтического слова и жизни.
Наступил “серебряный век”. Он характеризуется несколькими сферами поэтического творчества, каждая из которых имеет своё имя и свой творческий метод.
IV. О термине “серебряный век”.
Сам термин “серебряный век” возник по аналогии с золотым веком русской поэзии – первой половиной XIX века, времени, когда творили Александр Сергеевич Пушкин, Александр Сергеевич Грибоедов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Василий Андреевич Жуковский и другие известные и знаменитые поэты.
Сами термины восходят к античной литературе, писатели того значительного периода в истории человечества полагали, что жизнь человека начинается “золотым”, а заканчивается “железным” веком.
Применительно к поэзии подобное обозначение эпох принято возводить к появившемуся в 1829 году стихотворению Петра Андреевича Вяземского “Три века поэтов”, в котором говорится о безвозвратно ушедшем “золотом веке” (См. Приложение 1).
V. Особенности и границы “серебряного века” русской поэзии.
Принято считать, что начало “серебряного века” русской поэзии – 1890-е годы XIX века, а конец – 1921 год, год смерти Александра Блока. Хотя эта периодизация условна.
Поэты “серебряного века” следовали пушкинским традициям, каждый в меру своего таланта, а их новаторство выражалось в “расширении художественной впечатлительности” и в некоторых вполне умеренных реформах стиха.
Хотя хронологически “серебряный век” русской поэзии занимает два десятилетия, его значение в истории русской литературы огромно.
Владимир Соловьёв, один из русских философов, живших в то время, выразил, очертил в своих проницательных стихах труднейшую задачу художника новых времён:
Всё, изменяясь, изменило,
Везде могильные кресты,
Но будят душу с прежней силой
Заветы творческой мечты.Безумье вечное поэта –
Как свежий ключ среди руин…
Времён не слушаясь запрета,
Он в смерти жизнь хранит один.
В процитированных строчках закодированы линии новой поэзии: поэтика намёка и иносказания, знаковое наполнение обыденных слов и т.д.
Ещё одна важнейшая примета нового искусства – апология мига, мимолётности, сиюминутности – отчётливо звучит в следующих стихах В. Соловьёва:
Подвиг сердца женского,
Тень мужского зла,
Солнца блеск вселенского
И земная мгла…
Что разрывом тягостным
Мучит каждый миг –
Всё ты чувством благостным
В красоте постиг.
Владимир Соловьёв стоит у истоков русского “серебряного века” как старт для духовного взлёта целой культурной общности творцов.
VI. Уникальное художественное пространство поэзии “серебряного века”.
Поэтам “серебряного века” дороги и близки все явления живой природы, культуры, Космоса.
Славлю в равной мере
Капельку и море, –
пишет один символист, а другой как бы откликается:
Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья.
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить я.
Все поэты “серебряного века” любили свою Родину. Россия для каждого из них была нечто святым. Споры о сверхчеловеке в начале века привели к введению новых размеров, воцарению длинной строки, узаконилась каламбурная рифма.
Поэты начала XX века более, чем их предшественники, склонны к манифестам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и отталкиваний.
Одна из этих программ преподана в ставших хрестоматийными строчках Валерия Брюсова:
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Заветы модернизма сформулированы здесь в заострённом виде, однако, именно беззаветное поклонение искусству сближает поэтов, относящихся к “серебряному веку”.
Поэзия “серебряного века” – это уникальное художественное пространство.
2-й урок
Работа творческих групп-теоретиков.
СИМВОЛИЗМ – модернистское течение, утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики является искусство для искусства”, “тайнопись неизречённого”, недосказанность, замена образа.
Суть программы – наша задача – “загипнотизировать читателя” (В.Я. Брюсов), вызвать у него ответное чувство.
Старшие символисты: В. Брюсов, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус, младшие – А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый.
I группа – рассказ о русском символизме, его особенностях, возникновении, путях развития, его характерных признаках..
II группа – краткий очерк жизни и творчества нескольких символистов.
III группа – анализ стихотворений поэтов-символистов. Использование учебников и других материалов.
IV группа – оппоненты подводят итоги.
Обобщение учителя.
Поэты-символисты внесли существенный вклад в развитие отечественной культуры.
Наиболее талантливые из них по-своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти своего места в жизни, в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для художественного осмысления мира.
Им принадлежат серьёзные открытия в области поэтики, ритмики стиха, усиления в нём музыкального начала.
АКМЕИЗМ (адамизм) – модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности, создание зримого конкретного образа. Отточенности деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами.
Если символизм – поэзия намёков, то акмеизм – поэзия точности, ясности.
Суть программы – мы, акмеисты, пришли на смену символистам, мы стали жрецами, дали миру стройность и ясность.
Акмеисты – Н. Гумилёв, С. Городецкий, А. Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельштам.
I группа – рассказ о русском акмеизме, его характерных особенностях, возникновении, путях развития, признаках.
II группа – краткий очерк жизни и творчества нескольких акмеистов.
III группа – анализ стихотворений поэтов-акмеистов с использованием учебника и дополнительного материал.
IV группа – оппоненты подводят итоги.
Обобщение учителя.
Акмеисты призывали очистить поэзию от философии и всякого рода “методологических” увлечений, от использования туманных намёков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями и пороками, злом и несправедливостью, утверждали принцип “искусство для искусства”.
ФУТУРИЗМ – авангардистское направление, течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурное наследие, традиции, делающее попытку создания искусства, устремлённого в будущее.
Если символизм – “поэзия намёков”, акмеизм – поэзия точности, ясности, футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции).
Краткое выражение программы – только мы – лицо нашего времени, мы презираем славу, мы бросаем всем и всем, мы во власти тем, а потому мы – бунтари.
Футуристы – В. Маяковский, В. Каменский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, И. Северянин, Н. Асеев, Б. Пастернак.
I группа – рассказ о футуризме, его особенностях, возникновении, путях развития, характерных признаках.
II группа – краткий очерк жизни и творчества И. Северянина, В. Хлебникова.
III группа – анализ сборника стихотворений И. Северянина “Классические розы” и других стихов футуристов.
IV группа – оппоненты подводят итоги.
Обобщение учителя.
Футуристы объявляли себя противниками современного буржуазного общества, уродующего личность, и защитниками “естественного” человека, его права на свободное индивидуальное развитие.
Футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического наследия, утверждая, что оно безнадёжно устарело.
В условиях революционного подъёма и кризиса самодержавия акмеизм и футуризм оказались нежизнеспособными и к концу 1910 годов прекратили своё существование.
ИТОГИ
Русская поэзия “серебряного века” прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она забрасывала свои семена в будущее. Нить преданий и традиций не прервалась. Поэзия рубежа веков – сложнейшее культурное явление, интерес к которому только начинает просыпаться. Впереди нас ждут новые и новые открытия.
Поэзия “серебряного века” отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас – войной внутренней, гражданской.
Русский “серебряный век” неповторим. Никогда в России не было такого взволнованного сознания, такого напряжения исканий и чаяний.
Свет незабываемых зорь “серебряного века” навсегда останется в истории России.