Выявление и развитие одаренных и талантливых детей в условиях основной общеобразовательной школы через деятельность научного общества учащихся

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа


“Если дети – национальное достояние
любой страны, то одаренные дети –
ее интеллектуальный и творческий
потенциал”
Р.Н. Бунеев

Эффективную поддержку талантливым детям позволил обеспечить приоритетный национальный проект “Образование”, а именно, целевая программа “Одаренные дети”.

В рамках этого проекта работает и наша “ Саргатская основная общеобразовательная школа” а, следовательно, весь педагогический коллектив. В школе работает уже не один год НОУ “Эврика”. Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ.

Приоритетные направления деятельности школьного НОУ “Эврика”.

Способные учащиеся, с которыми работаю, проявляют себя в предметных школьных и районных олимпиадах, блицтурнирах, брейн-рингах, конкурсах эрудитов, спортивных состязаниях, районных творческих марафонах, занимают призовые места на районных научно-практических конференциях, становятся участниками областных конференций.

Работая с одаренными детьми не первый год, считаю, что самым сложным этапом является:

Выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой. На этом этапе использую следующие методы работы:

1. Методы педагогической поддержки развития способностей

Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых ребенок и педагог получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:

– наблюдение;
– коллективный анализ деятельности, размышления;
– рефлексия – самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
– сравнительные характеристики;
– тестирование и анкетирование и др.

2. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:

– метод “мозгового штурма”;
– метод “сократовской беседы” – развитие диалогического мышления, творческих способностей;
– метод мыследеятельности – создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение новой задачи путем использования новых способов ее решения;
– метод деловой игры;
– метод психотренинга – направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок, формирование креативной Я-концепции школьника в аспекте его самосознания и самоотношения, свободного самовыражения и продуктивной самореализации с позиций одаренности.

3. Методы поддержки развития организаторских способностей:

– метод творческого выполнения задач
– метод игры – творческое действие в воображаемых обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества и др.

4. Методы поддержки развития коммуникативных способностей:

– метод создания ситуаций свободного выбора поведения;
– метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, тренинг по этикету и т.д.);
– метод творческого поиска;

На данном этапе осуществляется сотрудничество со школьным психологом, который составляет на каждого ученика “Карту способностей” (на основе методики Д.Хасна и М Кафа). С помощью данной методики можно оценить степень выраженности у ребенка различных видов способностей и определить, какой вид преобладает у него в настоящее время. Это помогает родителям и учителям определить программу дальнейшего развития.

Второй этап – выбор темы, постановка проблем, задач, определение научных результатов. Учащиеся, под моим руководством, выбирают самостоятельно тему, форму написания научной работы.

Третий этап – индивидуальная работа с учащимися – исследователями. Учащиеся самостоятельно собирают фактический материал, сортируют, распределяют по группам, составляют словарики и т.д. Например, работая над темой “Влияние внешних факторов на изменение лексического состава языка”, Могилева Татьяна составила толковый словарик местных Саргатских диалектов, а также словарь неологизмов. Учащиеся Папушина Жанна и Наталья Кабакова для своей работы по обрядовой поэзии встречались со старожилами поселка, собирали произведения устного народного творчества. Работали в Саргатском краеведческом музее, изучали одежду , быт крестьян.

Четвертый этап – оформление выполненных исследований. Самостоятельно печатают и оформляют научную работу. Готовят презентацию для выступления на научно-практической конференции.

Пятый этап – ежегодная научно-практическая конференция в школе, районе и области.

Исследовательскую работу мои ученики успешно продолжают и в других учебных заведениях района, области.

Согласно исследованиям академика А.М.Матюшкина, детская одаренность – это прежде всего высокие творческие возможности ребенка, его способность к достижению оригинального результата в какой-либо области. Одаренные отличаются от обычных мальчиков и девочек не столько способностью усваивать чужое, сколько потенциалом создавать свое.

Именно они имеют наибольший шанс стать если не новыми Ломоносовыми или Чайковскими, то Профессионалами с большой буквы.