Цель урока:
Создать условия для понимания учащимися тесной взаимосвязи литературы и истории.
Задачи:
– вспомнить особенности эпохи правления императора Александра I, а также основные исторические события этой эпохи;
– помочь обучающимся увидеть влияние исторических процессов эпохи на формирование мировоззрения писателя и на тематику его произведений;
– способствовать формированию целостного, синтезированного восприятия изучаемых произведений той эпохи;
– воспитывать интерес учащихся к отечественной истории, культуре и литературе;
– развивать умение работать с дополнительной литературой и находить материалы к уроку в Интернете; создавать презентации;
– развитие речи учащихся, обучение выразительному чтению.
Оборудование:
Выставка предметов культуры и быта первой четверти XIX века; проектор, экран, компьютер, презентации, подготовленные учащимися; плакат “Поэт и эпоха”; портреты Александра I, А.С.Пушкина, лицеистов-друзей Пушкина; иллюстрации к событиям первой четверти XIX века.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: литературно-музыкальная композиция с элементами беседы.
Ход урока
Вступительное слово учителя литературы: Начиная с 8-го класса, мы с вами говорим о тесной связи литературы и истории. Продолжаем этот разговор и в 9-м классе, отмечая, что общественно-политический строй оказывает влияние на тематику и проблематику произведений писателя, поэта. Творчество А.С.Пушкина тесно связано с правлением таких императоров, как Александр I и Николай I. Сегодня мы ещё раз обратимся к эпохе Александра I, вспомним особенности его времени, основные исторические события той эпохи и попробуем проследить взаимосвязь исторической эпохи и творчества поэта.
Учитель истории: Расскажите о событиях, предшествовавших восшествию на престол Александра I. (ответы учащихся)
Фрагмент фильма “Бедный, бедный Павел” (конец). По окончании фрагмента на экран выводится портрет императора Александра I.
Эпизод первый
Ученик: В ночь на 11 марта 1801 года начинается новая эпоха в русской истории. В Петербурге царила атмосфера праздника! Рассказывали, что по одному из петербургских тротуаров в то утро проскакал гусар с криком: “Ура! Теперь все можно!”. От Александра I ждали “дней... прекрасное начало...” Но царствование императора Александра I можно назвать, пожалуй, одной из самых противоречивых эпох русской истории.
Ученик:
Вот как писал о нем Пушкин:
Он человек! Им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
Взойдя на престол, Александр I объявил, что будет править “по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей”.
Учитель истории: Что вы знаете о воспитании будущего императора? Как вы понимаете слова Александра? (ответы учащихся)
Ученик: Александр отменил все вызывавшие раздражение дворянства нововведения Павла I, восстановил “жалованные грамоты” дворянству и городам, смягчил цензуру, освободил дворян и духовенство от телесных наказаний, объявил амнистию всем бежавшим за границу, вернул из ссылки опальных, упразднил Тайную экспедицию, занимавшуюся сыском и расправой. За время своего правления Александр создал в России систему университетского образования. При нем появился и Царскосельский лицей. Век Просвещения широко шагнул в российскую жизнь. Современники нарекли императора Благословенным.
Ученик:
Открылся бал. Кружась, летели
Четы младые за четой;
Одежды роскошью блестели,
А лица – свежей красотой.
(А.И. Одоевский, “Бал”)
Фрагмент бала из художественного фильма “Война и мир”
Ученик: Но скольким мечтам в России так и не суждено было сбыться… Своё время Денис Давыдов характеризовал так:
Был век бурный, дивный век:
Громкий, величавый;
Был огромный человек,
Расточитель славы.
То был век богатырей!..
Ученик: Первая четверть ХIХ века – это Пушкин и Чаадаев, Грибоедов и Радищев, Жуковский и Одоевский, герои Отечественной войны и декабристы…
Один из героев стихотворения “Бородино” Лермонтова, сравнивая участников войны 1812 года с молодыми людьми 30-х годов, вспоминал:
– Да, были люди в наше время,
Не то что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Эпизод второй
Ученик: Два события первой четверти нового века стали решающими для формирования новых идей, мыслей. Первое – Отечественная война 1812 года, возбудившая патриотические чувства. Никогда ещё русское оружие не покрывало себя такой громкой славой.
Учитель истории: Назовите основную битву Отечественной войны 1812 года. Когда она произошла? Каковы ее итоги?
Фрагмент из художественного фильма “Война и мир” (Бородинское сражение)
Чтец:
Умолкнул бой. Ночная тень
Москвы окрестность покрывает;
Вдали Кутузова курень
Один, как звездочка, сверкает.
Громада войск во тьме кипит,
И над пылающей Москвою
Багрово зарево лежит
Необозримой полосою.
На экран выводится портрет Дениса Давыдова со стихами Петра Шаликова (“В нём храбрость, ум, талант и чувство благородства / Блистают равными чертами превосходства”.)
Ученик: Автор этих строк – “поэт, рубака, весельчак”, “воин и поэт”, “поэт и партизан”, лихой гусар Денис Давыдов, о котором Василий Андреевич Жуковский писал:
Давыдов, пламенный боец,
Он вихрем в бой кровавый;
Он в мире счастливый певец
Вина, любви и славы.
Подготовленный ученик с кратким рассказом о судьбе Д.Давыдова.
Отрывок из фильма “Эскадрон гусар летучих” с песней “Я люблю кровавый бой”
Ученик: Вот они – герои войны 1812 года: ( презентация с портретами героев, подготовленная учащимися).
Эпизод третий
Ученик: В декабре 1812 года остатки армии Наполеона были изгнаны из России. На территории Европы ещё гремели орудия, а в России все ждали перемен. Ведь в освобождении страны участвовал весь народ. Неужели царь оставит в крепостном рабстве людей, которые спасли своё Отечество? Не может этого быть! Так думали не только крестьяне и солдаты. Так думали многие молодые дворяне, сражавшиеся рядом с ними.
Ведущий: Вот наконец победоносные русские полки возвратились домой! Время шло. А перемен не было. Крестьяне по-прежнему были крепостными. Солдаты по-прежнему терпели бессмысленную муштру и жестокие наказания. Царь Александр I не собирался менять порядки в стране. И тогда те молодые офицеры-дворяне, которые на биваках между сражениями мечтали о лучшей, свободной жизни для России, стали организовывать тайные общества, чтобы заставить царя дать свободу своей стране.
На экран выводятся цитаты:
- Я нахожу в России два состояния – рабы государевы и рабы помещичьи…действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов. (Сперанский)
- От людей можно отделаться, от их идей нельзя. (Лунин)
- Восстание 14 декабря, как факт, имеет мало последствий, но как принцип имеет огромное значение. (Лунин)
- И, забывая о себе, всё в жертву Родине приносит. (К.Ф.Рылеев)
- Я и в цепях буду вечно свободен. (Каховский)
Учитель истории: Как назывались тайные общества? Кто их возглавлял? Какие требования они выдвигали в своих программах? (Ответы учащихся)
Ученик: Второе важнейшее событие первой четверти XIX века – восстание декабристов. Контраст светлых помыслов и трагедии декабристов заставил Пушкина назвать это время “жестоким веком”.
Чтец: Стихотворение А.С.Пушкина “К Чаадаеву”
Эпизод четвертый
Ученик: Когда сегодня мы говорим о любви к Родине, о чести, о достоинстве – мы вспоминаем не только героев 1812 года, но и декабристов. Это было давно. Очень давно. Почти двести лет назад. Нам, нынешним, трудно понять, ради чего представители дворянства, князья, наследники древних родов, герои восемьсот двенадцатого года отказались от блестящего будущего, спокойного и безбедного настоящего. Ради чего они пожертвовали всем: судьбою близких, домом, карьерой, положением в обществе, молодостью, жизнью?
“Песня кавалергарда” исполняют учащиеся под гитару.
Ученик: они были удивительно бескорыстны и благородны, эти представители “золотой молодёжи” “золотого века”. Они не могли быть счастливы, когда несчастливы другие. Наиболее решительные из них, как мы уже вспоминали, хотели свергнуть императора, объявить Россию республикой и отменить крепостное право. Они хотели, чтобы все граждане были равны перед законом, чтобы народ принимал участие в управлении государством, чтобы солдаты служили не 25 лет, а гораздо меньше и не подвергались телесным наказаниям.
Чтец:
Освобождённая Россия –
Какие дивные слова!
В них пробуждённая стихия
Народной гордости – жива!
Как много раз в былые годы,
Мы различали властный зов:
Зов обновленья и свободы,
Стон – вызов будущих веков!
Ведущий: Россия помнит имена декабристов…
Презентация “Галерея декабристов”, подготовленная учащимися (на фоне музыки)
Эпизод пятый
Ученик: Утром 14 декабря на Сенатскую площадь под водительством братьев Бестужевых и князя Щепина-Ростовского вышел Московский гвардейский полк. За ним – моряки Гвардейского экипажа и лейб-гренадеры. Всего чуть более трех тысяч человек.
Фрагмент фильма “Звезда пленительного счастья” (на Сенатской площади).
Ученик: Сейчас, 200 лет спустя нам так хорошо видны их промахи и ошибки, и те преграды, которые можно было преодолеть, и те обстоятельства, что нельзя было изменить... Глас свободы раздавался не долее нескольких часов, но и то приятно, что он раздавался. В четыре часа дня Николай приказал начать расстреливать из пушек стоящие на площади войска – практически в упор. Разбитые стекла зазвенели, падая на землю, но люди стояли безмолвно и неподвижно... Кипящая кровь струилась по мостовой, растопляя снег, потом сама, алея, замерзала.
Через несколько дней в зимней украинской степи так же бьющая картечью батарея остановила и рассеяла мятежный Черниговский полк, который вели Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин. Восстание было разгромлено. Начались аресты и следствие.
Ученик: По делу декабристов к ответу были привлечены 579 человек. 120 декабристов были осуждены на многолетнюю каторгу и вечное поселение в Сибири. Они были лишены всех своих гражданских прав, наград, титулов. 36 были приговорены к смерти, но Николай помиловал – и казнены были пятеро: Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Пётр Каховский, Сергей Муравьёв-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин.
На экране – портреты казнённых декабристов и обелиск на месте казни (презентация подготовлена учащимися).
Чтец: в стихотворении Н.П.Огарева “Памяти Рылеева” есть такие слова:
Бунт, вспыхнув, замер. Казнь проснулась.
Вот пять повешенных людей…
В нас сердце молча содрогнулось,
Но мысль живая встрепенулась,
И путь означен жизни всей.
Ученик: Могила декабристов осталась неизвестной. Весной 26-го года два поэта: Жуковский и Пушкин – собрали несколько горстей земли у стены Петропавловской крепости, где были казнены декабристы. (Фотография с места казни) Оба хранили эту землю до смерти как священную реликвию.
Эпизод шестой
Ученик: Формально Пушкин не состоял ни в одном из декабристских обществ, но с юных лет был тесно связан с будущими декабристами. Его лучшие друзья по Лицею: Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер — участники восстания 14 декабря. Пушкин был дружен также с Рылеевым, Николаем Тургеневым, Орловым, Глинкой, Давыдовым, Александром Бестужевым и другими. Пушкин был знаком со всеми лидерами тайных обществ – Пестелем, Трубецким, Муравьевыми. И только их желание уберечь поэта было препятствием его участию в мятеже. Его вольнолюбивая гражданская поэзия стала поэтическим выражением идей декабризма.
Учитель литературы: Какие стихотворения Пушкина, относящиеся к гражданской лирике, вы помните? (ответы учащихся)
Диалог в исполнении учащихся:
Автор: В сентябре 1826 года, вскоре после расправы с декабристами, государь вызвал к себе сочинителя Пушкина.
Император: Действительно ли ты был дружен со многими из тех, которые в Сибири?
Пушкин: Право, государь, я многих из них любил и уважал, и продолжаю питать к ним те же чувства.
Император: Но принял бы ты сам участие в четырнадцатом декабря, если бы был в Петербурге?
Пушкин: Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нём. Одно лишь отсутствие спасло меня...
Автор: “Поэт в России – больше, чем поэт”. Поэт – голос своей страны. Если в стране бесправие и безгласие, он не может молчать. Пушкин остаётся верен дружбе и друзьям, пытается поддержать их в трудных условиях.
Чтец:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье...
Чтец:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы.
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Чтец:
...Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
Ученик: Одна из ведущих черт лучших представителей того поколения – верность чести и долгу. Таким был и Александр Сергеевич Пушкин. Помните эпиграф к “Капитанской дочке” – “Береги честь смолоду…”? А пушкинское “Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы…”? Лермонтов о Пушкине писал: “Погиб поэт, невольник чести…”.
Учитель литературы: Каковы основные темы лирики А.С.Пушкина до 1825 года? Каков пафос его творчества? Приведите примеры стихотворений поэта. (Возможно чтение стихотворений или отрывков наизусть)
Ученик: Это было давно. Очень давно. Почти 200 лет назад. Но это было. Это наша история, наша культура, наша память.
Ученик: Шли годы. Об Александре I стали забывать. Слава же Пушкина продолжала расти. Начало XIX века в России называли уже не “Александровской эпохой”, а “Пушкинским временем”.
Чтец:
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущённые народы;
И высились, и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари.
Фрагмент художественного фильма “О бедном гусаре замолвите слово” (Песня о героях войны 1812 года).
Заключительное слово учителя: Сегодня мы постарались проследить связь поэзии Пушкина с его временем. В 1825 году императором становится Николай I. Изменяется внутренняя политика государства, ужесточается цензура. На уроках литературы мы продолжим знакомство с произведениями поэта и сможем проследить за изменениями в его творчестве.
Домашнее задание: инд.задание – сообщение о России во времена Николая I. Все: рассказ о жизни А.С.Пушкина в 1826-1836 гг. и его творчестве в этот период.
Использованная литература:
- Алексеев. С. Декабристы. – М.: “Детская литература”, 1969.
- Гордин.Я. День 14 декабря. Рассказы. – М.: “Детская литература”, 1973.
- Декабристы в воспоминаниях современников./ Под ред. В.А.Федорова. – Изд. Московского университета, 1988.
- Эйдельман.Н.Я. Твой девятнадцатый век. – М.:АСТ: Астрель, 2010.
- Стихотворения (и отрывки) А.С.Пушкина, Д.В.Давыдова, М.Ю.Лермонтова.