Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. П. Гайдара.
2. Развивать навык анализа прочитанного текста; составления плана.
3. Воспитывать стремление к добрым поступкам, к труду, любовь к Родине.
Оборудование: рассказ “Горячий камень”, портрет А. П. Гайдара, рисунки учащихся.
Словарная работа: рассказ.
Ход урока
I. Сообщение учителя о А. П. Гайдаре.
- Сколько лет было Гайдару, когда он ушел в Красную Армию?
- Как он отзывался о службе в Красной Армии?
- О чем пишет Гайдар в своих произведениях? Что хочет рассказать?
II. Работа с текстом.
Вопросы для беседы по частям текста:
I часть
- Почему люди думали, что старик в жизни видел много горя?
- Чем он занимался на селе?
II часть
- Зачем Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад?
- Что с ним произошло?
- Почему старик отпустил Ивашку?
III часть
- Как Ивашка набрел на камень?
- Почему он решил, что камень волшебный?
- Почему надпись на камне огорчила Ивашку?
IV часть
- Как решил Ивашка поступить?
- Что старик приказал ему сделать?
V часть
- О чем думал Ивашка, когда тянул камень на гору?
VI часть
- Почему старик не стал разбивать камень?
- Для чего старик приказал Ивашке вытащить камень на гору?
VII часть
- Почему долгие годы камень оставался неразбитым?
III. Инсценирование эпизода.
Для работы возьмем VI часть, разговор Ивашки со стариком на горе.
Предварительная беседа.
- В каком душевном состоянии находился Ивашка, ожидая старика?
- Как старик разговаривал с Ивашкой?
- Что он сказал ему? Как мальчик это воспринял?
- Что должен был понять Ивашка? Чего хотел старик?
IV. Составление плана рассказа “Горячий камень”.
Примерный план.
- Колхозный сторож.
- Добрый старик.
- Ивашка набрел на камень.
- Благородный Ивашка.
- Тяжелая работа.
- Разговор на горе.
- Неразбитый камень.
V. Подведение итогов урока.
- Чему учит рассказ “Горячий камень”?
- Что в рассказе похоже на сказку?
- Почему рассказ называется “Горячий камень”?
VI. Домашнее задание: пересказ близкий к тексту по составленному плану.