Тип урока: творческая мастерская.
Цели урока:
- совершенствование знаний о народной и литературной сказках, о пословице;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие образного мышления, фантазии;
- воспитание любви к родному слову;
- нравственное воспитание учащихся.
Оборудование:
- магнитофон с записью песни «Лесной олень»;
- карта путешествия по стране «Творландия»;
- раздаточный материал с элементами сказок;
- компьютерная презентация урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку.
II. Постановка целей урока.
Сегодня, ребята, мы третий раз путешествуем в страну Творландию. Давайте вспомним девиз наших уроков – творческих мастерских и произнесём его хором. Он написан на карте путешествий: «Твори, выдумывай, пробуй!»
Цель нашего сегодняшнего путешествия – создание литературной сказки по пословице.
А как мы перемещаемся в Творландию? Давайте послушаем отрывок из песни «Лесной олень» и окажемся в волшебной стране.
III. Психологический настрой учащихся.
Слушание песни
IV. Актуализация знаний.
Итак, мы в стране,
Где ждут нас превращения.
Не обойдется без прикрас
Рассказ мой, без сомнения.
Страна Творландия встречает нас
Страна воображения.
Как всегда путешествовать по волшебной стране нам помогает книжонок Прохор. А вот и он.
Книжонок Прохор: Здравствуйте, ребята!
Чтобы написать сказку по пословице, надо много знать о народной и литературной сказках. А что вы знаете о сказках? Проведём викторину.
- Что такое сказка?
- Какие виды народных сказок вы знаете?
- Что такое сюжет?
- Что такое композиция?
- Какова идея фольклорных сказок?
- Чем литературная сказка отличается от народной?
V. Проверка домашнего задания.
На предыдущем уроке мы изучали сказку В.И. Даля «У тебя у самого свой ум»
- Перечислите героев сказки (козёл, глупая овца, огородник).
- Перескажите коротко сюжет сказки.
- На какой вид народных сказок похожа эта сказка? (Сказка о животных)
- Какой урок можно извлечь из этой сказки?
- Какой пословицей можно закончить эту сказку? (Чужим умом жить – добра не нажить)
VI. Актуализация знаний.
Книжонок Прохор:
- Ребята, а что такое пословица?
- Какие пословицы вы знаете?
- Как вы их понимаете?
VII. Физкультминутка.
VIII. Подготовка к творческой работе.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе и беда.
И наша речь полна пословицами:
Давайте помнить их всегда!
Сейчас, ребята, вы получите волшебные конверты-помощники, где содержатся заданные элементы сказок, по которым вам предстоит написать свои собственные сказки.
Без команды, пожалуйста, конверты не вскрывайте.
Чтобы получить такой конверт, надо правильно угадать продолжение пословицы.
Я говорю начало, книжонок Прохор предлагает варианты ответов, а вы выбираете правильный вариант.
Учитель: Слово не воробей …
Книжонок Прохор:
- не разгонит голубей;
- учительница не заметит;
- вылетит – не поймаешь.
Учитель: Семь раз отмерь…
Книжонок Прохор:
- один раз выкинь;
- и с температурой в школу не пойдёшь;
- один отрежь.
Учитель: Не зная броду, не суйся…
Книжонок Прохор:
- к доске;
- к директору;
- в воду.
Учитель: Без труда не вытащишь и …
Книжонок Прохор:
- жвачку из волос;
- меня из Интернета;
- рыбку из пруда.
Учитель: Дарёному коню …
Книжонок Прохор:
- хвост не отрывают;
- зубы не чистят;
- в зубы не смотрят.
IX. Объяснение творческого задания.
Ваша задача: используя элементы сказок, которые есть в волшебных конвертах, написать небольшую сказку по пословице. Сказка должна чему-то научить читателя и заканчиваться данной пословицей.
Работайте в парах, записывайте одну сказку на двоих, но каждый в своей тетради.
X. Выполнение творческого задания.
Написание сказки.
XI. Подведение итогов.
Чтение написанных сказок.
XII. Домашнее задание.
Наше путешествие в страну Творландию завершается. Дома, пожалуйста, запишите и оформите сказки на альбомных листах, чтобы мы могли собрать рукописную книгу «Сказки по пословице» За выполнение этого задания вы получите отметку. Благодарим за помощь книжонка Прохора.
Литература:
- Литература 6 класс: Поурочные планы (по программе А.Г. Кутузова) / Составитель Л.М. Серегина – Волгоград: Учитель, 2004.
- Литература 5-7 классы: викторины, занимательный материал. Автор-составитель В.В. Духно, О.В. Сухова – Волгоград: Учитель, 2009.