Цель: обучающая - обобщение изученного, повторение литературоведческих
терминов
развивающая – развитие речи, памяти, абстрактного мышления,
воображения
воспитывающая - 1) воспитание высоких нравственных качеств
2) воспитание интереса к литературе
Урок пройдёт в форме соревнований. Класс необходимо разделить на 3 команды, придумать название. На доске оформлены 5 страниц: биографическая, прозаическая,
поэтическая, литературоведческая и лирическая. Команды приготовят по одному комплекту карточек с цифрами от 1 до 6. За каждый правильный ответ вручается жетон.
Вступительное слово. Ребята, сегодня у нас пройдёт необычный урок. Это урок-путешествие. А путешествовать мы будем по страницам русской литературы. Мы закончили изучение произведений русских писателей в курсе литературы 6 класса.
Два самых больших раздела посвящены произведениям русских писателей 19 и 20 века.
Со многими поэтами и писателями вы встретились впервые. Кроме этого вы узнали новые литературоведческие термины. Эта игра позволит проверить, как вы запомнили стихи и рассказы, изученные в 6 классе, как научились пользоваться выразительными средствами языка.
1 страница – биографическая
На доске:
1. Некрасов 4. Чехов
2. Лесков 5. Платонов
3. Пришвин 6. Заболоцкий
(Вопросы для всех, отвечают одновременно карточками от 1 до 6)
1) Эпиграфом к изучению чьих произведений являются слова: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю»? ( Пришвин -3)
2) Чей это псевдоним – Антоша Чехонте? ( Чехов – 4)
3) Кто из писателей жил в большой семье из 10 человек и любил «кроме поля, деревни,
матери и колокольного звона ещё и паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу»? (Платонов – 5)
4) Кто из писателей родился в 1821 году? (Некрасов -1)
5) Кто из названных русских писателей в 1938 году был несправедливо лишён свободы,
Работал на лесоповале, строил дорогу на лютом сибирском морозе? (Заболоцкий – 6)
2 страница – прозаическая
1) Какой рассказ начинается словами… (задание в конвертах)
1 конверт: а) Бабушка возвратилась от соседей и сказала, что левотьевские ребятишки собираются на увал по землянику и велела сходить с ними?
( В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»)
б) Последний день перед Рождеством прошёл. (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)
2 конверт: а) В одном селе возле Блудова болота, в районе города Переславль- Залесского, осиротели двое детей. ( М.М. Пришвин «Кладовая солнца»)
б) В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своём поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович. ( А.С.Пушкин «Метель»)
3 конверт: а) Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. ( Н.С.Лесков «Левша»)
б) Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? ( В.Г.Распутин «уроки французского»)
2) Герою какого рассказа принадлежат эти вещи?
(Положить вещи в три разные коробки, команды выбирают)
- Копейки («Уроки Французского»)
- Молоток и гвозди («Левша»)
- Яблоки (« Корова»)
3) Чей это портрет?
А) Ему было всего только 10 лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный,
лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
(Митраша)
Б) «Лгут люди, я совсем не хороша…» Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими чёрными очами и невыразимо приятной усмешкой вдруг доказало противное. (Оксана)
В) Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчик с разбитым лицом., неопрятный без матери и одинокий в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах… (герой рассказа Распутина «Уроки французского»)
3 страница – поэтическая
На доске:
1. Есенин 4. Тютчев
2. Рубцов 5. Заболоцкий
3. Никитин 6.Некрасов
( Вопросы для всех, отвечают одновременно карточками от 1 до 6)
1. Какому поэту принадлежат стихи?
А) Поутру вчера дождь |
Б) Мелколесье, степь и дали. |
В) Вылетев из Африки в апреле, |
Г) Неохотно и несмело |
Д) Звезда полей во мгле заледенелой, |
2. Определить размер стиха и рифму. ( Каждая команда вытягивает листок со строчками стихотворения)
А) Ярко звёзд мерцанье |
Б) Сияет солнце, воды блещут, |
В) Где гнутся над омутом лозы, |
4 страница – литературоведческая
Литературоведение –это наука о законах построения художественного произведения,
о выразительных средствах, которые используют писатели.
Знание этих тонкостей помогает в изучении произведений.
1. Теоретическая часть. Что это?
На доске:
1. Аллитерация 4. Метафора
2. Инверсия 5. Эпитет
3. Антитеза 6. Композиция
(Вопросы для всех, отвечают одновременно карточками от 1 до 6)
1) Построение художественного произведения (композиция- 6)
2) Слово или выражение, употреблённое в переносном значении вместо другого
слова, т.к. между обозначаемыми предметами есть сходство (метафора-4)
3) Повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую
выразительность (аллитерация-1)
4) Противопоставление образов, эпизодов, картин, слов (антитеза-3)
5) Необычный порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности речи (инверсия-2)
2.Практическая часть. Найти выразительные средства в стихотворении Тютчева «Чародейкою Зимою…»
5 страница – лирическая
Чтение любимых стихотворений учащимися (можно не оценивать)
Заканчивается урок подведением итогов, награждением команд.