Урок-путешествие "По страницам русской литературы"

Разделы: Литература


Цель: обучающая  - обобщение изученного, повторение литературоведческих терминов
развивающая –  развитие речи, памяти, абстрактного мышления, воображения
воспитывающая  - 1) воспитание высоких нравственных качеств
2) воспитание интереса к литературе

Урок пройдёт в форме соревнований. Класс необходимо разделить на 3 команды, придумать название. На доске оформлены 5 страниц: биографическая, прозаическая,
поэтическая, литературоведческая и лирическая. Команды приготовят  по одному комплекту карточек с цифрами от 1 до 6. За каждый правильный ответ вручается жетон.

Вступительное слово. Ребята, сегодня у нас пройдёт необычный урок. Это урок-путешествие. А путешествовать мы будем по страницам русской литературы. Мы закончили изучение произведений русских писателей в курсе литературы 6 класса.
Два самых больших раздела посвящены произведениям русских писателей 19 и 20 века.
Со многими поэтами и писателями вы встретились впервые. Кроме этого вы узнали новые литературоведческие термины. Эта игра позволит проверить, как вы запомнили стихи и рассказы, изученные в 6 классе, как научились пользоваться выразительными средствами языка.

1 страница – биографическая

На доске:
1. Некрасов                          4. Чехов
2. Лесков                              5. Платонов
3. Пришвин                          6. Заболоцкий

(Вопросы для всех, отвечают одновременно карточками от 1 до 6)

1) Эпиграфом к изучению чьих произведений являются слова: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю»? ( Пришвин -3)
2) Чей это псевдоним – Антоша Чехонте? ( Чехов – 4)
3) Кто из писателей жил в большой семье из 10 человек и любил «кроме поля, деревни,
матери и колокольного звона ещё и паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу»? (Платонов – 5)
4) Кто из писателей родился в 1821 году? (Некрасов -1)
5) Кто из названных русских писателей в 1938 году был несправедливо лишён свободы,
Работал на лесоповале, строил дорогу на лютом сибирском морозе? (Заболоцкий – 6)

 2 страница – прозаическая

1) Какой рассказ начинается словами…  (задание в конвертах)
1 конверт:  а) Бабушка возвратилась от соседей и сказала, что левотьевские    ребятишки собираются на увал по землянику и велела сходить с ними? ( В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»)

 б) Последний день перед Рождеством прошёл. (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

2 конверт: а) В одном селе возле Блудова болота, в районе города Переславль- Залесского, осиротели двое детей. ( М.М. Пришвин «Кладовая солнца»)

б) В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своём поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович. ( А.С.Пушкин «Метель»)

3 конверт:  а) Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. ( Н.С.Лесков «Левша»)

б) Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? ( В.Г.Распутин «уроки французского»)

2) Герою какого рассказа принадлежат эти вещи?
(Положить вещи в три разные коробки,  команды выбирают)
- Копейки («Уроки Французского»)
- Молоток и гвозди («Левша») 
- Яблоки (« Корова»)

                               

3) Чей это портрет?
А) Ему было всего только 10 лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный,
лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. (Митраша)

Б) «Лгут люди, я совсем не хороша…» Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими чёрными очами и невыразимо приятной усмешкой вдруг доказало противное. (Оксана)

В) Посмотреть, конечно,  было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчик с разбитым лицом., неопрятный без матери и одинокий в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах…  (герой рассказа Распутина «Уроки французского»)

3 страница – поэтическая
На доске:
                  1. Есенин                                                   4. Тютчев
                  2. Рубцов                                                   5. Заболоцкий
                  3. Никитин                                                6.Некрасов

( Вопросы для всех, отвечают одновременно карточками от 1 до 6)

1. Какому поэту принадлежат стихи?

А) Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман 
облаками вставал.  (Никитин-3)

Б) Мелколесье, степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.  (Есенин-1)

В) Вылетев из Африки в апреле, 
К берегам отеческой земли 
Длинным треугольником летели, 
Утопая в небе, журавли. ( Заболоцкий-5)

Г) Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
 Принахмурилась земля. (Тютчев-4)

Д) Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело ,
И сон окутал родину мою…      (Рубцов-2)

 

2. Определить размер стиха и рифму. ( Каждая команда вытягивает листок со строчками стихотворения)

А) Ярко звёзд мерцанье
В синеве небес; 
Месяца сиянье
падает на лес. 
(хорей, рифма перекрёстная) 

 Б) Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
(Ямб, рифма перекрёстная)

В) Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печёт,
Летают и плещут стрекозы,
Весёлый ведут хоровод.
(амфибрахий, рифма перекрёстная)

 

4 страница – литературоведческая

 Литературоведение –это наука о законах построения художественного произведения,
о выразительных средствах, которые используют писатели.
Знание этих тонкостей помогает в изучении произведений.
1. Теоретическая часть. Что это?
На доске:
1. Аллитерация                                4.  Метафора
2. Инверсия                                      5.  Эпитет
3. Антитеза                                       6.  Композиция  

(Вопросы для всех, отвечают одновременно карточками от 1 до 6)
1) Построение художественного произведения (композиция- 6)
2) Слово или выражение, употреблённое в переносном значении вместо другого слова, т.к. между обозначаемыми предметами есть сходство (метафора-4)
3) Повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую  выразительность  (аллитерация-1)
4)  Противопоставление образов, эпизодов, картин, слов  (антитеза-3)
5)  Необычный порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности речи   (инверсия-2)

2.Практическая часть. Найти выразительные средства в стихотворении Тютчева «Чародейкою Зимою…»

5 страница – лирическая

Чтение любимых стихотворений учащимися  (можно не оценивать)

Заканчивается урок подведением итогов, награждением команд.