Урок-сюрприз "Осенние блики любви" (по мотивам творчества И.А. Бунина и А.И. Куприна). 12-й класс

Разделы: Литература


Форма урока: Урок – сюрприз (по мотивам творчества И.А.Бунина и А.И. Куприна)

Цель урока: Развитие творческих способностей учащихся на материале художественных произведений И.А.Бунина и Куприна;

Задачи урока:

развивать умение не только видеть изобразительно-выразительные средства в художественных текстах русских писателей, но и умело использовать их в своих собственных творческих работах;
– готовить учащихся к выполнению задания В-8 Единого государственного экзамена;
– воспитывать любовь к родной природе, сопричастность к окружающему миру, толерантность, внимательное отношение к одноклассникам.

Оборудование: Выставка книг И.А.Бунина и А.И.Куприна; презентация по произведению А.И. Куприна “Гранатовый браслет”, кроссворды, викторина, составленные на основе произведений Бунина и Куприна; телевизор, видеомагнитофон, выставка сочинений-миниатюр.

Ход урока

1. Слово учителя.

Дождь осенний сыплет за окном,
Мы сидим, страницы Бунина читая,
Откровенно говорим сейчас о том,
Что жизнь, как легкое дыхание, витает,
Что она хрупка, она – всего лишь миг,
Пролетит, кого-то озаряя,
И растает в небе слабый лик,
В памяти любимых оживая.
Бунин учит: надо жить взахлеб,
Ставить цели, счастья добиваться,
И настигший Солнечный удар, чтоб
Дал любовью нам очароваться.
И Куприн ведет нас за Олесей
В церковь, чтоб с любимым долго жить…
Разве можно тем, кто прикоснулся,
Ту историю любви забыть.
И любовью дышат все страницы,
Унося нас в дальние края,
Где в Полесье звонко пели птицы,
Где в лесу красавица жила.
Там любовь – трагедия и счастье,
Там за радостью идет печаль,
Яркость дня сменяет там ненастье,
Но случившейся любви совсем не жаль.
И звучит трагично и прекрасно
Гимн любви в Бетховенской сонате,
Верим мы: любовь дается не напрасно,
Хоть порой она, что пляска на канате.
Надо жить, кого-то согревая,
И ценить все то, что дал нам Бог.
Пусть в душе, святым огнем пылая,
С нами будет Вера и Любовь.

Мне захотелось начать наш урок именно с этих строк, написанных учеником 12 класса Первойкиным Александром по мотивам произведений Ивана Алексеевича Бунина и Александра Ивановича Куприна. Мы с вами закончили изучать творчество этих известных писателей. Два этих имени навсегда останутся в сердцах людей, кому дороги история и судьбы России. Ни одно из прочитанных произведений не оставило нас равнодушными, мы не только знакомились с сюжетом, композицией, но и искали ответ на вопрос, почему так притягательны произведения Бунина и Куприна, почему они волнуют нас, и в чем их бессмертие? Темы, идеи их произведений понятны и близки каждому из нас. В прозвучавшем стихотворении были названы произведения, которые мы прочитали, и даже переданы некоторые сюжеты.

Сегодня мы проводим заключительный урок по мотивам творчества И.А.Бунина и А.И. Куприна. На этом уроке мы поделимся тем, как повлияли на нас произведения Бунина и Куприна. Мы решили провести урок-сюрприз.

– Ребята, а как вы понимаете слово “сюрприз”? Что может произойти на нашем уроке? (Сюрприз – это неожиданный подарок.) А подарки всегда приятно получать, но их еще и приятно дарить. Тема нашего урока “Осенние блики любви”. Как вы понимаете слово “блики” (отблески на темном фоне).
– Темный фон осенней природы, жизни и на фоне этого темного фона отблески счастья, любви.

Ведущей темой творчества этих двух известных русских писателей является тема любви. Много у них общих подходов к этой теме, но есть и отличие. Предлагаю послушать выступление “Тема любви в творчестве И.А. Бунина и А.И. Куприна”.

2. Выступление учащегося (задание перед уроком давалось индивидуально).

3. Терминологическая викторина. Я приготовила для вас сюрприз – это викторина, в основу которой легли отрывки из произведений Бунина и Куприна. Ваша задача: прочитать отрывок, найти в нем изобразительно-выразительные средства и назвать их.

1. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной (аллитерация)

2. Воздух так чист, точно его совсем нет, но по всему саду раздаются голоса и скрип телег (сравнение).

3. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою – слава Тебе.

Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю – слава Тебе!.."

(Эпифора.)

4. Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. (Анафора.)

5. Печален долгий вечер в октябре.
Любил я осень позднюю в России,
Любил лесок багряный на горе,
Простор полей и сумерки глухие (эпитеты)

3. Глубоко, странно лес молчал (олицетворение)

Подведение итогов, выявление лучшего знатока литературных терминов.

Вывод: неповторимость поэзии и прозы зависит и от изобразительно-выразительных средств, которые используют авторы.

5. Беседа о любимых страницах литературных произведений И.А. Бунина и А.И. Куприна? (Каждый ученик к уроку готовил свое представление любимых страниц произведений Бунина и Куприна.)

– Есть ли у вас любимые страницы прозы и лирики

Ученик читает отрывок из повести А.И. Куприна “Олеся”.

– Почему ты выбрал именно этот отрывок? Что понравилось?

Другой ученик, используя презентацию, читает под музыку сонаты Л.Бетховена отрывок их рассказа “Гранатовый браслет”. (См. Приложение № 1. Презентация.)

Третий ученик читает стихотворение “У зверя есть нора, у птицы есть гнездо…”.

Чем привлекло именно это стихотворение? Что поразило в нем?

Четвертый ученик читает наизусть стихотворение И.А.Бунина о счастье.

– Чем понравилось это стихотворение?

Учитель: примеров любимых строк можно привести много, и они останутся надолго с нами. Они помогут нам в минуты, когда необходимо будет сделать в жизни свой выбор и принять какое– то решение.

6. Проверка творческих работ. Каждый из нас к сегодняшнему уроку написал свою творческую работу по мотивам произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна. Это сочинения-миниатюры “Осенний этюд”. Давайте поделимся нашими находками. Задание было непростое: нужно было не только написать осенний этюд, но и включить в него изобразительно-выразительные средства, которые встретились в произведениях Бунина и Куприна.

Учащиеся читают свои сочинения-миниатюры. Остальные ученики комментируют сочинения-миниатюры, находя изобразительно-выразительные средства языка.

Учитель: к нашему сегодняшнему уроку Руссков Денис подготовил свой сюрприз, он написал свое стихотворение, которое называется “Осень”. Предоставляем ему слово.

Ученик читает свое стихотворение:

Пожелтевшими листьями нас осыпает,
Ветром холодным уносит их вдаль,
Осень, как раньше, грустить заставляет,
Вместо веселья приносит печаль.

Небо лучистое тучей закроет,
Бросит на землю сырой полумрак
И, словно ковром, первым снегом укроет,
Для осени ранней все это пустяк.

А нам еще летнего солнца охота,
Душистых цветов и немного тепла,
Но осень над нами, как прежде, смеется
И, кажется нам, не уйдет никогда.

Но все ж в ноябре распрощаемся с нею.
За осенью следом – метель и пурга.
А позже растают снежинки на крышах,
Ведь в марте к нам вновь постучится весна.

Какие средства выразительности встретились в этом стихотворении? А что вы можете сказать о рифмах, которые использует автор? (Эпитеты, олицетворение, сравнения. Чередуются мужские и женские, перекрестные рифмы.)

К нашему уроку мы с учеником Е. Савельевым тоже подготовили сюрприз. По его просьбе я написала стихотворение “Многоликая любовь”, а Е. Савельев написал музыку. Предлагаем вам оценить то, что у нас получилось.

(Ученик исполняет песню “Многоликая любовь”, аккомпанируя себе на аккордеоне.)

Многоликая любовь.

Любовь бывает многолика,
Как жизни бурная река,
И женщина святого лика
Воспета в мире на века.
Мадонна на руках с младенцем
Спасает нас от тяжких бед,
А мать с расшитым полотенцем
Выносит хлеб нам на обед.
Любовь их не измерить мерой,
И мы несем ее в себе,
И нам она дарует веру,
Благословляет нас в судьбе.

Но есть еще любовь иная,
О ней мы редко говорим,
Мы к звездам с нею улетаем,
За счастья миг благодарим.
И нам не выразить оттенков
Всех чувств, что наполняют нас,
Любви той не страшны застенки,
Она ведет по жизни нас.

И даже если мы теряем
В разлуке с милою любовь,
В душе мы о любви мечтаем,
И к нам она вернется вновь.
И я желаю удивляться
Подарку, данному судьбой,
Любовью в жизни наслаждаться
И изумляться пред тобой.

7. Подведение итогов урока. Вот и подошел к концу наш урок-сюрприз. Каждый готовился к нему. Сюрпризы получились приятные. Мы сами побывали в роли писателей, учились вводить в свою речь яркие изобразительно-выразительные средства, учились понимать природу, окружающий мир, людей, дарить им радость и ценить каждый прожитый нами день, находить в нем крупицы счастья. Всем спасибо за участие в уроке и за подготовленные сюрпризы.

Рефлексия.

– Понравился ли вам наш урок и его форма?

_____________________________________________________________

– Нужно ли проводить такие уроки?

_____________________________________________________________

– Удовлетворены ли вы своей работой на уроке?

_____________________________________________________________

– Оцените сами свое участие в уроке и поставьте себе оценку (по пятибалльной системе).

Выставление и комментарий оценок.