Педагогическая мастерская построения знаний, творческого письма и ценностных ориентаций по литературе "Двух станов не боец…"

Разделы: Литература


Цели:

  • Обучение эстетическому анализу
  • Интерпретирование текстов
  • Усвоение художественного мира писателя в историко-культурном аспекте.

Задачи:

  • Формирование и развитие грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
  • Накопление читательного опыта.
  • Формирование культурной личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству.

ЗУНы

  1. Владение приемами выразительного чтения
  2. Умение самостоятельно анализировать произведение и его фрагменты.
  3. Грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой речи.
  4. Выполнять письменные работы разных жанров, в том числе творческого характера.
  5. Выполнять элементы исследовательской работы.

Описание мастерской

Технология педагогических мастерских предполагает форму сотрудничества и объединят все направления педагогической деятельности. При этом есть некий общий алгоритм процесса.

Начало – индуктор (1 задание), мотивирующий творческую деятельность каждого, апеллирующий к образному мышлению, личному восприятию. В данной мастерской ребенок встает перед выбором стихотворного текста, причем понравившегося. Это трудно, для некоторых-невыполнимо, но именно вывести из состояния покоя, заставить задуматься, побудить к действию и есть задача первого этапа. Не скрою, что некоторые учащиеся идут по пути наименьшего сопротивления – просто берут первые попавшие под руку стихи, но таких меньшинство. Многие, видя, что большая часть одноклассников уже определилась с выбором и с интересом вчитывается в тексты, пересматривают предложенные материалы еще раз, действительно выбирая понравившиеся лирические произведения А.К. Толстого

Далее (2 задание) ребята работают с выбранными текстами индивидуально – ведь каждый выбирал созвучное себе. И именно текст дает первичное представление об авторе (лирика субъективна).

3 задание мастерской предполагает социализацию – представление, афиширование результата, оценивание себя и самокоррекцию. С этой целью все предположения учащихся принимаются и записываются на доску в виде кластера (схемы, опорного конспекта). Мастер не дает оценок – верно-неверно, не допускает критики и со стороны детей. Важна любая деталь – это помогает создать и доверительную обстановку, и закрепить интерес. Лишь после того, как все предположения высказаны и «запротоколированы», у ребят возникает вопрос «а так ли на самом деле?» И здесь начинается следующий этап мастерской (4 задание) – на группу (5-6 человек) даю пакет документов, куда входят тексты стихотворений (из невыбранного), странички из переписки с друзьями, список произведений А. К. Толстого, афоризмы К. Пруткова (см. Приложение 2), критические отзывы и т. п. Причем пакет документов может быть одинаковым в слабом классе, а может отличаться (в зависимости от состава группы) по сложности. Кстати, группы формирую по принципу «на 1-5 рассчитайсь», исходя из количественного состава класса. И вновь афиширование – добавляем новое в кластер.

Обязательно в мастерской должен произойти разрыв – озарение, новое видение предмета, осознание явления. Этому способствует задание 7, в котором учащиеся знакомятся с автобиографией поэта (см. Приложение 1), работают с таблицей по технологии критического мышления. Социализируясь (задание 8), снова обращаемся к кластеру, дополняем и убираем «лишнюю» информацию, не соответствующую построенному знанию.

На протяжении всего занятия сменяют друг друга разные формы индивидуальной и совместной деятельности. Задание 9 предполагает индивидуальную необычную работу – передать свои чувства в рисунке. Еще один вид творческой деятельности и какой – закрепляет полученное, добытое самостоятельно знание, делая его глубоко личным, пережитым. А это остается в памяти надолго, возможно, на всю жизнь.

И вновь социализация – вывешивание своих рисунков на всеобщее обозрение и возможный комментарий. Задача этого важного этапа мастерской не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

Поскольку данная мастерская не только построения знаний, но и творческого письма, то следующее задание 11– написать размышление по творчеству А. К. Толстого, используя все материалы мастерской. Отмечу, что тему размышления ребята выбирают из понравившихся слов, словосочетаний, строчек, принадлежащих Толстому. Работа выполняется индивидуально, в ней ребята подводят итог своей встречи с писателем, дают свое видение и понимание его творчества, поэтому на нее выделяю самый большой временной интервал. Закончив, учащиеся читают друг другу в группе и выбирают 1-2 работы для афиширования. Причем, письменная работа – это не обязательно классическое размышление, но и ответ поэту в стихах, и письмо автору, и эссе, навеянное лирикой Толстого.

Заключительный этап мастерской – рефлексия – предполагает самоанализ, проживание и осмысление своих чувств, знаний, ощущений вновь. Поэзия А. К. Толстого носит мягкий, нежный характер с одной стороны, а с другой – поэт полагает, что всему надо отдаваться полностью. И если ребята это поняли (обязательно поняли), они легко продолжат известные строки писателя. Данную рефлексию можно проводить как индивидуально, так и в группе. Завершающий штрих – полная версия авторских строк для самоанализа.

Много ли остается в памяти детей через год, полгода, месяц от подробного анализа художественного произведения? Мастерская позволяет сделать так, чтобы произведения русской литературы оставались в памяти школьников не просто названием, а осознанным, прочувственным текстом, пониманием проблем, которые ставит автор.

Один из приемов работы мастерской – каждый работает на своем уровне, при этом все оказываются в состоянии взаимополезности, могут и наблюдать работу друг друга и в случае необходимости воспользоваться ею. А самое главное, что в сотрудничестве, сотворчестве раскрывается, познается истина.

На протяжении мастерской «Двух станов не боец…» дети не единожды перечитывают тексты А. К. Толстого, размышляют, анализируют, пытаются представить личность автора, время, в котором жил, его жизненные интересы, выявляют отношение поэта к искусству, поэзии, жизни, эпохе, тематику произведений, наконец, делают выводы. Мало ли это?

Обязательно в начале каждой мастерской напоминаю ребятам правила работы в ней:

– внимательно слушаем и слышим мастера и друг друга;
– выполняем задание так, как поняли, и это будет правильно;
– оказываем помощь товарищам;
– уважительно относимся к любому мнению, избегаем критики;
– обязательно ведем записи в тетради;
– обращаем внимание на время выполнения задания.

Поскольку мастерская требует погружения, проживания ее этапов, иначе просто не состоится построение знания, и, как правило, занимает 2 урока, договариваемся с ребятами не выходить на перемену, чтобы не нарушить атмосферу мастерской.

А еще я после окончания мастерской собираю письменные работы для проверки, но выставляю только «5» и «4» по желанию.

Мастерская является полицентрической технологией. Она включает в себя элементы критического мышления – формирует критическое отношение к тексту, навык работы с текстом, взаимодействие со сверстниками по поводу данного текста.

Это и элементы развивающего обучения: создание проблемной ситуации, атмосферы заинтересованности, желание высказываться; работа со словами, развитие интуиции, ассоциативного мышления, развитие воображения, творческий индивидуальный подход.

По сути мастерская – это технология школы нового поколения, она воспитывает и развивает интеллектyальные способности, уверенность в себе, коммуникативные навыки, взаимопонимание, учит познанию себя.

Алгоритм мастерской по творчеству А. К. Толстого "Двух станов не боец…"

1. Выберите три – четыре стихотворения (материалы на партах). 2 мин
2. Прочтите стихотворные тексты, представьте автора этих строк: личные качества, время, в котором жил, жизненные интересы. 6 мин.
3. Афиширование (кластер на доске) 6 мин.
4. Получив материалы на группу, прочитайте тексты и выявите отношение поэта к искусству, поэзии, жизни, эпохе, тематику произведений. 9 мин.
5. Афиширование. (Добавление в кластер от каждой группы). 4 мин.
6. В группе отберите 1-2 произведения, которые, по-вашему, соответствует психологическому портрету поэта. Прочитайте выразительно вслух. 4 мин.
7. Познакомьтесь с автобиографией поэта в группе, поработайте с текстом по таблице в тетради. 9 мин.

что совпало с моими представлениями что расходится с моими представлениями узнал новое, неожиданное

8. Афиширование (1 человек от группы). Возвращение к кластеру, убираем «лишнее», дополняем. 5 мин.
9. Выберите из всех лирических текстов один, наиболее созвучный вам по настроению, и передайте свои чувства в рисунке (можно из дополнительных текстов). Работаем индивидуально. 7 мин.
10. Афиширование: вывесить работы на доску, прокомментировать по желанию. 5 мин.
11. Выберите одно слово, словосочетание, стихотворную строчку из всех материалов мастерской, запишите посередине – это тема вашего размышления по творчеству А.К.Толстого. 12 мин.
12. Афиширование. прочитать друг другу в группе, выбрать 1-2 варианта для прочтения вслух. 5 мин.
13. Рефлексия. Закончите строки А. К. Толстого (варианты от группы) 7 мин.

Коль любить – так без...
Коль грозить – так не на ...
Коль ругнуть – так ...
Коль рубнуть – так ...

Коли спорить – так уж…
Коль карать – так уж ...
Коль простить – так всей ...
Коли пир – так...

Использованы следующие стихи:

«Илья Муромец», «На тяге», «Колокольчики мои, цветики степные», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Дробится, и плещет, и брызжет волна», «Когда природа трепещет и сияет», «Замолкнул гром, шумит гроза устало», «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость», «Други, вы слышите ль крик оглушительный», «Кабы знала я, кабы ведала», «Благословляю вас, леса», «Ты не спрашивай, не распытывай», «Ты жертва жизненных тревог», «Двух станов не боец, но только гость случайный» и др., а также выдержки из письма А.К. Толстого к А. Губернатису, биография А.К. Толстого, афоризмы Козьмы Пруткова. Возможно прослушивание музыкальных романсов на стихи Толстого при выполнении задания 1-3.

Огромным подспорьем в подборе материалов к мастерской стала книга «Педагогические мастерские по литературе» под редакцией А.Н.Сиваковой – СПб.: Изд-во «Корифей», 2000 г., и статья Т.Г. Браже «А.К. Толстой. Материалы к изучению в 10-м классе» стр. 311.

Литература

  1. «Педагогические мастерские по литературе» под редакцией А.Н.Сиваковой – СПб.: Изд-во «Корифей», 2000.
  2. Интернет-ресурсы: fictionbook.ru; ru.wikipedia.org