В течение трех лет я занимаюсь проектно-исследовательской деятельностью с учащимися 5–9-х классов. Считаю, что таким видом работы могут заниматься только творческие люди, которые хорошо понимают, что данная работа требует инициативы, организаторских способностей, большого количества дополнительного времени, чуткого отношения к детям, большой эрудированности.
Цель моей работы: способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии, способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом, выявление организаторских способностей детей, развитие их творческой инициативы и умения грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.
Хочется выделить наиболее важные задачи, которые я ставила перед собой:
- развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся;
- развитие организационных, ораторских умений учащихся;
- связь работы над проектом с проблемным обучением, информационными технологиями;
- продолжать работу по системе критериального оценивания учащихся в процессе проектной деятельности.
Хотелось бы отметить, что мои ребята принимают активное участие в районных конкурсах проектных работ.
Очень интересный, познавательный проект “Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени” в районном конкурсе проектов “Моя будущая профессия” представила группа учащихся 7, 9-х классов (Борискин А., Божукова А., Павлов В., Смирнова А.). Этот проект занял первое место. Цель данной работы: всесторонне исследовать профессию “учитель” и доказать, что данная профессия востребована и актуальна. Каждый учащийся группы проводил свое исследование. Здесь были теоретик, корреспондент, практик и свидетель, которые ставили перед собой задачи:
- познакомиться с материалом о профессии “учитель”;
- попытаться при помощи анкетного опроса, интервью, практической деятельности раскрыть особенности профессии “учитель”;
- научиться применять исследовательские навыки и умения в своей работе.
В своей работе ребята использовали разнообразные методы:
- метод изучения литературы и справочников;
- методы сбора данных: анкетный опрос, интервью, практическая работа;
- метод наблюдения и эксперимента.
Очень внимательное отношение к проблеме, интересная презентация, замечательное владение языком было отмечено всеми слушателями.
Также заслуживает внимание проект "Мифологические образы в “Слове о полку Игореве”", подготовленный ученицей 9-го класса Божуковой Аленой, который был представлен на районный конкурс проектных работ, посвященных “Слову о полку Игореве”, и занял второе место. Автор данной работы попыталась при помощи исследований разных авторов ХIХ-ХХ веков, изучавших проблему мифологии “Слова…”, сопоставить их версии, осмыслить ход полемики, систематизировать материал, рассмотреть характер соотношения языческих и христианских начал. Задачи: определить языческие корни и христианские мотивы в “Слове…”, проанализировать примеры из текста. В работе были использованы методы: метод изучения литературы и справочников, метод наблюдения над текстом. “Слово о полку Игореве” внесло свой вклад в историю русского народа, в нём уникально отразились особые отличительные признаки древних славян. “Слово о полку Игореве” – своеобразный кладезь русской мысли. Это стало заметно при выявлении мифологических образов.
Необходимо отметить и проектно – исследовательскую работу “Воспитание и формирование мировоззрения А.В. Суворова в детские и юношеские годы”, выполненную ученицей 6-го класса Смирновой Анной.
В 2010 году исполнилось 280 лет со дня рождения великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. О великом полководце написаны многотомные труды. Но о детских и юношеских годах жизни известно очень мало. Автор данной работы попыталась исследовать немногочисленный материал об этом периоде жизни и показать: все, что было достигнуто в детские и юношеские годы, определило будущее великого полководца.
Заслуживает также внимания творческая работа ученицы 9-го класса Божуковой Алены “Как писать хокку”, целью которой является исследование особенностей жанра японской поэзии – хокку. В своем проекте автор ставит необычную задачу – обучить непосвященных создавать хокку. Ученица рассматривает проблемы, которые связаны с различиями между японским и русским языками. На основе анализа хокку автор выделяет смысловые проблемы стихотворений и показывает, как они создаются.
Чаще всего учебные проекты готовятся и
защищаются в рамках школьных предметов, их
тематика привязана к темам, изучаемым в ходе
учебных курсов. Роль учителя здесь весьма
значительна, хотя основную работу все же
учащийся выполняет самостоятельно. Основная
помощь взрослого необходима на этапе осмысления
проблемы и постановки цели. Необходимо помочь
автору будущего проекта найти ответ на вопрос,
зачем я собираюсь делать этот проект.
Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной
работы, нуждается в помощи педагога именно в этот
момент. Для формирования такого алгоритма
проектной работы подходят небольшие учебные
проекты (мини – проекты), которые можно
предлагать ребятам уже с пятого класса.
Так были выполнены мини – проекты по темам “Использование обстоятельственных придаточных”, “Слова – вредители в современном русском языке”, “Чистая школа – чистая планета” и другие. Эти проекты способствовали познавательной деятельности учащихся, лучшему знанию изучаемого материала, расширению представлений о проектно – исследовательской работе. Каждый проект сопровождался компьютерной презентацией.
Кстати, учебный проект – прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты проекта. Наш опыт убеждает, что, постоянно выполняя учебные проекты в 5–7-х классах, к 8–9-му классу учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над самостоятельными персональными проектами.
Литература:
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.