Цель урока: систематизация знаний учащихся; осуществление развития речи и мышления отвечающих учеников; сформировать навыки правильного воспроизведения своих знаний и умений и т.д.
Задачи:
- обучающая: обучение анализу идейного содержания художественного произведения через сопоставления эпизодов; расширение знания о портрете героя.
- развивающая: развитие мыслительной деятельности учащихся
- воспитательная: формирование умения видеть честь и бесчестие; отстаивать свою позицию.
Тип урока: Урок-дискуссия, диалог с классом
Формы работы учащихся: сопоставительный анализ, компьютерное тестирование, групповая работа
Необходимое техническое оборудование: компьютер, презентация, эпиграф к уроку: "Выходи, красная девица, дарую тебе волю, я государь." (А.С.Пушкин "Капитанская дочка")
Структура и ход урока
Организационный момент.
Слайд 1,2
Слово учителя на фоне музыки
Г. В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель". ТройкаПредставьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка, позвякивая бубенцами. В кибитке - главный герой повести- Емельян Пугачев и Петр Андреевич Гринев.
- Расскажите что чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся (Гринев страшился за жизнь Маши, так как она - дочь капитана Миронова. А если Швабрин или кто-то еще скажет об этом?)
Обращение к эпиграфу. Слайд 3
В.Шкловский отмечает, "песня, похожая на приведенную в эпиграфе, поется тогда, когда невеста - сирота и ее выдают замуж посаженный отец и посаженная мать. В данном случае посаженным отцом как бы является Пугачев, что увеличивает трагичность главы, так как Пугачев казнил родителей Мироновой" (Шкловский в. "Заметки о прозе русских классиков" М.: Советский писатель,1995)
Работа с текстом
- Чтение отрывка из 3 главы повести: "А Мария Ивановна?-спросил я, - так же ли смела, как и вы?
- Смела ли Маша? - отвечала ее мать. - Нет, Маша трусиха:"
- Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери?
- Как появился характер Маши в заточении у Швабрина?
(Учащиеся отмечают силу характера Маши. Она скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не уважает и не любит, несмотря на весь трагизм положения. А может быть, тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители.)
- Какова была причина обморока Марьи Ивановны после милостивых слов Пугачева, вынесенных нами в эпиграф этого урока? (Она поняла. Что ее освобождает убийца ее родителей)
- Как ведет себя Пугачев в сцене убийства Василисы Егоровны и в сцене освобождения Марьи Ивановны?
Сопоставление эпизодов гл. 7 и гл. 12.
Слайд 4.
"Очевидно, есть какая-то сила, стоящая над человеком, которая заставляет его идти против своей натуры и совершать то, что противно природе человеческой" (Беленький Г.И. Литература в 8-м Кл. Методические советы. -М. Просвещение, 1993. С.38.
Портрет Емельяна Пугачёва. Гравюра с оригинала неизвестного художника
В центре их - Пугачев. Но кажется, что это совершенно разные люди: в одном случае он жестоко расправляется с непокорными офицерами и не щадит обезумевшую от горя женщину, а в другом - как герой волшебной сказки "освобождает" "красну девицу" из заточения.
Основой натуры Пугачева, как изображает его А.С.Пушкин в повести "Капитанская дочка", является не кровожадность. А нечто другое. Что же?
- Вспомнил: больше всего страшила Гринева мысль, что Пугачев не пощадит Машу, ели узнает. Кто она.И вот самое страшное свершилось: то. Чего боялся Гринев, - произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу.
- Как ведет себя Пугачев, узнав, что Гринев не был с ним до конца откровенным?
Обращаем внимание учащихся на изображение деталей портрета героя.
Когда Швабрин выдал Машу, лицо Пугачева "омрачилось", он устремил на Гринева огненные глаза. Это минута наивысшего напряжения. Сейчас все должно решиться. Либо Гринев с Машей погибнут, либо:
- Что же спасло влюбленных?
(Твердость и честность Гринева: "Швабрин сказал тебе правду, - ответил я с твердостью:- Можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова Жива? Да они бы ее загрызли:
- И то правда.-сказал, смеясь, Пугачев. - Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку:")
Как видим, настроение Пугачева изменилось. Не гнев и досада, а добрая улыбка появилась на его лице
Гринев опять говорит о чести, совести и молитве. А в ответ слышит сказочную формулу: "Казнить - так казнить, жаловать- так жаловать: таков мой обычай. Возьми красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!"
После того поистине царского жеста Пугачев "оборотился" к Швабрину". Вспомним о нем и мы.
- Почему Гринев отвернулся от Швабрина, не радовался победе над уничтоженным врагом? (Гринев не злопамятен, он предпочитает вообще не думать о своем враге-"гнусном Швабрине")
- А что испытывает Швабрин?
(Унижение, ревность, а главное-зависть.)
Слайд 5
- Зависть - досада по поводу чужого добра и блага, нежелание добра другому, а одному лишь себе: "Где счастье, там и зависть. Завистью ничего не возьмешь. Злой плачет от зависти, добрый - от радости"(Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В.4 т.Т.1.-М.: Прогресс.1994)
Подведение итогов урока
Слово учителя
Зависть рождает ненависть и желание причинить зло. Завистью продиктованы самые мерзкие, подлые поступки.
- С каким подлыми поступками Швабрина мы уже сталкивались на протяжении повести?
(Он сознательно оклеветал Машу Миронову. На дуэли ранил Гринева, воспользовавшись тем, что Петруша отвернулся. Написал донос отцу Петруши. Перешел на сторону мятежников только потому, что была "велика их сила", он нарушил присягу, предал честь офицера, вынуждал Марью Ивановну стать его женой.)
К сожалению, Гриневу еще придется встретиться со Швабриным. Не последней оказалась и его встреча с Пугачевым - испытания Гринева продолжались.
Но эта тема разговора на следующем уроке.
А теперь ответьте на вопросы викторины Задание: проверьте знания по теме, ответив на вопросы теста
Домашнее задание Слайд 6
Ответить на вопросы:
- Каким вы представляете себе Гринева? В каких своих поступках он раскаивается, а какими мог гордиться?