Грамматический строй рассказа И.А. Бунина "Антоновские яблоки"

Разделы: Литература


Одной из интересных тем в 11-м классе на уроках литературы является, на мой взгляд, творчество И.А.Бунина. Произведения данного автора заставляют учащихся задуматься о проблемах, актуальных в любое время: любви, смысле жизни. Рассказ “Антоновские яблоки” интересен тем, что он позволяет не только увидеть проблемы, которые волнуют автора, но и почувствовать состояние лирического героя. Кроме этого, данный рассказ даёт возможность проанализировать произведение с точки зрения его грамматического строя и выйти на идейное содержание – увядание дворянских гнёзд.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

– показать особенности поэтики И.А.Бунина на примере анализа рассказа “Антоновские яблоки”;
– раскрыть особенности “лирической прозы”;
– проследить единство русского языка и литературы;
– работа над терминологическим аппаратом;

Развивающие:

– развитие монологической речи учащихся;
– развитие навыка работы с текстом с точки зрения его грамматического строя;
– развитие мышления (учить анализировать, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия, учить строить аналогии)

Воспитательные:

– воспитывать интерес к истории России, традициям и быту русского народа;
– воспитывать любовь к русской литературе и русскому языку.

Оборудование к уроку:

1) доска;
2) текст рассказа И.А.Бунина “Антоновские яблоки”;
3) портрет И.А.Бунина;
3) презентация;
4)тетрадь, письменные принадлежности .

Формы обучения:

– фронтальная;

Методы обучения:

– словесные (беседа, чтение);
– наглядные (демонстрация наглядных, экранных материалов) ;
– практические (анализ текста с точки зрения его грамматического строя).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя:

– За окном глубокая осень. Холодно, неуютно. Хочется тепла, хорошего настроения. Можно ли всё это получить в данный момент, на уроке? Да, я думаю, можно, так как мы с вами сегодня погрузимся в мир удивительного произведения И.А.Бунина “Антоновские яблоки”, проникнемся атмосферой того времени, “золотого века” русской культуры, увидим, как автор, используя различные грамматические приёмы, помогает понять идею своего произведения.

С творчеством Бунина вы знакомились сравнительно недавно. Какие произведения вы читали? (ответы учащихся) Хорошо, если вы знакомились с рассказом “Антоновские яблоки”, значит, нам с вами работать будет легко.

Наш урок носит название: “Грамматический строй рассказа И.А.Бунина “Антоновские яблоки”. Давайте для начала вспомним значение слова “грамматика” (ответ учащихся: формальный строй языка – словообразование, морфология, синтаксис, образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную структуру). Что изучает каждая из перечисленных наук: синтаксис, морфология и словообразование? (ответы учащихся: синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений, морфология – части речи и их формы, словообразование – словообразовательную структуру слов и законы образования слов) Одним словом, мы с вами сегодня, рассмотрев грамматический строй рассказа, увидим, как тесно связаны русский язык и литература, какие языковые единицы использует автор, чтобы более точно раскрыть тему произведения – увядание русских дворянских гнёзд.

3. Работа с текстом.

– Как читалось произведение? Можете ли вы пересказать рассказ? Почему? (ответы учащихся. Пересказать невозможно, т.к. отсутствует сюжет, событийная динамика)

– Что является сюжетообразующим элементом рассказа? (впечатления, переживания, воспоминания героя, лирические откровения, философские раздумья).

– Хотя перед нами и произведение прозаического жанра, сюжет в нём не эпический, а лирический, что позволяет нам сказать о новом направлении в литературе – лирической прозе (лирическая проза – это произведение любого прозаического жанра, эмоционально насыщенное, пронизанное авторским чувством).

– Обратимся непосредственно к тексту: первые слова рассказа: “Вспоминается мне ранняя погожая осень” – несут немалую информацию и дают пищу для размышлений. Как вы думаете, какую? (первым словом “вспоминается”, возвратным глаголом, автор сразу погружает читателя в стихию собственных – “мне” – воспоминаний)

– Но начинается рассказ не предложением, а разделительным знаком препинания – многоточием. И если вы внимательно читали произведение, то обратили внимание, что этот пунктуационный знак – один из самых часто употребляемых Буниным. Найдите в 1-ой части предложения, в конце которых стоит многоточие. (“Помню раннее, свежее, тихое утро...”; “Много тенетника на бабье лето – осень ядрёная…” и др.) Обратите внимание на последнее предложение рассказа: оно тоже заканчивается многоточием.

– Что хочет Бунин этим пунктуационным знаком подчеркнуть в рассказе? Как соотносятся между собой многоточие и слово “вспоминается”? (Воспоминание – это воспроизведение какого-либо эпизода из бесконечного потока жизни. А многоточие – это знак, позволяющий отразить этот отрезок жизни, показать, что до него было что-то и после следует продолжение.)

– Таким образом, мы с вами ещё раз убедились, что основой рассказа является воспоминание, прошлое. Найдите в тексте 1-ой части слова, однокоренные слову “память” (вспоминается, помню). Причём слово “помню” употребляется чаще других в рассказе. Найдите во 2-ой части предложения с этим словом (“Помню я и старуху его”; “И помню, мне порою казалось на редкость заманчивым быть мужиком”; “Крепостного права я не знал и не видел, но, помню, у тётки Анны Герасимовны чувствовал его”). Мы не случайно обратили внимание на данное слово: оно помогает соединить отдельные эпизоды в одну большую картину – картину жизни дворянской России и личные впечатления лирического героя.

– Что вспоминается нашему герою? Что предстаёт его воображению в первой части? (ранняя погожая осень, сад с запахом яблок, мужики, насыпающие яблоки; мещане и их быт; сказочная картина вечернего сада; ночь) Демонстрация картин: слайды

Во второй части? (Урожайный год, Выселки, усадьба тётки Анны Герасимовны и её сад, угощения, жизнь среднего дворянства) Демонстрация картин: слайды

В третьей части? (охота и впечатления от неё, жизнь огромного поместья) Демонстрация картин: слайды

– В четвёртой части? (жизнь мелкопоместного дворянства, заброшенный сад, наступление холодов, зима) Демонстрация картин: слайды

– То есть перед нашими глазами проходит жизнь усадебной России, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с природой, родовыми обычаями и жизнью крестьян. А как вы думаете, почему Бунин вспоминает именно осеннюю пору, а не летнюю, зимнюю или весеннюю? (Тема рассказа – увядание дворянских гнёзд. У Бунина это увядание ассоциировалось с осенним пейзажем. Он писал: “Как я люблю осень! у меня не только пропадает всякая ненависть к крепостному праву, но я даже невольно начинаю поэтизировать его. Хорошо было осенью чувствовать себя именно в деревне, в дедовской усадьбе…Право, я желал бы пожить прежним помещиком!”)

– Бунин вспоминает 80-90-е годы 19 века, своё детство, юность. Это воспоминание, поэтому в рассказе должно быть большое количество глаголов в форме прошедшего времени. Так ли это? (Нет).

– В форме какого времени чаще всего встречаются глаголы? (в форме настоящего времени). Приведите примеры (вспоминается, помню, насыпают, нарушает квохтанье дроздов, пахнет, толпятся, раздаются, кричат петухи и др.)

– Как вы думаете, почему Бунин применительно к прошлому употребляет глаголы настоящего времени? (для лирического героя описываемое происходит не в прошлом, а в настоящем, сейчас. Он живёт этими воспоминаниями. Это одна из черт бунинской поэтики – относительность времени)

– Обратите внимание на то, что глаголы, стоящие в форме настоящего времени, употребляются часто без подлежащего, то есть предложения по структуре главных членов односоставные. Например: “Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину мимо садового вала”.

– Давайте вспомним, какие бывают односоставные предложения с главным членом -сказуемым. (Определённо-личные, неопределённо-личные и безличные. Выделяются ещё предложения обобщённо-личные). Как мы их отличаем друг от друга? (По форме глагола-сказуемого. К определённо-личным относятся глаголы, стоящие в форме настоящего-будущего времени изъявительного наклонения, повелительного наклонения 1-го и 2-го лица. Мы легко можем восстановить подлежащее, подставив местоимения “я”, “мы”, “ты”, “вы”. Неопределённо-личные предложения – это предложения с глаголом-сказуемым в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В безличных предложениях сказуемое выражается глаголом неопределённой формы, отрицательным словом “нет”, безличным глаголом (“вечереет”), безличной формой личного глагола (“пахнет”), словом категории состояния.)

– Найдите в тексте 1,2,3 частей определённо-личные предложения. (примеры учащихся) В чём принципиальное отличие предложений, содержащих глагол-сказуемое в форме 1 лица ед.ч., от предложений с глаголом-сказуемым 2 лица ед.ч.? Какова роль каждого из этих типов в тексте? (Предложения с глаголом-сказуемым в форме 1 лица ед.ч. – “помню”, “иду”, “вспоминаю” – указывают на близость лирического героя описываемым событиям; поскольку это воспоминание, то и повествование должно вестись от 1 лица ед.ч.. А предложения, в которых глагол-сказуемое стоит в форме 2 лица ед.ч., носят как бы обобщающий характер: здесь не только описываются чувства, эмоции лирического героя, здесь ощущается стремление автора вовлечь читателя в действие, дать возможность и читателю проникнуться той атмосферой прошлого, которая так волнует лирического героя. Автор не хочет, чтобы читатель остался лишь пассивным слушателем; он призывает не растерять того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно. И обращается Бунин в частности к вам тоже, ко всем нам, читающим его рассказ.

– А какую же тогда смысловую нагрузку несут безличные предложения? Найдите их в тексте. Посмотрите на то, чем выражено сказуемое в этих предложениях. (примеры учащихся: “Славно лежать на возу”: “Сильно пахнет яблоками”; “Становится холодно и росисто”; “Темнеет”; “Тянет душистым дымом”; “Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете”; “Так весело в открытом поле в солнечный и прохладный день!”; “А в саду становилось пустынно и скучно” и др.) В основном сказуемое выражено словами категории состояния (состояния природы и человека). А это ещё раз подтверждает мысль о том, что цель автора – передать чувства, эмоции лирического героя в своём “осеннем рассказе”.

– Итак, мы с вами увидели, что односоставные предложения с главным членом-сказуемым организуют цепь воспоминаний, которые представляют некий комплекс физических ощущений. Окружающий мир воспринимается всеми органами человеческих чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом. Одним из главных образов-лейтмотивов является, конечно же, образ запаха, сопровождающий повествование от начала и до конца. Какие однокоренные слова к слову “запах” встречаются в тексте? (запах – пахнет– пахнущий; предмет-действие-признак предмета по действию) Известный русский философ Ильин написал: “Бунин обоняет мир всегда и везде; он слышит и передаёт запахи – и дивные. И отвратительные, и утончённые. И непередаваемо сложные. Он умеет показать вещь через её запах с такой яркостью и силой, что образ её как бы вонзается в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю”.

– Докажите, ребята, что это действительно так. Какие запахи автор ощущает в рассказе? (Аромат опавшей листвы, запах антоновских яблок, мёда, осенней свежести, дёгтя, краски, аромат новой соломы, мякины, душистого дыма вишнёвых сучьев – в 1 части; в 3 ч. – запах грибной сырости, перегнивших листьев, мокрой древесной коры, книг, старинных духов; в 4 ч. – запах дыма, жилья, зимней свежести соломы, псины, зари, запах озябшего обнажённого сада). Обратите внимание, какой предметный ряд запахов: конкретные существительные (вишнёвые сучья, яблоки, листья, книги), собирательные (дым, кора, жильё, листва), вещественные (мёд, солома, мякина, псина, краска), абстрактные (осенняя свежесть, грибная сырость, заря). Чаще всего в памяти человека сохраняются именно предметы, что мы с вами сейчас и увидели. *Сначала запахи были приятные, тонкие, гармоничные, потом они становятся резкими, неприятными, а запах антоновских яблок совсем исчезает в 4 части. Это не случайно. Почему, как вы думаете? (ответы учащихся: меняется жизнь – меняются запахи, “золотой век” уходит, а с ним и всё гармоничное, приятное)

– Мы с вами сейчас говорили о запахах и обращали внимание на их признаки. Обратим внимание, что именно предмет и его признак вынесены в заглавие рассказа “Антоновские яблоки”.

– Как вы думаете, почему именно антоновские яблоки, их запах так запомнились автору? (Антоновка – сорт осенних яблок, самый душистый сорт, дворянский сорт, неотъемлемая часть помещичьих садов. Антоновские яблоки созревали поздней осенью, запах их держался долго, а автору не хочется расставаться с прошлым, хочется его продлить)

– Давайте найдём в тексте определения, которые характеризуют сад, полный антоновских яблок. (Большой, золотой, подсохший, поредевший – в 1 части; прохладный – во 2 части; засыпанный, почти обнажённый, смирившийся, чёрный – в 3 части; обнажённый – в 4 части)

– Посмотрите, как меняются определения: золотой – большой – почти обнажённый – чёрный – обнажённый. Как это связано с темой рассказа? (сад – символ дворянской России; дворянские гнёзда угасают, и сад с антоновскими яблоками “умирает”, исчезает) * Обратите внимание: в 1 части мы наблюдаем суету в саду, во 2 части – тишину, прохладу, в 3 части – бурю в саду, в 4 части мы видим наполовину вырубленный, обнажённый сад.

– Какой картиной заканчивается произведение? (выпадает первый снег, наступает зима, играет гитара, слышится песня, которую “подхватывают с грустной, безнадёжной удалью: Широки мои ворота растворял, белым снегом путь-дорогу заметал…”)

– Что символизирует зима в рассказе? (закат дворянской культуры, приход новой эры, неизвестной, чужой лирическому герою)

– Какое настроение оставляет образ сада, образ запаха антоновских яблок и в целом весь рассказ? (грустное)

– Но почему рассказ оставляет ощущение светлой грусти? (Рассказ оставляет такое ощущение, потому что на протяжении всего произведения наряду с ностальгией слышится восторг лирического героя, его вера в то, “как хорошо жить на свете!”, вера в то, что читатель не растеряет того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно)

– Бунин постарался различными художественными средствами, грамматическими приёмами, лексическим разнообразием “опоэтизировать” образ родной земли, соединить эпическое (жизнь русской усадьбы) и лирическое (чувства героя), что было ново в русской литературе и получило название “лирическая проза”. Не случайно эпиграфом к уроку служат слова автора: “Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность”.

– Чтобы более отчётливо представить себе запах антоновских яблок, а может и дух дворянской усадьбы, предлагаю вам откушать антоновских яблок. Прежде чем их съесть, вдохните их аромат, представьте себя барчуками 19 столетия.

– И в заключение нашего урока хотелось у вас спросить, ребята: в каких произведениях русских классиков мы встречаемся с темой угасания дворянских гнёзд? (к этой теме обращался Н.В.Гоголь в повести “Старосветские помещики”, А.И.Гончаров в романе “Обломов”, И.С.Тургенев в романе “Дворянское гнездо”, А.П.Чехов в пьесе “Вишнёвый сад”)

– Да, И.А.Бунин был не одинок; многих русских поэтов и писателей волновала эта тема. А иначе и быть не могло. Происходит смена веков. Неслучайно рассказ написан в 1900 году. Дворянство перестаёт играть ведущую роль в общественно-политической жизни страны. Бунина волнует будущее России.

– Наш урок подходит к концу. Если у вас возникли вопросы, задавайте, если возникло желание высказать своё впечатление о рассказе, мы вас послушаем. Спасибо за работу. Всего доброго.

Приложение 1

Приложение 2