Ее величество Осень

Разделы: Литература, Музыка


Цели мероприятия:

  1. Пополнить словарный запас учащихся.
  2. Формировать чувство любви к русской поэзии, живописи, музыке, к родной стране и ее обычаям.
  3. Воспитывать у детей любовь к природе.
  4. Развивать чувство прекрасного, воображение, внимание, речь учащихся.
  5. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование и материалы:

  1. Листочки для выполнения заданий для каждой из трех команд.
  2. Кроссворд по древним названиям осенних месяцев.
  3. Разрезанные на слова фрагменты стихов об осени.
  4. Любые музыкальные фрагменты на тему “Осень”.
  5. Репродукции любых картин на тему “Осень”.
  6. Призы.

Участники:

  1. Ведущий.
  2. Сентябрь.
  3. Октябрь.
  4. Ноябрь.
  5. Жюри (3 человека).
  6. Три команды(по 5–7 человек).

Ведущий:

– В некотором царстве, в некотором государстве жили-были 3 брата – осенние месяцы: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь (по очереди выходят и кланяются). И вот как-то раз они поспорили, кто из них важнее.

Сентябрь:

– Бесспорно, я самый главный осенний месяц, ведь я старший, а старшим у нас всегда уважение и почет, мы же умнее и мудрее!

Октябрь:

– Был бы ты действительно мудрее, ты бы такого не сказал. Всем известно, что золотая середина – лучше всяких крайностей, а я средний брат, так что у меня всех важных качеств ровно столько, сколько должно быть!

Ноябрь:

– Ну что же вы, братцы мои, не спорьте! Неужто не читали вы сказок русских, поучительных?! Кто из трех братьев всегда впереди? Да-да! Конечно, младший! Все старшие рассуждают так, как вы, а меньшого-то своего всегда недооценивают!

С.:

– Нет, не согласен я с вами совсем. Вы только подумайте: когда начинается учебный год? А? В сентябре, и наверное, не зря!

О.:

– Подумаешь, важность! В сентябре все дети еще мыслями о каникулах и долго раскачиваются, а вот в октябре берутся за ум и начинают исправлять свои плохие оценки. Если б не я, то большинство наших учеников были бы двоечниками!

Н.:

– И опять вы не правы. И в сентябре, и в октябре дети ждут – не дождутся, когда же наступит ноябрь с их долгожданными, первыми в новом учебном году каникулами. Правда, ребята?! (Хором: да-а-а.)

С.:

– Ну и ладно! А сентябрь зато самый теплый!

О.:

– Я бы на твоем месте так не торопился! Это вопрос ой какой спорный! “Второе лето” начинается как раз в октябре.

Н.:

– Но не всем же быть одинаково теплыми…Во мне, например, сочетаются сразу 2 времени года: вроде бы еще и осень, но уже совсем недалеко до зимы!

С.:

– Ладно, этак мы с вами будем спорить до следующего года. Давайте поступим по-другому!

О.и Н. (вместе, в один голос):

– Как?!

С.:

– У каждого из нас есть свои поклонники. Кому-то нравится сентябрь, кому-то – октябрь, а кому-то и ноябрь. Так вот друзья нам и помогут разобраться в нелегком вопросе. Недаром говорят: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты”. Давайте посмотрим, насколько же наши друзья сильные, дружные, смелые, быстрые, ловкие и умелые. Кому из нас ребята помогут победить, тот и окажется самым-самым важным. Согласны?

О.и Н.:

– Конечно, да.

Ведущий:

– Итак, друзья, теперь все будет зависеть только от вас!

Сейчас выбираем название своей команды, то есть за кого вы будете сражаться. (Выдаются 3 карточки с названием месяцев, команды тянут наугад.)

Главное правило!!! За нарушение дисциплины у команды снимается по одному баллу.

1-ый конкурс. (Хвалебный.)

Подготовка – 2 минуты.

Подобрать и записать как можно больше хвалебных слов в адрес своего месяца! Похвалы повторяться не должны. Если ваша похвала прозвучала из уст другой команды, вы ее вычеркиваете. Называем похвалы строго в порядке очереди. За каждую похвалу дается один балл. Команда, не сумевшая продолжить хвалебный ряд, выходит из игры. Выигрывает тот, кто назвал больше хвалебных слов.

2-ой конкурс. (Литературный.)

Подготовка – 5 минут.

Из кусочков по команде собрать четверостишие известного автора, указать его фамилию. Участникам, справившимся с заданием первыми, выставляется 5 баллов. За указание автора добавляется 3 балла. Первыми попытаться назвать фамилию смогут те, кто раньше остальных справится с заданием правильно, далее – в порядке выполнения. (Например, такой фрагмент: ЛЕС, ТОЧНО ТЕРЕМ РАСПИСНОЙ, ЛИЛОВЫЙ, ЗОЛОТОЙ, БАГРЯНЫЙ, ВЕСЕЛОЙ, ПЕСТРОЮ СТЕНОЙ СТОИТ НАД СВЕТЛОЮ ПОЛЯНОЙ.)

3-ий конкурс. (Художественный – выполняется заранее.)

Команды сдают свои рисунки, жюри оценивает их баллами от одного до пяти за каждый, после чего набранные баллы суммируются.

4-ый конкурс. (Исторический.)

Подготовка – 5 минут.

Командам раздаются листочки с кроссвордами из трех слов. Задача – угадать устаревшие названия осенних месяцев. За каждое правильно угаданное название – 5 баллов.

Вопросы к кроссворду..

  1. Старорусское название сентября, в котором отражается процесс “облысения” деревьев.
  2. Старорусское название октября, в котором отражается появление слякоти.
  3. Старорусское название ноября, в котором отражается сходство с зимой.

Ответы к кроссворду.

  1. Листопадник.
  2. Грязник.
  3. Полузимник.

5-ый конкурс. (Музыкальный.)

Подготовка – 5 минут.

Команды записывают строчки любых известных песен, содержащих упоминание об осени. Задание выполняется в порядке очереди. Прозвучавшие песни вычеркиваются. За каждую песню добавляется по одному баллу. Строки должны быть пропеты, иначе песня не засчитывается.

Далее жюри подсчитывает баллы, объявляет победителя. Команда-победитель награждается призами.

(Месяц-победитель радуется, двое других братьев бредут к выходу расстроенные. Тут победитель окликает их.)

Победитель:

Стойте, братцы! Куда же вы? Как же я без вас? И заметьте: почти во всех стихах, во всех песнях пишут и поют не о каждом из нас в отдельности, а обо всех вместе, это ли не показатель того, что мы все важны и без одного не было бы и другого?

Остальные братья:

– И то верно! Ведь и правда: не приди один из нас – не начнется другой! Значит, все мы равны и важны, и название нам общее одно – ее Величество Осень!