Цели мероприятия:
- Пополнить словарный запас учащихся.
- Формировать чувство любви к русской поэзии, живописи, музыке, к родной стране и ее обычаям.
- Воспитывать у детей любовь к природе.
- Развивать чувство прекрасного, воображение, внимание, речь учащихся.
- Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование и материалы:
- Листочки для выполнения заданий для каждой из трех команд.
- Кроссворд по древним названиям осенних месяцев.
- Разрезанные на слова фрагменты стихов об осени.
- Любые музыкальные фрагменты на тему “Осень”.
- Репродукции любых картин на тему “Осень”.
- Призы.
Участники:
- Ведущий.
- Сентябрь.
- Октябрь.
- Ноябрь.
- Жюри (3 человека).
- Три команды(по 5–7 человек).
Ведущий:
– В некотором царстве, в некотором государстве жили-были 3 брата – осенние месяцы: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь (по очереди выходят и кланяются). И вот как-то раз они поспорили, кто из них важнее.
Сентябрь:
– Бесспорно, я самый главный осенний месяц, ведь я старший, а старшим у нас всегда уважение и почет, мы же умнее и мудрее!
Октябрь:
– Был бы ты действительно мудрее, ты бы такого не сказал. Всем известно, что золотая середина – лучше всяких крайностей, а я средний брат, так что у меня всех важных качеств ровно столько, сколько должно быть!
Ноябрь:
– Ну что же вы, братцы мои, не спорьте! Неужто не читали вы сказок русских, поучительных?! Кто из трех братьев всегда впереди? Да-да! Конечно, младший! Все старшие рассуждают так, как вы, а меньшого-то своего всегда недооценивают!
С.:
– Нет, не согласен я с вами совсем. Вы только подумайте: когда начинается учебный год? А? В сентябре, и наверное, не зря!
О.:
– Подумаешь, важность! В сентябре все дети еще мыслями о каникулах и долго раскачиваются, а вот в октябре берутся за ум и начинают исправлять свои плохие оценки. Если б не я, то большинство наших учеников были бы двоечниками!
Н.:
– И опять вы не правы. И в сентябре, и в октябре дети ждут – не дождутся, когда же наступит ноябрь с их долгожданными, первыми в новом учебном году каникулами. Правда, ребята?! (Хором: да-а-а.)
С.:
– Ну и ладно! А сентябрь зато самый теплый!
О.:
– Я бы на твоем месте так не торопился! Это вопрос ой какой спорный! “Второе лето” начинается как раз в октябре.
Н.:
– Но не всем же быть одинаково теплыми…Во мне, например, сочетаются сразу 2 времени года: вроде бы еще и осень, но уже совсем недалеко до зимы!
С.:
– Ладно, этак мы с вами будем спорить до следующего года. Давайте поступим по-другому!
О.и Н. (вместе, в один голос):
– Как?!
С.:
– У каждого из нас есть свои поклонники. Кому-то нравится сентябрь, кому-то – октябрь, а кому-то и ноябрь. Так вот друзья нам и помогут разобраться в нелегком вопросе. Недаром говорят: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты”. Давайте посмотрим, насколько же наши друзья сильные, дружные, смелые, быстрые, ловкие и умелые. Кому из нас ребята помогут победить, тот и окажется самым-самым важным. Согласны?
О.и Н.:
– Конечно, да.
Ведущий:
– Итак, друзья, теперь все будет зависеть только от вас!
Сейчас выбираем название своей команды, то есть за кого вы будете сражаться. (Выдаются 3 карточки с названием месяцев, команды тянут наугад.)
Главное правило!!! За нарушение дисциплины у команды снимается по одному баллу.
1-ый конкурс. (Хвалебный.)
Подготовка – 2 минуты.
Подобрать и записать как можно больше хвалебных слов в адрес своего месяца! Похвалы повторяться не должны. Если ваша похвала прозвучала из уст другой команды, вы ее вычеркиваете. Называем похвалы строго в порядке очереди. За каждую похвалу дается один балл. Команда, не сумевшая продолжить хвалебный ряд, выходит из игры. Выигрывает тот, кто назвал больше хвалебных слов.
2-ой конкурс. (Литературный.)
Подготовка – 5 минут.
Из кусочков по команде собрать четверостишие известного автора, указать его фамилию. Участникам, справившимся с заданием первыми, выставляется 5 баллов. За указание автора добавляется 3 балла. Первыми попытаться назвать фамилию смогут те, кто раньше остальных справится с заданием правильно, далее – в порядке выполнения. (Например, такой фрагмент: ЛЕС, ТОЧНО ТЕРЕМ РАСПИСНОЙ, ЛИЛОВЫЙ, ЗОЛОТОЙ, БАГРЯНЫЙ, ВЕСЕЛОЙ, ПЕСТРОЮ СТЕНОЙ СТОИТ НАД СВЕТЛОЮ ПОЛЯНОЙ.)
3-ий конкурс. (Художественный – выполняется заранее.)
Команды сдают свои рисунки, жюри оценивает их баллами от одного до пяти за каждый, после чего набранные баллы суммируются.
4-ый конкурс. (Исторический.)
Подготовка – 5 минут.
Командам раздаются листочки с кроссвордами из трех слов. Задача – угадать устаревшие названия осенних месяцев. За каждое правильно угаданное название – 5 баллов.
Вопросы к кроссворду..
- Старорусское название сентября, в котором отражается процесс “облысения” деревьев.
- Старорусское название октября, в котором отражается появление слякоти.
- Старорусское название ноября, в котором отражается сходство с зимой.
Ответы к кроссворду.
- Листопадник.
- Грязник.
- Полузимник.
5-ый конкурс. (Музыкальный.)
Подготовка – 5 минут.
Команды записывают строчки любых известных песен, содержащих упоминание об осени. Задание выполняется в порядке очереди. Прозвучавшие песни вычеркиваются. За каждую песню добавляется по одному баллу. Строки должны быть пропеты, иначе песня не засчитывается.
Далее жюри подсчитывает баллы, объявляет победителя. Команда-победитель награждается призами.
(Месяц-победитель радуется, двое других братьев бредут к выходу расстроенные. Тут победитель окликает их.)
Победитель:
– Стойте, братцы! Куда же вы? Как же я без вас? И заметьте: почти во всех стихах, во всех песнях пишут и поют не о каждом из нас в отдельности, а обо всех вместе, это ли не показатель того, что мы все важны и без одного не было бы и другого?
Остальные братья:
– И то верно! Ведь и правда: не приди один из нас – не начнется другой! Значит, все мы равны и важны, и название нам общее одно – ее Величество Осень!