Литература
-
Интегрированный урок литературы и обществознания по теме "Отношения между людьми" 2012
На уроке обсуждаются нравственные и этические темы, правила поведения учащихся и искусство их общения. Работа на уроке включает в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляется прямыми и косвенными путями, используются теоретические и практические ситуации. Материалом для подготовки к уроку стали художественные произведения, события из реальной жизни.
-
Урок литературы на тему "Посиделки". 5-й класс 2012
Цель урока: повторить жанры русского фольклора; воспитывать любовь к родному краю, истории своей родины; активизировать знания учащихся, развивать творческие способности, пробудить интерес к углубленному чтению произведений устного народного творчества различных жанров.
-
Урок русской литературы на тему "Анна всея Руси". 11-й класс 2012
Цель: получить представление о личности А.Ахматовой; познакомиться со стихами поэта; понять своеобразие ее лирики; развивать умение воспринимать поэтические произведения, умение выступать перед аудиторией.
-
Урок литературы. Тема: "Дружба в лирике А.С. Пушкина". 9-й класс 2012
Цель урока: изучение творчества А.С. Пушкина. Познакомить учащихся с посланиями поэта, расширить представления школьников о личности А.С.Пушкина, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, развивать образное мышление; воспитывать на примере жизни поэта умение дружить. В течение урока учащиеся должны почувствовать, понять, почему изучение "Дружбы в лирике А.С. Пушкина" так актуально сегодня. У них должен проявиться интерес к творчеству поэта.
-
Театрализованный урок литературы по произведению Д.И. Фонфизина "Недоросль" 2012
Цель урока: обучение учащихся анализу драматургии произведения; развитие диалогической и монологической речи.
-
Авторская песня. Владимир Высоцкий 2012
В разработке дается общее представление об авторской песне и изучается творчество поэта-барда В.Высоцкого, т.к. именно эта личность вызывает наибольший интерес у учащихся. В уроке представлены факты личной жизни этого человека, показана многограничность его творчества. Учащиеся узнают о Высоцком - поэте, Высоцком - актере, Высоцком - исполнителе. Материалы урока способствуют формированию интереса к поэтам-бардам и могут также быть использованы во внеклассной работе по предмету.
-
Три злодейства (по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама") 2012
Цель урока: развивать навыки и умения сравнительного анализа произведения; формировать навыки и умения работы с критическим материалом; закрепить умение формулировать выводы; познакомить с понятием "философско-психологическая повесть"; развивать умение лаконично и точно передавать свои мысли; формировать навык работы с раздаточным материалом в группах; пробудить чувство ответственности за свою жизнь, поступки.
-
Поэма А.А. Блока "Двенадцать" (урок-исследование) 2012
Цель урока: проанализировать поэму; раскрыть ее художественные особенности, показать ее полемический характер, психологизм художественного произведения; развивать умение учащихся анализировать, систематизировать прочитанное, делать выводы, обобщать, строить собственные высказывания; развивать наблюдательность, понимать роль художественной детали; формировать чувство гражданского долга перед страной, понимание общественных процессов.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Сороковые, роковые, военные, пороховые…" 2012
Материал дает возможность учителям литературы и истории развивать мотивационный интерес к изучаемым предметам в художественном слове, песнях военных лет, хронике исторических событий войны. Особый колорит работе придает презентация сопровождение к историко-литературному сценарию. К подготовке мероприятия могут быть привлечены родители.
-
Тема любви в рассказе А.Куприна "Гранатовый браслет". 11-й класс 2012
Цель данного урока – исследование мастерства А.Куприна в изображении мира человеческих чувств посредством аналитической работы с текстом в единстве формы и содержания; раскрытие авторской позиции в определении понятия «настоящая любовь»; создание условий для выражения учениками эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формирование у них ценностного отношения к поставленной проблеме.
-
Сценарий встречи с челябинским поэтом Владимиром Викторовичем Шахматовым 2012
В статье представлен материал вечера встречи с челябинским поэтом на тему: «Люблю тебя, мой край родной». Этот материал является примером использования регионального компонента во внеклассной работе по литературе, развивает творческие способности учащихся и воспитывает любовь к малой родине.
-
Литературная игра по итогам изучения древнерусской литературы. 9-й класс 2012
По итогам изучения древнерусской литературы проводится литературная игра, в которой участвуют родители и учащиеся. Учащихся двух классов выбирают двух игроков, которые будут давать ответы на вопросы (один ответ из двух-трёх), соглашаясь или не соглашаясь со своей группой родителей.
-
Интеллектуальная олимпиада школьников "Наше наследие" 2012
В программу заключительного этапа интеллектуальной олимпиады входят 3 блока соревнований по 3 задания в каждом, брейн-ринг, специальные задания. На школьном и региональном уровне олимпиада проходит в сокращенном варианте.
-
Интегрированный урок по теме «Иллюстрирование стихотворения Б.Пастернака "Снег идет"». 3-й класс 2012
Интегрированный урок литературного чтения, информатики и изобразительного искусства в 3-м классе выстраивается как групповой проект по созданию видеофильма по стихотворению Б.Пастернака «Снег идет».
-
Внеклассное мероприятие (история + литература) по теме "Загляните в семейный альбом". 7-й класс 2012
Цель занятия - показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическое древо своей семьи.
-
"Поэма "Двенадцать": "благословление революции" или "сомнение в ней"? "Трагический тенор эпохи". (Заключительный урок) 2012
Интегрированный урок направлен на то, чтобы помочь учащимся осознать значимость творения поэта, воссоздающего одну из наиболее суровых эпох русской истории.
-
Конспект урока литературы по рассказу О.Павлова "Конец века" 2012
В центре урока вопрос о том, является ли отношение к падшему человеку знаком нашей человеческой состоятельности? Идея эвристического урока литературы по рассказу О. Павлова "Конец века" - "Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему" (Пр. 11.12), ибо отсутствие жалости и милости к людям - это, возможно, и признак искаженного ума, а ближний - это любой, и любой достоин милосердия, раскрывается через реализацию личностного потенциала каждого ученика.
-
Урок чтения. 2-й класс. Урок-путешествие "Пою мое Отечество" 2012
Представлен урок патриотического воспитания школьников младших классов. На уроке учащиеся узнают новую информацию о своей стране и малой родине.
-
Урок литературы на тему "Пейзажно-философская лирика Ф.И. Тютчева. 10-й класс 2012
Данный урок, проведенный в форме мастерской, позволит не только познакомить учащихся с особенностями философской лирики Тютчева, её истоками, но и позволит учащимся проникнуться мироощущением «любомудров» и попробовать себя в роли авторов.
-
Урок литературы в 11-м классе. Повесть М.А. Булгакова "Собачье сердце" в контексте эпохи (проблематика произведения) 2012
Урок разработан на основе авторской концепции "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках литературы в старших классах". В основе урока - разрешение проблемной ситуации через интертекстуальный анализ повести: сопоставление с поэмой А.Блока "Двенадцать" и выявление библейских параллелей (сходных мотивов, образов и пр.). Серьезной внимание уделяется работе с образами-символами.
-
Интегрированный урок "история + литература + изобразительное искусство" по теме "Древняя Греция – колыбель культуры. Подвиги Геракла" 2012
Цели урока: повторить материал истории древнего мира по разделу «Древняя Греция»; рассмотреть понятие миф, мифология, образ главного героя; формировать у учащихся умение понимать смысл мифа как мировосприятие древнего человека, его представление о добре и зле, воспринимать мифы Древней Греции как древнейшее произведение народного творчества, колыбель европейской культуры; устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 10-м классе "Письмо А.П. Чехова к О.Л. Книппер" 2012
Цели и задачи урока: углубить представление обучающихся об особенностях личного письма; расширить представление обучающихся об А.П. Чехове как человеке; учить видеть красоту человеческих отношений, формировать культуру общения.
-
"Все это разгадаешь ты один…" (К осмыслению рассказа Б.Пильняка "Без названья"). 11-й класс 2012
Цели урока: познакомив с личностью и творчеством Б.Пильняка, расширить представление о литературе 20-х годов XX века, основной темой которой стала революция; путём поэтапной работы с предложенным текстом подготовить к написанию письменной работы; продолжить работу по развитию аналитических умений: умения выделять ключевые слова, строить развёрнутые высказывания, сопоставлять, систематизировать, делать выводы.
-
Конспект урока «"Общечеловеческий смысл комедии Мольера "Мещанин во дворянстве"» 2012
Урок литературы с использованием театрализации. В ходе урока учащиеся проводят параллель между персонажами, пришедшими к нам из XVII века, и современниками, жителями XXI века. Это помогает лучше понять непреходящее значение классической литературы.
-
На уровне сердца. 9–10-й классы 2012
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Ю.Друниной. Совершенствование умения работать с критической, мемуарной и справочной литературой; воспитание внимательного отношения к художественному слову. Формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции и чувства патриотизма; развитие ораторских умений, восприятия художественного текста.
-
М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2012
Цель уроков - раскрыть глубокий нравственный смысл "Песни..."; дать представление об эпохе Ивана Грозного, опричниках; формировать умение анализировать и интерпретировать текст поэмы, выделять композиционные части, характеризовать поступки героев, выразительно читать поэму, строить собственные суждения.
-
Итоговый урок по жизни и творчеству А.С. Пушкина. (Викторина "Умницы и умники") 2012
2012 год - год 175-летия со дня гибели А.С. Пушкина. Данный материал можно использовать для проведения итогового урока после изучения жизни и творчества А.С. Пушкина, а также для проведения внеклассного мероприятия.
-
Урок-встреча с поэтом Мариной Цветаевой 2012
Цели урока: познакомить учащихся с личностью и трагической судьбой Марины Цветаевой; вызвать интерес к ее творчеству; дать представление о своеобразии поэтической манеры поэтессы.
-
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Игра по станциям «Русская изба»". 5-й класс 2012
Предлагаемый сценарий может быть использован как на уроках литературы, так и во внеурочное время. Игра-путешествие ориентирована на учащихся 4-8-х классов (7-8-е классы - организаторы и ведущие). Цель мероприятия: воспитывать в детях уважительное отношение к наследию прошлого, к культуре русского народа, к семейным ценностям.
-
Разработка урока литературы "Остап и Андрий – братья и враги" 2012
На уроке учащиеся, анализируя произведение, пытаются раскрыть идейное содержание повести, выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев; совершенствуют навыки выразительного чтения на основе определения опорных слов, интонации, темпа чтения; развивают свои коммуникативные умения (анализируют, размышляют, дискутируют, отвечают на поставленные вопросы, обобщают).