Литература
-
Урок литературы по теме «А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"». 7-й класс 2012
Интегрированный урок литературы, истории, русского языка знакомит учащихся с балладой и ее летописными источниками. Во время подготовки и проведения урока использовались исследовательские методы, индивидуальные, групповые и коллективные формы работы для формирования у учащихся навыков анализа поэтического текста.
-
Учебно-исследовательская конференция "Таинственная сила воды" 2012
Конференция как часть долгосрочного проекта «Четыре стихии» носит метапредметный характер и рассматривает воду как объект исследования с точки зрения физики, химии, биологии, географии и литературы. Нам было очень важно, чтобы проекты затрагивали различные предметные области, так как знания наших учащихся имеют мозаичную структуру, построенную из предметных фрагментов, таким образом происходит усвоение общих законов диалектики.
-
Мир природы и людей в стихотворении Н.А. Некрасова "На Волге". 5-й класс 2012
В ходе урока учащиеся под руководством учителя выявляют смысловые закономерности стихотворения, связанные с противопоставленными образами бурлаков и Волги, определяют значимость встречи с бурлаками для лирического героя, устанавливают возможность диалога между художественным миром стихотворения и своей жизнью.
-
Урок литературного чтения во 2-м классе. Тема: «Нравственная проблема в сказке Лилиан Муур "Крошка Енот"» 2012
На уроке литературного чтения второклассники учатся выявлять нравственную проблему сказки Л. Муура «Крошка Енот». Урок проводится с использованием ИКТ.
-
Литературная гостиная "Его мы называем первым" (по творчеству А.С. Пушкина) 2012
Внеклассное мероприятие по литературе проводилось в форме литературной гостиной в рамках недели русского языка и литературы для учащихся 9-11-х классов. Особая атмосфера гостиной, использование дополнительных материалов о поэте способствовали повышению интереса к предмету, расширению гуманитарного пространства. Это мероприятие позволяет раскрыть творческие способности учащихся, применить полученные на уроках знания в нестандартной ситуации, расширить кругозор.
-
Урок литературы в 10-м классе. Тема: "Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова" 2012
План урока русской литературы в 10-м классе на тему «Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова» построен на основе выполнения учебных заданий, разработанных в соответствии с таксономией Блума. Учащиеся во время урока формируют базовую компетенцию «уметь учиться» с помощью техник учения «Конспектирование и структура конспекта», «Синквейн», «Определение».
-
Урок литературы в 11-м классе. Тема: «Столкновение неоднородных мироощущений в пьесе М.Горького "На дне". Проблема гуманизма"» 2012
Урок способствует развитию критики и самокритики, культуры речи, логики мышления. Анализ и интерпретация художественного текста основывается на глубоком личностном восприятии, понимании, исследовании. Пьеса «На дне» осознаётся как литературное произведение, влияющее на современного читателя, зрителя, способствующее правильному нравственному выбору.
-
Урок литературы в 8-м классе. Тема: «Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"» 2012
Урок построен таким образом, что позволяет повторить уже известные понятия, сформированные у обучающихся: басня, мораль. Формирует умение чтения и анализа художественного произведения, выявление в произведении конкретно-исторического содержания через эмоциональное восприятие художественного текста. Материал урока помогает корригировать искажённое представление обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида об исторических событиях войны 1812 года. .
-
Урок литературы в 8-м классе. Тема: «Образ молодого русского дворянина в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"» 2012
Работа представляет собой методическую разработку урока литературы. Урок посвящён исследованию образа русского дворянина XVIII века на примере героев комедии Митрофанушки и Милона с точки зрения соответствия образу идеального русского дворянина в представлении автора комедии. Урок носит интегрированный характер (литература, изобразительное искусство, музыка, театр).
-
Организация внеклассной работы ученика и учителя с применением ИКТ". Участие школьников в создании стенгазеты 2012
Общешкольная газета в системе воспитательной работы является одним из эффективных средств организации коллектива классов и школы в воспитании и образовании подрастающего поколения. Она помогает отражать достижения и недостатки в жизни коллективов и отдельных учащихся и указывает пути преодоления трудностей.
-
Урок литературы. Погружение в мир героев романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2012
Урок настраивает учащихся на внимательное прочтение произведения. Проза Достоевского - особый мир, который требует от читателя активного сопереживания, внимания к деталям, психологическим нюансам повествования. Глубокий анализ текста первой главы романа помогает учащимся почувствовать особую атмосферу мира героев Достоевского, понять их характеры, чувства, поступки, проникнуть в напряженное биение мысли автора.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Осень" 2012
Урок рассчитан на 2 часа, проводится в начале года, при повторении изученного в 5-м классе. Развивается творческое воображение учащихся, обобщаются знания, полученные на уроках русского языка и литературы.
-
Сочинения различных жанров (практические рекомендации) 2012
В статье на примерах (все сочинения написаны автором) показаны особенности каждого жанра. Эти сведения не только имеют образовательную цель, но и предполагают практическое применение. Нам часто приходится излагать свои мысли письменно: писать дружеское послание, вести личный дневник или деловые записи, отражать события во время путешествия, составлять рецензию на прочитанную книгу или просмотренный фильм.
-
Поэзия Николая Гумилева 2012
Урок формирует знания учащихся по творчеству Н.Гумилева и развивает познавательный интерес к литературе, искусству, а также эстетический вкус.
-
Урок чтения в 1-м классе. Тема: "Наше Отечество" 2012
Представленный урок является одним из вариантов уроков по чтению. Данный урок-праздник способствует развитию навыков чтения, культуры речи, воспитывает гражданственность, любовь к Родине и ее истории.
-
Интегрированный урок литературы и физики на тему «Синонимичность понятий "футлярность" и "инертность"» 2012
В ходе урока проводится параллель между понятиями "футлярность" и "инертность". Актуализация опорных знаний учащихся проводится в форме викторины. Учащимся предлагаются различные формы деятельности: ответы на вопросы, работа с текстом, чтение по ролям, выполнение опытов, применение полученных знаний на практике, просмотр видеороликов.
-
Сопоставительный анализ произведений о природе С.Есенина и Д.Улзытуева, бурятского поэта 2012
Автор отдает предпочтение форме учебной деятельности, расширяющей сложившиеся представления. Это сопоставительный анализ близких по замыслу и эмоциональному восприятию произведений о природе С.Есенина и Д.Улзытуева, бурятского поэта. Взаимосвязь уроков русской литературы с родной литературой или интеграция русской и родной литературы становится для учащихся одним из способов углубленного анализа и понимания национальной культуры.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Обобщение изученного по творчеству А.С. Пушкина" 2012
Урок литературы является заключительным по творчеству А.С. Пушкина. Урок разработан в соответствии с современными требованиями подготовки учащихся, основан на использовании игровой технологии, технологии коллективных творческих дел и развивающего обучения, что способствует прочтению многих произведений Пушкина, активному заучиванию наизусть, творческому осмыслению романа "Евгений Онегин". Такой урок дает возможность эффективно использовать учебное время, повышает их интерес к предмету.
-
Урок литературы в 10-м классе. Тема: "Нравственные проблемы в романе П.В. Лебеденко "Льды уходят в океан"" 2012
В романе автор рассказывает нам о молодых сварщиках, докерах одного из крупных портов Крайнего Севера. Стоит отметить, что это произведение, в отличие от имевших место в нашей литературе «производственных романов», обращено скорее к морально-этической, нравственной стороне затрагиваемых проблем.
-
Урок чтения в 3-м классе. Тема: "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине" 2012
Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Знакомит с биографией и творчеством датского писателя-сказочника Г.Х. Андерсена. На уроке дети совершенствуют навыки осознанного чтения, умения анализировать сказку, работают над обогащением своего словарного запаса.
-
Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Онегин – страдающий эгоист" 2012
На уроке проводится анализ методом беседы, обращаясь к тексту романа с целью добиться более глубокого его понимания. Задача урока – собранный материал для анализа привести в систему, пополнить новыми наблюдениями и сделать обобщающие выводы.
-
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале" 2012
Объединены стихотворения темой, чертами романтизма, сходством композиции. Образный ряд стихотворения Пушкина рождает множество ассоциаций. Разнообразие художественных средств позволяет автору выразить духовный подъем лирического героя. В стихотворении Лермонтова образы и художественные средства отражают недостижимость для героя безграничной свободы, одиночество.
-
Стихотворные ералаши 2012
Стихотворные ералаши – стихотворения на какую-то определённую тему, созданные мной на основе цитат произведений, изучаемых учениками данного класса. Задача учеников, разделившихся на 2 команды, напротив строк стихотворного ералаша указать автора, название произведения, а если класс сильный, то и его жанр. Как показывает практика, дети с удовольствием соревнуются, проверяя на прочность свою память.
-
Музыка стиха 2012
Цель урока – создание целостной картины мира через анализ поэтического текста, восприятие музыки и живописи. У учащихся развиваются навыки сопоставительного анализа произведений разных жанров. Формируется активная читательская позиция, самостоятельность и творческий потенциал учащихся.
-
Разработка урока литературы в 9-м классе «Чичиков у Плюшкина. Роль и место эпизода в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"» 2012
Предложенный урок литературы направлен на реализацию основных содержательных линий преподавания литературы: изучение словесного искусства в неразрывной связи с теорией литературы (литературоведением). В центре урока - художественное произведение, изучаемое при помощи понятийного аппарата. В течение урока реализуются основные компетенции: читательская (понимание текста как искусства слова), коммуникативная (ученик и текст), культурологическая (знакомство с культурой эпохи).
-
Урок литературы по теме «Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"». 11-й класс 2012
На уроке рассматривается особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита", обращается внимание на символику числа три в романе, что помогает понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа, а также уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности. Урок развивает интерес к личности и творчеству писателя.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Репрессии на Севере". 11-й класс 2012
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР.
-
Литературно-исторический вечер, посвященный 200-летию со дня открытия Царскосельского лицея 2012
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования.
-
Урок чтения "Братья Гримм "Семеро храбрецов"". 4-й класс 2012
Урок является промежуточным в системе работы над сказкой. Целью урока является формирование навыков осмысленного выразительного чтения. На уроке создаются условия для формирования навыков работы с текстом: выделение абзацев, эпизодов, нахождение в тексте смысловых единиц и т.д.
-
Открытый урок литературы "Душевная щедрость учительницы. Роль Лидии Михайловны в жизни мальчика" (по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"). 6-й класс 2012
Урок знакомит учащихся с приемом сравнительной характеристики – антитезой. На уроке дети учатся анализировать эпизод, делать сравнительную характеристику героев.