Урок литературы в 8-м классе. Тема: "Живые современники А.С. Пушкина"

Разделы: Литература


Цели.

1. Познакомить с “живыми” спутниками А.С.Пушкина: породами деревьев: клен, липа, дуб, береза.

2. Совершенствовать навыки выразительного чтения и развития мыслительной деятельности учащихся на уроке литературы.

3. Воспитывать любовь к родной природе, интерес к разным видам искусства.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, изображение Захарова (рисунок В.Успенского), Царского села, Михайловского (худ. П.Александров), Тригорского, огромный нарисованный дуб, на котором прикреплены листочки березы, дуба, сосны, липы, клена; репродукции картин И.Остроухова “Золотая осень”, И.Левитана “Дуб”, П.Синьяка “Сосна”, И.Грабаря “Иней”, И.Шишкина “Сосновый бор”; гороскоп друидов, сборники стихотворений А.С.Пушкина, презентация.

Эпиграф:

Люби зеленый скат холмов,
Луга, измятые моей бродячей ленью,
Прохладу лип и кленов шумный кров -
Они знакомы вдохновенью.

(“Домовому”, 1819)

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы попробуем войти в поэтический мир А.С.Пушкина с неожиданной стороны: мы попытаемся проследить взаимоотношения Пушкина – поэта и Пушкина – человека с миром природы, а точнее с миром деревьев, узнаем, какие породы деревьев воспеты поэтом в бессмертных строках. На доске вы видите волшебный дуб, на котором прикреплены листки разных пород деревьев. Они представляют породы, воспетые А.С.Пушкиным.

У каждого есть свой лес. Тот, что подступает к околице родной деревни, и тот, куда в детстве вас привезли родители-горожане. Нашему сердцу близки и березка, шелестящая под окнами отчего дома, и каштан, посаженный собственными руками и выхоженный вами возле городского небоскреба. Был свой лес и у А.С.Пушкина.

Люби зеленый скат холмов,
Луга, измятые моей бродячей ленью,
Прохладу лип и кленов шумный кров-
Они знакомы вдохновенью.

Эти строки взяты в качестве эпиграфа к нашему уроку и посвящены А.С. Пушкиным родным местам. И часто описывая природу, родные, дорогие сердцу места, он называет деревья, произрастающие в той или иной местности. Ребята посмотрите стихотворения, которые лежат на ваших партах. Попытайтесь найти в отрывках упоминания деревьев. Как вы думаете, почему Пушкин обращался в своих стихах к дереву? (Чтение найденных отрывков из стихотворений Пушкина, мнения ребят)

II. Проверка индивидуальных заданий (сообщения заранее подготовленных учеников). Чтение учащимися отрывков из стихотворений А.С.Пушкина.

1 ведущий:

Одной из черт богатой пушкинской натуры являлась способность поэта привязываться к вещам, любить их, как живые. Поэтому так много осталось нам – в воспоминание – “любимых” мест и предметов поэта. В этом А.С.Пушкин похож на друидов.

Сообщение ученика - “Друиды”.

Мы очень мало знаем о друидах. Они почти все свои знания унесли с собой. Друид означает “человек дубовых деревьев”. Они были не просто служителями культа, но и врачами, судьями, историками, архитекторами, астрономами, поэтами, учеными. Они выполняли все те функции, без которых не может существовать общество. Друиды очень хорошо владели магией. Они могли предсказывать события. Никто не сомневался в том, что друиды имеют прямую связь с богами. Владели словом и умели черпать информацию из информационного поля Вселенной, получать её от Мирового разума.

Это уникальный народ, занимал когда-то всю современную Европу. Они не имели государства со своей столицей, императоров, дворцов, не строили крепостей. Не старались закрепить свои завоевания, создавая мощное государство. Не создавали колонии. Они не стремились подчинить себе местное население.

Друиды поклонялись дубу, березе, рябине. Имелись не только священные деревья, но и священные рощи. Священное дерево – дуб. Все, что произрастает на этом дереве ниспослано с неба, это знак благоволения и высшего божества.

2 ведущий:

А.С.Пушкина отличала другая особенность: он обладал феноменальной зрительной памятью и в описаниях пейзажа, даже спустя многие годы, поражал читателей предельной точностью. И сегодня произведения поэта могут служить своеобразным путеводителем по местам, где он жил или бывал наездом. Первое сильное впечатление – село Захарово. Именно Захарово стало истоком трепетного и чуткого отношения поэта к природе.

Осенью 1804 г. Бабушка будущего великого поэта Мария Алексеевна Ганнибал купила для любимого внука подмосковное сельцо Захарово, что в 44 км от столицы. Сюда родители А.С. Пушкина выезжали с детьми каждое лето, вплоть до 1811г., когда мальчика увезли в Царскосельский лицей. К Захарову подступала роща, возле дома был запущенный парк с чащами, опушками, полянами. Мальчику было где резвиться.

И вот что удивительно: “До 6-летнего возраста А.С. Пушкин, - вспоминала впоследствии его сестра Ольга Сергеевна, - не обнаруживал ничего особенного. Напротив, своей неповоротливостью, происходившей от тучности тела, и всегдашней молчаливостью приводил иногда мать в отчаяние… Но достигнув 7- летнего возраста, он стал резв и шаловлив”. Эта перемена произошла после первой поездки в Захарово. Маленький Саша пристрастился к чтению и стал “пробовать перо”. Думается, мы не ошибаемся, если эту перемену в характере Саши, стремление выразить свои чувства на бумаге отнесем на счет общения мальчика с природой. В пору юности он сам писал об этом. Вспомнив его “Послание к Юдину”, в котором он рассказывал о своем детстве, о Захарове:

3 ведущий:

Мне видится мое селение,
Мое Захарово; оно
С заборами в реке волнистой
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
На холме домик мой; с балкона
Могу сойти в веселый сад,
Где вместе флора и Помона
Цветы с плодами мне дарят,
Где старых кленов темный ряд
Возносится до небосклона
И глухо тополя шумят…

Какая порода дерева наиболее значима для поэта и прозвучала в стихотворении? (Клен)

Сообщение ученика – “Клен”.

Когда в сухой солнечный октябрьский день среди кленов, охватывает странное чувство - будто золото. И на земле, под ногами шуршащего, шелестящего золота, и на ветвях, на фоне ярко-голубого неба, словно золотые купола – ещё облиственные вершины кленов, и в воздухе, беззвучно, слабо кружась, падают на землю, словно вырезанные ножницами, кленовые листья. Удивительна форма этих листьев. По листьям и назван вид - клен остролистный.

Красота кленовых листьев еще в старину послужило причиной того, что наряду с березой клен стал одним из майских деревьев. В бывшем Слонимском уезде (Беларусь) девицы на Троицу ходили так называемым “кустом”. Ломали в лесу кленовые ветви и связывали их толстые концы нитками. На полученный таким образом “ куст” надевали “подкуст” - другую такую же связку ветвей меньшего размера. По жребию выбирали одну из девушек – она должна была носить куст. После того, как девушка в кленовом кусте несколько раз прошлась в окружении поющих подруг по деревне, куст разрывали на части посреди улицы и женщины спешили подобрать и спрятать кленовые листья, считая их лекарством.

Обряды давно забыты. Клен остролистный – одна из ценнейших древесных пород. Кленовая древесина твердая, почти не растрескивается и не коробится, очень красивая на расколе, легко и чисто обрабатывается различными инструментами, хорошо полируется. Клен издавна шел на различные резные изделия, ружейные ложки, деревянные ложки, различные сельскохозяйственные орудия. Из кленовой древесины изготавливались различные духовные инструменты: кларнеты, флейты, гобои, служит она этой цели и сейчас. Прекрасное, золотое осенью дерево – клен остролистный, несомненно, заслуживает и бережного отношения, и разведения.

2 ведущий:

Ребята, на протяжении всей человеческой жизни нас сопровождают молчаливые свидетели – деревья. Поэтому не случайно обращение А.С.Пушкина уже в ранних стихах к дереву, как воспоминанию о счастливой поре детства.

Посмотрите на этот листок. С какого дерева он сорван? (Дуб)

В те дни – во мгле дубровых сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов,
Являться муза стала мне.

Царское село стало колыбелью поэзии А.С.Пушкина. Его поэтическое вдохновение невольно питалось здесь впечатлениями окружавшей его природы. Посмотрите на репродукцию Царскосельского парка. Это произведение искусства садоводов, архитекторов, скульпторов 18-нач.19 в. открывало глаза юноше Пушкина множество красот – богатство оттенков умело подобранных деревьев, разнообразие пейзажей и памятников. В стихотворение “Царское село” Пушкин пишет:

1 ведущий:

Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,
О, ты, певцу дубрав давно знакомый гений,
Воспоминания, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой…
…Веди меня под липовые сени,
Всегда любезные моей свободной лени,
На берег озера, на тихий скат холмов!..
Дано вновь увижу я холмы густых лугов,
И дряхлый пух деревьев, и светлую долину,
И злачных берегов знакомую картину,
И в тихом озере, средь блещущих зыбей,
Страницу гордую спокойных лебедей.

Центральным местом Царского парка являлось большое озеро – любимое место прогулок Пушкина. С берегов озера открывается один из лучших видов на Царскосельский дворец. Здесь юный поэт бродил по рощам, по живописным лужайкам и холмам, по поэтическим руинам.

Прощаясь с Царским селом, поэт прежде всего расстается со своими “братьями” - дубами:

Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей,
И легкокрылые забавы
Столь быстро пролетевших дней!

Сообщение ученика – “Дуб”.

“Как орел между птицами, как лев между зверями, так дуб между деревьями не только русскими, но и европейскими считается “ царем”, - писал о дубе замечательный знаток деревьев Дмитрий Кайгородов в 19 в.

Плиний старший писал, что нетронутые веками дубы одного возраста со вселенной, они поражают своей бессмертной судьбой как величайшее чудо. У разных народов Европы сохранились сказания о дубах, существовавших еще “до сотворения мира”. Их называли священными, под их кроной находились места для священнодействия – первые языческие храмы, там вершили суд и казнь, приносили жертвы, давали клятвы. Славяне посвятили дуб богу грома и молнии – Перуну. Для идола Перуна выбирали место под самым старым и величественным дубом, рядом с идолом жгли костер из священных поленьев. Друиды не совершали никаких священных действий без дубовых ветвей, у кельтов под дубом творил свои чародейства волшебник Мерлин.

В эпоху обращения в христианство народ скорее соглашался на истребление идолов, чем на уничтожение священных дубов. Дубы с жертвенниками были в Киеве и в Вильно, некоторые из них почитались еще в середине 19 в. Возле Палеостровского монастыря (Подмосковье) в пещере св. Корнилия был пень от дуба, росшего в расщелине и уничтоженного зубами богомольцев. Народная медицина предлагала от зубной боли грызть больным зубом дубовую кору и древесину.

Все у дуба может служить на пользу человека. Кора, содержащая дубильные вещества, - для дубления кож, настой коры – при воспалительных процессах полости рта, ожогах. Желуди служат кормом для свиней и диких кабанов, в жареном виде идут на приготовление кофейного напитка. Но главное богатство дуба – древесина. Она прочна и долговечна.

3 ведущий: Певцом какого дерева провозглашает себя А.Пушкин? (Дуба)

Восхищение и поклонение природе, которая сформировалась у поэтов в пору детства, Пушкин пронес через всю свою жизнь. Наблюдательность художника не покидает поэта и в ссылках.

Природа вызывала у Пушкина не только восхищение, но и давала ему силы, духовные и физические. Живя два года безвыездно в имении Михайловское, поэт бродил по лесу, любил послушать журчание ручья, подумать, вспоминать что-то важное, дорогое сердцу.

Окрестности Михайловского были необыкновенно хороши, особенно сосновые леса, с маленькими прозрачными озерами, холмы с извилистыми песчаными дорогами и тропинками; хорош весь этот простор не уныло пологой равниной, а богатой своею суровой роскошью северной природы. Здесь было, где часами ходить пешком или целые дни пропадать верхом на лошади. Нигде так хорошо не работалось, как в сельском уединении, к Михайловскому Пушкин был привязан всей душой. Поэт признавался: “В разные годы / под вашу сень, Михайловские рощи, / Являлся я”.

1 ведущий:

И далее Пушкин продолжает:
… На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят – одна поодаль – две другие
Друг к дружке близко, - здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять.

2 ведущий:

Они все те же,
Все тот же их знакомый слуху шорох –
Но около корней их устарелых,
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.

“Вновь я посетил”, 1835

1 ведущий: Приходилось ли вам любоваться сосновым бором? (Репродукции картин И.Шишкина)

Настоящий бор располагается на возвышенности, на “красной горке”. Посмотришь на такую горку в феврале, во время оттепели, когда снег еще не стаял между деревьями, и поймешь, почему такое название. Стволы сосен от сырости кажутся медно-красными.

До весны еще далеко, снова разгуляется непогода, загудит ветер в сосновых вершинах, сбросит на снег старые шишки и хвою, но он не страшен соснам. Они крепко держаться за землю мощными, глубокими корнями. Не пугает наши сосны и трескучий мороз, особенно хорошо они чувствуют себя на севере. Древние считали сосну священным деревом, оно было символом плодородия.

Сообщение ученика - “Сосна”.

Старые русские поверья рассказывают о “прокудливых деревьях”. Им приписывали разрушительную силу, угадать которую могут лишь колдуны. Бревно от прокудливой сосны, попавшее между других бревен в стены избы, без всяких причин рушит все строение и насмерть давит хозяев. Будто бы даже щепа от такого бревна, положенная со зла лихим человеком, ломает и разрушает ветряные мельницы.

В Корее, Китае и у нас, на Дальнем Востоке, растет “сосна могильная” (сосна погребальная). Сосна жизнеспособнее многих других деревьев, поэтому верили, что она придает силу душам умерших. Но она дает силу и живым. Выделяемые сосновой хвоей фитонциды сильнее, чем у лука и чеснока. Они обеззараживают воздух. Сосна – это прекрасный строительный материал, топливо, вар, спички, живица (прозрачная светлая смола, из которой делают скипидар и канифоль), - если перечислить все, что сосна дает человеку, получится огромный список. Лет сто назад сосновая хвоя шла на изготовление “лесной шерсти”. Из сосновой шерсти вязали белье, “от ломоты в костях”. Целебные свойства сосны используются и в наши дни.

3 ведущий:

Не дожили пушкинские сосны до наших дней. Осиротел пейзаж. Но в трудное послевоенное время местные лесники решили “поспорить со временем” и посадили на том же месте три молодых деревца. Сейчас это крепкие “подростки”, которые лет через 40-50 догонят своих ушедших предков. Во все века дерево играло и продолжает играть огромную роль. Не случайно говорят, что человек в своей жизни должен сделать три вещи: построить дом, продолжить свой род и посадить дерево, тогда человек прожил не зря.

2 ведущий:

Посмотрите на эту репродукцию. Это площадка на берегу Сороти – одно из красивейших мест в парке Тригорского имения Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф. С этого высокого места видна была дорога из Михайловского.

А.С. Пушкин писал в альбом хозяйки имения:

Но и вдали, в краю чужом
Я буду мыслию всегдашней
Бродить Тригорского кругом
В лугах, у речки, над холмом,
В саду под сенью лип домашней…

Сообщение ученика – “Липа”.

Липа очень красива. Недаром испокон веков ее высаживают в парках и вдоль дороги. Липовые аллеи сохранились во многих старых усадьбах (Тригорское, Спасское-Лутовиново) – ни одно другое дерево не дает столь благодатную тень жарким летом. Липа живет до тысячи лет, и в старину она символизировала величавую женственность. У очень старых лип, выросших на просторе, летом такой роскошный шатер, какого не встретишь ни у одного другого дерева наших лесов, кроме дуба.

Липа играет важную роль в жизни человека. В прошлом веке крестьяне охотно строили липовые бани - в них всегда был приятный воздух и легкий пар. Липовая древесина шла еще на деревянные части гармоний, на внутренние части столярных изделий (ящики комодов, шкафов, столов). Когда были мастера, резавшие из нее печати взамен медных, казенных. Отсюда и пошло выражение “липовая бумага”, т.е. поддельный документ. Чтобы получить лыко на пару лаптей, обдирали три деревца. Только громадной жизненной силой и способностью давать обильную поросль от пня можно объяснить то, что липа у нас не исчезла. Да еще были поверья, в какой – то степени ее охранявшие. Крестьяне верили, что тот, кто срубит липу, непременно заблудится в лесу. В Вологодской губернии существовали запреты на рубку старых и посаженных деревьев. Считалось, что нарушивший запрет либо сойдет с ума, либо скоропостижно умрет. Верили, что дереву больно, что оно может плакать, когда его рубят. Как правило, старые липы не трогали. “Да! Прекрасное дерево – старая липа…- писал И.С.Тургенев в “Записках охотника”.- Ее щадит даже безжалостный топор русского мужика…”.

1 ведущий:

Деревья – безмолвные свидетели деяний человеческих. Некоторые из них живут не один век. Поэтому мы сегодня можем увидеть знаменитую липовую аллею А.П.Керн, которой А.С.Пушкин посвятил стихотворение “Я помню чудное мгновенье…”.

Сельское уединение Пушкин любил. Оно давало сердечное спокойствие, которое необходимо для вдохновения. Доказательством этому можно назвать известную Болдинскую осень. Три месяца прожил в селе Болдино Пушкин, задержанный холерой и карантином “Я чую осень и собираюсь засесть”,- пишет поэт Н.Гоголю в августе 1831г. Это был совершенно необычный прилив творчества. За небольшой промежуток времени поэт создал: “Маленькие трагедии”, повесть “Выстрел”, “Домик в Коломне”, две последние главы “Е.О.” В три дня внезапным творческим порывом создает почти всего “Медного всадника”, пишет “Сказку о рыбаке и рыбке”, “Сказку о мертвой царевне и семи богатырях” и др. произведения.

3 ведущий: Мы можем предположить, что вдохновение рождалось в прогулках по окрестностям села, в поездках верхом.

Уж осень холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Они шумят в дубравах опустелых,
Там день и ночь кружится мертвый лист,
Стоит туман на нивах пожелтелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели минувших дней забавы!
Забыты вы… до сладостной весны!

Прозвучала еще одна порода дерева. Назовите ее. (Береза)

Сообщение ученика – “Береза”.

Удивительно красива береза. Недаром о ней сложено столько песен и стихов, и так любят писать ее живописцы. Прекрасна березовая роща, и горстка берез где-нибудь на лесной опушке, и одинокая березонька, стоящая в поле.

Это дерево – символ неяркой красоты нашей северной природы, России. У одних древних народов береза олицетворяла свет, сияние чистоты, женственности, у других (шотландцев) связывалась с представлением о смерти. Друиды украшали ветками березы свои жилища в течение первого месяца года (с 24 декабря по 21 января), древние римляне с березовыми ветвями праздновали вступление в правление нового консула. Когда-то, много веков назад, праздновали не просто приход весны. Существовал праздник священного майского дерева, росшего в священной роще. Из этой рощи дерево торжественно несли в селение. В каждой ветке его обитало могущественное божество, которому поклонялись, от которого ждали блага. Очень часто майским деревом была берёза. Хотя любое стройное, могучее или долговечное дерево годилось для этой роли – ель, сосна, дуб.

В России в этот день украшали ветками берёзы самую красивую девушку и носили её по деревне. После принятия и распространения христианства берёзовыми ветвями стали украшать дома в последний четверг перед Троицей.

Люди издавна верили, что берёза способна излечивать болезни. Берёзу называли деревом четырёх дел: первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – чистоту соблюдать, четвёртое – больных исцелять. А знаменитая “берёзовая каша”, которой “потчевали” нерадивых учеников! Есть предположение, что научное название берёзы “бетуля” произошло от латинского глагола “бетуэре” - (бить, сечь). По другой версии – от кельтского слова “бету”.

III. Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомились с зелёными свидетелями жизни поэта, на фоне которых разворачивалась короткая, но такая ослепительная жизнь А. С. Пушкина. Этот клён, липа, берёза, сосна и прежде всего дуб. Дуб для Пушкина был символом вечности, чего-то постоянного, родного. Поэтому символом нашего урока и стал волшебный Дуб. Этот образ чаще всего упоминается в лирике Пушкина, особенно тогда, когда он говорит о самых дорогих ему местах и людях. Дуб сопровождал поэта всю жизнь: по его желанию он похоронен около матери в Святогорском Успенском монастыре, “на просторе” русского Севера. На вершине Святых гор недалеко от реки Великой, у подножия старинного собора, под сенью родных деревьев, обрёл свой “таинственный приветливый ночлег” прах величайшего русского поэта.

Близ камней вековых, покрытых жёлтым мхом,
Проходит селянин с молитвой и со вздохом;
На место праздных урн и мелких пирамид,
Безносых гениев, растрёпанных харит,
Стоит высокий дуб над важными гробами,
Колеблясь и шумя...

Домашнее задание.

  1. Привести свои примеры из лирики А.С.Пушкина, где упоминаются “живые современники” поэта.
  2. Подготовить выразительное чтение понравившегося стихотворения, объяснить свой выбор.

Презентация