Цели:
- Формирование интереса и внимательного отношения к слову.
- Воспитание любви к природе, чувства удивления перед красотой окружающего мира, бережного отношения.
- Формирование умений целеполагания, планирования, коррекции, оценки своей деятельности.
Материалы и оборудование:
- Учебник Чуракова Н.А. «Литератукное чтение» для 4 класса
- Карточки для словарной работы
- Фотографии Джеральда Даррелла и Ивана Бунина.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сообщение темы урока, постановка учащимися цели урока, планирование деятельности и предположение результата.
– Сегодня мы продолжаем работать над темой
«Мир просит тебя: открой меня заново!»
– Какую цель на сегодняшний урок вы ставите?
– Как организуете свою деятельность на уроке?
– Каков предполагаемый результат?
II. Работа над темой. Джеральд Даррелл «Землянично-розовый дом»
– А начнем мы с отрывка «Землянично-розовый
дом» Д. Даррелла из повести «Моя семья и другие
звери».
– Однажды Джерри, герою повести посчастливилось
приобрести черепашку. Ей дали имя «Ахиллес».
Слышали ли вы ранее это имя? Кому оно
принадлежало? (Мифическому герою)
– Из каких источников вы узнали о
древнегреческом герое?
– Но вернемся к повести Джеральда Даррелла.
Подходит ли черепашке это имя – «Ахиллес»?
– Можете подтвердить, что Ахиллес, несмотря на
неприятности, был всеобщим любимцем?
– Какие эпизоды этой главы кажутся вам наиболее
остроумными и смешными?
– Какие именно слова и выражения создают
комический эффект?
– Можно ли назвать Джерри тонким наблюдателем
животного мира? Подтвердите примерами из текста.
– Какие особенности семьи Джери Даррелла
стали явными в связи со смертью черепашки?
III. Физкультминутка
Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята.
Как лисенок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал,
Как ежонок и ежиха собирают ежевику…
Только медвежонок спит,
Просыпаться не спешит.
Гимнастика для глаз.
IV. Работа над темой. И.Бунин «Бушует полая вода…»
Чтение стихотворения учителем.
– Вы хотите оказаться «внутри» этого
стихотворения?
Для этого надо постараться не только увидеть то,
что видел сам поэт (точнее, его лирический герой),
но и услышать те звуки, которые слышал он, ощутить
прикосновения воздуха и запахи.
– Давайте начнем со зрительных картинок –
образов. Читайте только те строчки, где признаки
весны можно скорее увидеть, чем услышать или
ощутить кожей (осязать) или воспринять носом
(обонять).
Постарайтесь не ошибиться!
– Теперь выберите только те строчки, в которых весну можно услышать.
– А вот сейчас нас будут интересовать только запахи весны.
– Но ведь весну мы ощущаем еще и кожей, в виде тепла или холода, сухости или влаги, верно? Поэтому найдите такие строчки, где лирический герой делится своими тактильными впечатлениями от весны.
– Встретились ли вам в стихотворении слова с
неизвестным значением?
– Как вы узнаете их значение?
– А есть ли у вас какие-либо предположения?
– Проверим, насколько точно мы определили
толкование этих слов. Перед вами лежат карточки,
на которых выписано из словаря С.И. Ожегова
значение этих слов. Познакомьтесь с ними.
– А теперь подумайте, где на ленте времени вы отвели бы место Ивану Бунину? Почему?
– Подготовьтесь прочитать это стихотворение выразительно, чтобы мы все ощутили прелесть весны с ее яркими красками, разнообразными звуками и особыми запахами.
V. Итог урока
– Вернемся к теме сегодняшнего урока:
«Мир просит тебя: открой меня заново!».
Что вы заново открыли для себя, благодаря
Джеральду Дарреллу и Ивану Бунину?