Урок литературного чтения в 4-м классе по программе Л.В. Занкова. Тема: "Мир просит тебя: открой меня заново"

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели:

  • Формирование интереса и внимательного отношения к слову.
  • Воспитание любви к природе, чувства удивления перед красотой окружающего мира, бережного отношения.
  • Формирование умений целеполагания, планирования, коррекции, оценки своей деятельности.

Материалы и оборудование:

  • Учебник Чуракова Н.А. «Литератукное чтение» для 4 класса
  • Карточки для словарной работы
  • Фотографии Джеральда Даррелла и Ивана Бунина.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сообщение темы урока, постановка учащимися цели урока, планирование деятельности и предположение результата.

– Сегодня мы продолжаем работать над темой «Мир просит тебя: открой меня заново!»
– Какую цель на сегодняшний урок вы ставите?
– Как организуете свою деятельность на уроке?
– Каков предполагаемый результат?

II. Работа над темой.  Джеральд Даррелл «Землянично-розовый дом»

– А начнем мы с отрывка «Землянично-розовый дом» Д. Даррелла из повести «Моя семья и другие звери».
– Однажды Джерри, герою повести посчастливилось приобрести черепашку. Ей дали имя «Ахиллес».
Слышали ли вы ранее это имя? Кому оно принадлежало? (Мифическому герою)
– Из каких источников вы узнали о древнегреческом герое?
– Но вернемся к повести Джеральда Даррелла. Подходит ли черепашке это имя – «Ахиллес»?
– Можете подтвердить, что Ахиллес, несмотря на неприятности, был всеобщим любимцем?
– Какие эпизоды этой главы кажутся вам наиболее остроумными и смешными?
– Какие именно слова и выражения создают комический эффект?
– Можно ли назвать Джерри тонким наблюдателем животного мира? Подтвердите примерами из текста.
– Какие особенности семьи Джери  Даррелла стали явными в связи со смертью черепашки?

III. Физкультминутка

Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята.
Как лисенок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал,
Как ежонок и ежиха собирают ежевику…
Только медвежонок спит,
Просыпаться не спешит.

Гимнастика для глаз.

IV. Работа над темой.  И.Бунин «Бушует полая вода…»

Чтение стихотворения учителем.

– Вы хотите оказаться «внутри» этого стихотворения?
Для этого надо постараться не только увидеть то, что видел сам поэт (точнее, его лирический герой), но и услышать те звуки, которые слышал он, ощутить прикосновения воздуха и запахи.
– Давайте начнем со зрительных картинок – образов. Читайте только те строчки, где признаки весны можно скорее увидеть, чем услышать или ощутить кожей (осязать) или воспринять носом (обонять).
Постарайтесь не ошибиться!

– Теперь выберите только те строчки, в которых весну можно услышать.

– А вот сейчас нас будут интересовать только запахи весны.

– Но ведь весну мы ощущаем еще и кожей, в виде тепла или холода, сухости или влаги, верно? Поэтому найдите такие строчки, где лирический герой делится своими тактильными впечатлениями от весны.

– Встретились ли вам в стихотворении слова с неизвестным значением?
– Как вы узнаете их значение?
– А есть ли у вас какие-либо предположения?
– Проверим, насколько точно мы определили толкование этих слов. Перед вами лежат карточки, на которых выписано из словаря С.И. Ожегова значение этих слов. Познакомьтесь с ними.

– А теперь  подумайте, где на ленте времени вы отвели бы место Ивану Бунину? Почему?

– Подготовьтесь прочитать это стихотворение выразительно, чтобы мы все ощутили прелесть весны с ее яркими красками, разнообразными звуками и особыми запахами.

V. Итог урока

Вернемся к теме сегодняшнего урока: «Мир просит тебя: открой меня заново!».
Что вы заново открыли для себя, благодаря Джеральду Дарреллу и Ивану Бунину?