Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством поэтов-обэриу(тов); развивать внимание, умение подбирать рифмы; совершенствовать навыки выразительного чтения и четкую дикцию; прививать интерес к творчеству детских поэтов.
Оборудование: учебник «Литературное
чтение. Родная речь. Учебник для 2 класса
начальной школы. В 2 частях»
авт.-сост. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Голованова М.В.
Аудиозапись: Ю.Владимиров «Чудаки»
ХОД УРОКА
1. Орг.момент
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний.
– Ребята, послушайте отрывок из произведений и определите жанр.
Бобер в бору затеял бал,
Бобер на бал гостей созвал.
Белочки во флейты дуют,
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе позвал.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый пирог…
(Это стихи)
– Как определили?
– Чем похожи? (Про бал и про гостей)
– Чем отличаются? (Герой во втором неизвестен.
И оно не закончено)
– Первое стихотворение написал поэт Анатолий
Пудваль. А кто скажет, кто автор второго
стихотворения?
– Ученик 2-б класса сказал, что автор этого
стихотворения Карл Иванович Шустерлинг. А я знаю,
что это стихотворение написал Даниил Хармс. Кто
из нас прав?
– Давайте ответим на этот вопрос, прочитав
дополнительную информацию.
Даниил Хармс. Настоящее имя – Даниил
Иванович Ювачёв. Родился он в Петербурге в 1905 году, а умер в 1942 году в Ленинграде. Сейчас этот город снова стали называть Петербургом. Д.Хармс был большим выдумщиком. Его стихи и рассказы с большим удовольствием читали ваши прабабушки и прадедушки в журналах «Чиж» и Ёж». Даниил Хармс всегда подписывался псевдонимами. Среди множества псевдонимов были такие: Карл Иванович Шустерлинг или Пустерлинг, Шардам, Дандан, Иван Топорышкин, писатель Колпаков и др. Чаще всего повторялось имя Хармс. |
(Карл Иванович Шустерлинг – один из псевдонимов Хармса.)
– Псевдоним – это что? (Придуманное имя)
– Хотите прочитать это стихотворение?
4. Осмысление содержания. Изучение нового материала
– Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?
Ваши предположения? (Высказывания детей)
– Сейчас вам предстоит проверить насколько вы
оказались правы. Но у этого стихотворения есть
еще маленькая загадка. Д. Хармс писал
стихи-загадки с неоконченными строчками.
Недоговоренностью в стихах, поэт высказывает
надежду, что его будут читать догадливые, умные
дети. Я буду читать стихотворение, а
недостающие слова вы будете подсказывать мне
хором. Попробуем?
Чтение стихотворения учителем. (с.175)
– Оправдались ли ваши предположения?
– Почему вы улыбались, когда слушали
стихотворение? Чем вам оно понравилось?
5. Постановка учебной задачи. Самостоятельная работа
– Давайте прочитаем это стихотворение
выразительно. А для этого представим себе, что
чувствовал его герой – человек, пригласивший к
себе гостей.
– Читайте стихотворение по строфам и
постарайтесь передать его внутренний монолог, о
чем он думает, что чувствует, произнося каждую
строфу.
Чтение стихотворения детьми.
3-4 человека читают.
Задание: по чтению, определите, какие чувства переживает герой.
– Представим себе, что герою стыдно, что не
хватило сил дождаться гостей, пирог оказался
таким вкусным, что он и сам не заметил, как все
съел, а когда пришли гости, не знает, куда
деваться.
– А может быть, он так рассердился на гостей,
что специально все съел и последние строчки
произносит с удовлетворением.
– Вы заметили, ребята, что стихотворение можно
прочитать по-разному. В зависимости от выбора
внутреннего состояния героя меняется интонация.
6. Физкультминутка
– Как живешь? Вот так!
– Как идешь? Вот так!
– Как бежишь? Вот так!
– Как летишь? Вот так!
– Как плывешь? Вот так!
– Как сидишь? Вот так!
7. Продолжение работы по теме урока
– Вспомните, как назывался журнал для
дошкольников, для которого писал стихи Д.Хармс. («Чиж»)
– В 1930-е годы в журнале Чиж появились истории про
Карла Ивановича Шустерлинга.
– Вы уже знаете, что один из псевдонимов Д.Хармса
– Карл Иванович Шустерлинг. Так вот, этот Карл
Иванович был очень непонятливым человеком. Он
все время оказывался в затруднительном
положении и просил ребят помочь ему. От его имени
читателям журнала предлагались веселые задачи
на смекалку, загадки. Одну из них мы сейчас
прочитаем.
Чтение стихотворения «Что это было» учителем. (с.174)
– Вы поняли, что это было? Как догадались?
– А почему герой стихотворения не понял?
– Что же за человек – герой этого стихотворения,
похож он на того, кто съел пирог, не дождавшись
гостей, или перед нами другой характер?
8. Чтение и анализ текста
– Прочитайте стихотворение про себя. 1 читает
вслух.
– Найдите описание героя в стихотворении. Какого
литературного персонажа напоминает человек,
который зимой ходит « в галошах, в шляпе и в
очках»?
– Как вы думаете, зачем Хармс упоминает про очки? (Может
быть, перед нами ученый человек, он рассеян,
потому что обдумывает что-то очень важное.)
– Итак, он идет, размышляет, что его вдруг
заинтересовало?
– Прочитайте так, чтобы передать характер героя.
– Зачем он пустился вдогонку, какое желание им
двигало?
– Почему в последней строфе дважды повторяется
слово долго?
– Почему герой думает, сняв очки? (Герою
хочется во всем разобраться, все понять. Этот
человек привык во всем видеть что-то сложное, все
долго обдумывать и такие простые вещи ставят его
в тупик)
– Прочитайте выразительно последнюю строфу.
– Прочитайте все стихотворение, передавая
характер героя.
9. Работа над стихотворением Ю.Владимирова Чудаки
– Сейчас мы прочитаем стихотворение еще одного
поэта из литературно-поэтической группы ОБЭРИУ
– Юрия Дмитриевича Владимирова «Чудаки» с.176.
– Оно написано по следам розыгрыша со стороны
Хармса. А было это так. Перед поездкой Хармса в
Москву Владимиров дал ему две пятирублевые
купюры с просьбой купить крючки, леску, книги.
Вернувшийся Хармс отдал обратно деньги и сказал,
что забыл, какая пятерка на что предназначалась.
Владимиров рассмеялся и написал «Чудаков»
Учащиеся (3 человека) читают стихотворение. И отвечают на вопросы.
– Какие непонятные слова вам встретились?
Пятак – монета в 5 копеек.
Кушак – широкий и длинный пояс.
– А кто такие чудаки? Кого мы называем чудаками?
– Какая беда произошла с чудаками на базаре?
Прочитай.
– Как ты думаешь, ситуация, о которой
рассказывает автор веселая, грустная, забавная,
поучительная?
– Соответствует ли название стихотворения его
содержанию?
– Послушайте, как читает это стихотворение
народный артист РФ Вениамин Смехов.
– А теперь, постарайтесь прочитать сами.
Выразительное чтение стихотворения учениками.
10. Итог урока
– Стихотворения каких поэтов изучали на уроке?
– Какое из них вам больше всего понравилось? Что
бы вы предложили для домашнего задания?
– Я бы предложила выучить наизусть,
понравившееся стихотворение.
Использованная литература:
- Кутявина C.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М., ВАКО – 2009.
- Воюшина М.П. Изучение литературы в первом классе: СПб., Издательство «Папирус», 1997.