Цели:
- Познакомить учащихся с биографией А.А.Лиханова и его произведениями;
- Совершенствовать навыки вдумчивого чтения;
- Продолжить формирование навыков дискуссии;
- Воспитывать чувство любви, сострадания и уважения к ближнему.
Тип урока: урок – диспут.
Методы:
- анализ текста;
- беседа по вопросам;
- составление плана;
- комментирование эпизодов;
- работа в группах;
- сообщения учащихся;
- работа со статьей;
- диспут.
Средства обучения:
- портрет А.А. Лиханова;
- выставка произведений А.А. Лиханова;
- текст произведения;
- словарь литературоведческих методов;
- тетрадь по литературе;
- статья А.А.Лиханова «Закон любви».
Опережающее домашнее задание по группам:
- определить тему, идею и композицию текста,
- сообщения о биографии писателя,
- дать характеристику героям,
- разделить текст на микротемы.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а урок – диспут.
- Что такое диспут? (Диспут своего рода спор.)
- Сегодня каждый из нас попробует отстоять свою точку зрения на волнующие нас вопросы. В конце урока мы с вами должны ответить на многие вопросы. А главное - актуально ли это произведение в наши дни и над чем заставляет задуматься ? Прежде чем перейти к произведению, давайте познакомимся с биографией писателя Альберта Анатольевича Лиханова.
3. Сообщения учащегося
Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 года в г. Кирове. Учился в Кировских школах – начальной № 9 и мужской № 16, которую окончил в 1953 г. Поступил на отделение журналистики филологического факультета Уральского Государственного университета им. М. Горького в Свердловске. Первые книги прозы А. А. Лиханова вышли в Кирове в 1959 г. Первая публикация вышла в Москве - рассказ «Шагреневая кожа» в журнале «Юность» в 1962 г.
Основные литературные произведения объединены в трилогию: «Семейные обстоятельства» (1974) – повести «Чистые камушки» и «Обман». Произведения писателя более ста раз издавались за рубежом, по ним сняты фильмы: «Мой генерал», «Команда 33», «Карусель на базарной площади», «Высшая мера».
Творчество А. А. Лиханова отмечено премией Ленинского комсомола, Государственной премией РСФСР.
В 1987 г. по инициативе писателя создан советский детский фонд им. В.И.Ленина, который он возглавил.
С 1991 г. А.А. Лиханов – председатель Российского детского фонда, а с 1992 г. – президент Международной ассоциации детских фондов.
4. Беседа по вопросам:
- Запишем два последних предложения в тетрадь и сделаем вывод: что волновало писателя?
(А.Лиханова очень волнует вопрос о проблемах детской литературы.)
- А. Лиханов – не просто президент народной ассоциации, но еще и писатель – исцелитель душ, заставляющий нас задуматься над смыслом жизни. В подтверждение своих слов предлагаю обратиться к статье А. А. Лиханова «Закон любви».
5. Работа со статьей А.Лиханова «Закон любви».
«В мире смуты, где мы оказались, правит беззаконие. Не только вы, совсем юные, но и вполне взрослые люди, оказались в недоумении: то, что вчера было дурно, вдруг стало доблестно. Нравственное оказалось ничем неоценимым хламом, а суетность, делячество, нахрап – передовыми свойствами. Человек в недоумении: неужто же все, чему тебя учили и все, что ты считал ценным – это обман. Минует время, и история хладнокровной рукой оценит отрезок нашего коллективного существования так, как оно того заслуживает. Каждая жизнь – это весы. Кто – то незримый нам взвешивает добро и зло, совершенное нами, и мы не ждем приговора истории – она не отпускает так низко, до судьбы каждого человека. Она судит лишь всех. Мы же проживаем – каждый свое. Никогда ни в чьей судьбе удача еще не перевесила чащу неудачи. И люби другого и воздастся тебе. Нет, никогда не обретешь удачи, если берешь со старухи жалкий рубль за мелочную услугу. За деньги не купишь уважения, благодарности, любви. Именно об этом я хотел сказать своими повестями».
6.Слово учителя:
- Согласитесь, ребята, какие замечательные слова. Как они нужны в наше непростое время. Прав ли А. Лиханов? Приведите примеры из текста. («Правит моральное беззаконие», «вчера было дурно, вдруг стало доблестно», «каждая жизнь – это весы, «люби другого и воздастся тебе»).
- Какие непонятные слова встретились в этой статье? (хлам, суетность, делячество, нахрап)
- А какие произведения этого автора вы знаете? (повесть «Солнечное затмение»)
6. Работа над текстом повести «Солнечное затмение»
- Что такое повесть? (Повесть - эпическое произведение, в основе которого лежит повествование о каких – либо событиях, происходящих в жизни главных героев).
- Давайте начнем работать над текстом повести. Что такое текст? (Текст – произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств.)
- Каждый текст имеет тему. Что такое тема? (Тема – основной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил внимание писатель в своем произведении).
- Назовите тему произведения «Солнечное затмение». (любовь, милосердие, сострадание, любовь к ближнему и малой Родине.)
- Определим тему произведения. Что это такое? (Идея произведения – основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство его образов.)
- Какова идея повести Лиханова? («Люби другого, и воздастся тебе»).
- Как строится текст? (Он имеет композицию – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов художественного произведения. Произведение начинается с экспозиции – образа бетонного города, в завязке автор дает в параллельном изображении картины жизни двух семей, доказывающих, что жизнь есть жизнь, и в каждой семье есть свои правила. После кульминации действия развязка не наступает, читатель должен домыслить сам.)
- Какие символы вы нашли в тексте?
Символ |
Значение |
голуби |
символ мира |
крылья |
символ свободы |
солнце |
символ тепла, света, надежды на светлое будущее |
дом |
символ уюта, тепла |
Работа над содержанием повести.
Задание № 1: работа над названием произведения.
- Что такое затмение солнца как природноеявление? (Солнце вдруг заходит за тень Луны в определенное время.)
- Как вы думаете, почему автор назвал свое произведение «Затмение солнца»? (Ответить на вопрос можно ответить словами Феди: «Нельзя увидеть солнце без затмения».)
- Как вы понимаете значение этих слов (В нашей жизни надо быть готовым ко всему и не отчаиваться, если в твоей жизни вдруг наступило затмение. После него всегда выглядывает солнце и становится тепло и светло.)
- Есть ли причина для такого названия текста? (Речь о затмении прослеживается в тексте, когда Лена в отчаянии чуть не попадает под машину.)
Задание № 2: выделение микротемы текста в каждой композиционной части.
- Что такое микротема? (Микротема – смысловые фрагменты, каждый из которых по- новому раскрывает тему и основную мысль текста. Все микротемы связаны с темой и основной мыслью всего текста. Границы микротем чаще всего совпадают с абзацами, но и в одном абзаце может быть две микротемы или микротема может занимать два абзаца. Кроме того, есть так называемые «свободные» предложения, которые открывают и заканчивают текст, комментируют мысль, выраженную в микротеме, и поэтому автор может их вынести даже в отдельный абзац)
Микротемы:
- Размышление Федьки о жизни.
- Жизнь Лены – инвалида дома.
- Взаимоотношения Феди и Лены.
- Жизнь Федьки.
- Лирическое размышление автора: «… но новое не всегда радость. А старое терять нелегко. Особенно если оно окрылило твою любовь»
- Любовь.
Задание № 3: работа над эпизодами.
1. «А почему грустно? – улыбнулся Федя.
- Потому что бессмысленно. Это просто такие дни. Жизнь улыбается мне. А потом … Ты встретишь нормальную девушку и забудешь про меня. Федор ничего не ответил . Следил за своими голубями, за их полетом..»
- Какая проблема звучит в данном эпизоде? (Любовь. Из жалости ли?)
2. «Правда, на что ему берег турецкий? Или Африка, опять же? Ему тут нормально. В этом их углу. Тихо летом, тепло. Турманы урчат, зобы раздувают, золотистый самец перед голубкой хвост развернул, пошалить хочет, ах, мерзавчики?»
- О какой проблеме идет речь в этом отрывке? (Любовь к малой Родине)
3. «- Зачем ты нашел меня? – говорит она. – Это ни к чему. Рано или поздно все кончится.
Она (тетя Дуся) встала между ними. Федор притянул ей голубя, потом достал еще. И еще..»
- Какую проблему поднимает автор в этом отрывке? (Чувство жалости, сострадания к ближнему)
4. «…но новое не всегда радость. А старое терять нелегко. Особенно если оно окрылило твою любовь».
- С какой проблемой обращается к нам автор? (Отказ от прошлого как результат никчемного существования.)
Задание № 4: характеристика героев.
1.Федя.
- В чем особенность описания Феди? (нет портретной характеристики)
- Как же мы сможем его представить? (по поступкам, которые раскрывают его внутренний мир)
- Приведите примеры (… жил в уголке, огороженном от мира и суеты тополями, кустами. Спокойной жизни у него не было»).
- А в чем причина? (Отец пил, и Федя очень переживал за него, за его здоровье, и очень этим стыдился).
- Какие черты характера ему присущи? (Любил фантазировать («прислонился он к стойке и нырнул головой в небо, полетел в глубину»), был трудолюбивый – сам мастерил голубятню («стучал топором, рубанком, стружку гнал»), был добрый – не продал голубей, а подарил интернату, детям – инвалидам).
2. Лена
- Что вы можете сказать о Лене? (Она инвалид, сидит в инвалидной коляске.)
- Какие черты характера ей присущи? (Любознательна – любит, сидя у окна, наблюдать за происходящим на улице, это ее интересует и радует, общительна, имеет много друзей, нетерпима к чужому несчастью, но эгоистична - думает только о себе).
3. В чем сходства и различия главных героев?
Сходства |
Различия |
голуби |
Он – здоровый, она – инвалид |
Любовь к природе |
Не могут жить полноценной жизнью. |
Забота о ближнем |
|
Отзывчивость |
|
Одиночество |
|
7. Работа в группах.
Учащимися предлагается выбрать ту проблему, которая им близка по духу, которую они хотят проанализировать и прокомментировать.
Итого образуются 4 группы на каждую проблему.
8. Организация диспута.
9. Самостоятельная работа в группах.
Вопросы для 1 группы – любовь: из жалости ли?
- Есть ли слово любовь в лексиконе Феди? (нет)
- Знакомо ли ему это чувство? (знакомо: к матери, к отцу, к голубям)
- А, может, он их просто жалеет? (нет, он их действительно любит)
- А как проявляется его любовь? (он о них заботиться, переживает)
- Как он это доказывает? (дарит голубей, заметим, что они ему очень дороги)
Таким образом, учащиеся приходят к утверждению: он любит Лену по – настоящему, по – мужски, а не из жалости (приводят аргументы из текста).
Вопросы для 2 группы
- С каких лет Федя начал увлекаться разведением голубей? (с раннего возраста)
- Что для него означают голуби? (они смысл его жизни, их потеря для него подобна смерти)
- Любит ли Федя свою Родину так же как голубей?
Таким образом, учащиеся приходят к утверждению: любовь к голубям и есть любовь к Родине, аргументы из текста.
Вопросы для 3 группы – чувство жалости, сострадания к ближнему.
- Как жил Федя до встречи с Леной? (он жил в своем мирке, никого туда не пуская)
- Что послужило причиной возникновения мысли о людях, имеющих физические недостатки. (Встреча с Леной, любовь к ней)
Таким образом, учащиеся приходят к утверждению: отказываясь от своего прошлого, памяти, люди теряют настоящее (приводятся аргументы из текста).
10. Диспут по проблемам, поднятым автором в произведении.
Каждая группа приводит доказательства своей точки зрения, остальные, если не согласны, оспаривают ее. Учитель корректирует ответы учащихся.
11. Вывод по уроку.
- Так какие же проблемы поднял автор в своем произведении «Затмение солнца»? (проблему любви: из жалости ли она? (Проблему любви к малой Родине, проблему сострадания к ближнему, проблему отказа от прошлого как результат никчемного существования)
- Они актуальны в наше время? Нужно ли обсуждать их на уроках? (Актуальны, они касаются всех нас)
- Правильно ли подобран эпиграф к нашему уроку: люби другого, и воздастся тебе? (нужно любить все, что тебя окружает, и тогда ты тоже будешь любим)
12. Домашнее задание
- К следующему уроку внеклассного чтения прочитать любое произведение А. А. Лиханова и сделать его анализ.
- Написать сочинение на волнующую вас проблему из произведения «Затмение солнца».