Воспитание читательской активности у младших школьников, обучающихся по программе Л.В. Занкова

Разделы: Литература, Начальная школа


Что формирует картину мира современного ребёнка? Развращающая среда, отупляющая, калечащая душу ребёнка социальная ситуация, телевидение с картинами агрессии, насилия, убийств, компьютерные игры. Современное общество не имеет достойной и сообразной с человеческой сущностью идеологии. Мы живём в обществе, где всё дозволено: обмануть, предать и даже убить во имя личного успеха и обогащения. В такой сложной ситуации всё чаще педагоги обращаются к литературе как к источнику нравственных ценностей.

С другой стороны, говоря об общем развитии ребёнка, надо помнить, что умение работать с текстом является одним из показателей умственного развития ученика. Если у ребёнка есть проблемы в самостоятельном чтении, значит, будут проблемы с учёбой вообще. Таким образом, роль чтения очевидна. Но социологические исследования показывают, что дети на чтение тратят меньше всего своего свободного времени, а многие от 7 до 17 лет вообще не читают ничего, кроме того, что задано в школе. Значит, надежда только на школу. И одними уроками литературы здесь не обойтись.

Более 15 лет я работаю по программе развивающего обучения Л. В. Занкова. Приоритетным направлением своей работы считаю воспитание читательской активности ребёнка. Но успешной эта работа может быть лишь при сотрудничестве учителя, родителей и ребёнка.

Цель работы с родителями – убедить их в необходимости воспитания активного читателя; научить формировать и поддерживать интерес к чтению. Поэтому я провожу в первом классе тематические родительские собрания «Воспитание интереса к чтению», «Первые книжки моего ребенка»; во втором – «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка», «Приобщение ребенка к домашнему чтению». Третий класс – родительское собрание-конкурс «Папа, мама, я – читающая семья», круглый стол «Как развить у ребенка желание читать?».Четвертый класс – тематическое собрание «Мир детства – мир игры и книги», конференция «Книга и ее роль в жизни семьи».

На плечи родителей ложится заполнение известных учителям-занковцам «Дневников читателей», контроль и организация домашнего чтения. Они стремятся пополнять домашнюю библиотеку, посещают вместе с детьми общественные библиотеки.

Для нынешних моих учеников именно книга является лучшим подарком к праздникам и дням рождения. Зачастую родителям необходима помощь в выборе книг для детей. Как художественная, так и научно-популярная литература должна быть доступной пониманию, увлекательной, содержательной.

В первый класс одни дети приходят, бегло читая страницы, другие – с трудом читая слоги…  И работу надо организовать так, чтобы не потерялся интерес к чтению, а, наоборот, закрепился и книга стала ежедневной потребностью. Приёмы, используемые мною в работе с детьми всем хорошо известны:

1. Ежедневное «жужжащее» чтение в начале уроков. Правда, к концу третьего класса дети читают уже «про себя» и очень любят в конце недели делиться прочитанным.

2. Пятиминутное чтение перед сном. Не «кровавый» боевик по телевизору, а несколько страниц книги, которую читает ребёнок в школе, дома. Если устал за день очень – то читают родители. Ведь совместные чтения так сближают!

3. Ведение «Дневника читателя». Нет другого пути для развития навыка чтения, как читать и читать. Пусть немного, но ежедневно. А «Дневник» помогает фиксировать эти шаги. И вот трудности в чтении отступают. Получается лучше и лучше.

4. Самозамеры. Темп чтения замеряет сам ребёнок. Показатели не удовлетворяют, нет «прироста» – сигнал к дальнейшему совершенствованию.

5. Широкое привлечение справочного материала на всех без исключения уроках (включая уроки изобразительного искусства и технологии). Использую малейшую возможность продемонстрировать, какой богатейший материал содержат книги по любой теме, как они помогают понять, представить изучаемое. Ориентирую детей на поиск дополнительного материала.

6. Вместе мы готовим тематические классные часы и праздники:

– «Наши читательские умения»
– «Как надо вести себя в библиотеке?»;
– «С книгой жить – не тужить»;
– «Путешествие в царство Королевы  Книги»;
– «Здравствуй, книжкина страна»;
– Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина;
– «Читаем стихи А.Л.Барто»;
–  «Хорошая книга – мой спутник, мой друг»;
– Литературные посиделки «Мои любимые книжки»;
– Практическое занятие «Учебные книги и справочники» и мн. др.

7. Своеобразным итогом внеклассного чтения становятся конкурсы чтецов, читательские конференции, инсценировки отрывков литературных произведений.

Результат такой работы:

1. Высокий темп чтения у выпускников четвертого класса: читающих ниже нормы нет; в пределах нормы читает 20%; 80% выше нормы.

2. Успешность в обучении (особенно гуманитарным дисциплинам): из 24 человек 17 успевают на «4» и «5».

3. Развитие читательского интереса.

4. Читательская активность сохраняется на средней и старшей ступени обучения: у учащихся  7 класса (выпуск 2008 года) по литературе при 100% обученности качество знаний составляет 68%. Учителя-предметники единодушно отмечают у детей достаточно широкий кругозор, их познавательную активность, использование при подготовке домашних заданий справочной литературы.

В своей работе я опираюсь на идею, лежащую в основе всей системы Л. В. Занкова – слить воедино обучение, воспитание и развитие. Об этом свидетельствует реализация дидактических принципов системы:

1. Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Эта поисковая деятельность, в которой ребёнок схватывает принцип, смысл, общее. Через неясные, нечеткие знания ребёнок идёт к чётким. Слово постепенно подкрепляется образом.

2. Ведущая роль теоретических знаний. Знания, полученные из разных источников, постепенно складываются для ребёнка в целостную картину мира.

3. Принцип прохождения материала быстрым темпом. Всё дальше и дальше в познании! Всё глубже изучать! Не топтаться на месте!

4. Принцип осознания школьниками процесса обучения. Дети осознают необходимость знаний в конкретных ситуациях, ощущают их жизненную потребность.

5. Принцип целенаправленной работы учителя над развитием сильных и слабых учеников. Каждый ребёнок работает в своей «зоне ближайшего развития». Для одного это – достичь темпа чтения в пределах нормы, для другого – подготовить выступление и природоохранной деятельности человека. Главное –  дети не сравниваются друг с другом, а делают вместе одно дело – приобретают знания.