Классицизм как направление в литературе и других видах искусства

Разделы: Литература


ЦЕЛИ: cформировать первоначальное представление о классицизме как направлении в литературе и других видах искусства.

ЗАДАЧИ:

  • Формировать представление о классицизме как об объединяющем начале для многих видов искусства;
  • Вырабатывать ассоциативное мышление (способность опираться на различные межпредметные связи по сходству, аналогии);
  • Воспитывать эстетический вкус через обращение к шедеврам мирового искусства.

ХОД УРОКА

УЧИТЕЛЬ:

На доске написано слово "класс".

Придумайте и запишите слова с этим корнем.

(В тетрадях учеников появляется запись: класс, классный , классик, классический и может быть классицизм).

УЧИТЕЛЬ:

С какими словами, понятиями ассоциируется у вас ряд этих слов?

(Слова "класс" и "классный" ассоциируются с понятием "школа"; слово "классический" - со словами "эталон" , "образец", "пример для подражания").

УЧИТЕЛЬ:

Действительно, классиками мы считаем тех поэтов, писателей чьи произведения выдержали проверку временем, произведения, прошедшие эту проверку - классическими.

Приведите примеры произведений, которые, на ваш взгляд, являются классическими, а их авторы - классиками?

(Повесть "Капитанская дочка" А.С. Пушкина; поэма "Мцыри" М.Ю. Лермонтова; и другие).

УЧИТЕЛЬ:

Верно.

Среди однокоренных слов, записанных вами есть и слово классицизм. Можете ли вы объяснить лексическое значение этого слова?

(Как-то связанный с классикой).

УЧИТЕЛЬ:

Объявляет тему урока.

На сегодняшнем уроке мы должны понять, какое направление в литературе и других видах искусства называется классицизм.

(Ученики записывают в тетрадях тему урока).

УЧИТЕЛЬ:

Напомню, что слова с корнем "класс" ассоциируются у нас с понятиями "школа", "эталон", поэтому, как вы думаете, что могли брать за пример для подражания поэты и писателя классицисты.

(искусство предыдущих эпох)

УЧИТЕЛЬ:

Действительно, они обращались как к образцу, эталону к античному искусству.

Посмотрим на "Ленту времени".

Античное искусство развивалось на протяжении нескольких веков до нашей эры и нескольких столетий нашей эры.

По окончании эпохи античности мировое искусство пережило эпохи "Средневековья" и "Возрождения или Ренессанс". И вот в 17 веке во Франции зарождается новое направление в искусстве - классицизм.

В это время в стране царствовал Людовик XIV, именно ему принадлежит выражение: "Государство - это я".

Король был богом на земле и литература должна была приобрести характер, который соответствовал бы этой политической идеологии. В ней все должно было быть возвышено по содержанию и строгим по форме. Считалось, что лучшие образцы такой литературе и искусства были созданы в Древней Греции и Риме.

Поэтому произведения греческих и римских авторов были признаны образцовыми, классическими (отсюда название "классицизм") и взяты как образец, примет для подражания.

Таким образом, основное свойство классицизма - обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам.

(Запись в тетради данного вывода)

УЧИТЕЛЬ:

Но со времен античного искусства прошло много веков и произведения "классицистов" конечно же отличались от произведений эпохи античности.

Сравним два произведения картину Д.Г. Левицкого "Законодательница в храме правосудия" и изображение античной статуи Венеры Милосской.

В чем их сходство и в чем различие?

(Сходство в том, что и в первом и во втором случае изображены незаурядные личности: русская императрица Екатерина II и римская богиня любви Венера.

Различия же в том, что в изображении Венеры чувствуется свобода, любование красотой обнаженного человеческого тела, во втором портрете подчеркнута принадлежность к высшему сословию, важность человека, несущего бремя государственной власти).

Сравним также два произведения архитектуры: греческий Храм Парфенон и дом Пашкова, построенный по проекту русского скульптора Баженова.

Что общего между этими зданиями, построенными в разные эпохи.

(Строгость линий, симметричность, колонны).

УЧИТЕЛЬ:

На этих примерах мы убедились, что беря за основу античное искусство, "классицисты" разрабатывали свои правила.

В литературе такие правила впервые были разработаны французским поэтом-теоретиком Никола Буало. Именно он, тщательно изучив произведения античности, вывел сложную систему правил и приемов, обязательных для произведений классицизма.

Такими чертами стали:

  • культ разума;
  • строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
  • человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;
  • идеализация героев;
  • активное обращение к общественной и гражданской проблематике;
  • в драматургии - соблюдение трех единств, а именно:

а) времени (действие происходит в течение суток);

б) места (действие происходит в одном месте);

в) действия (сюжет должен был развиваться строго последовательно, без всяких отступлений и побочных линий).

В России классицизм развивается позднее, в 18 веке. Этот век получил название "Эпоха просвещения".

Екатерина II царствовавшая в это время вела переписку с великими французскими писателями: Вальтером, Дидро, Руссо.

В годы его царствования, век просвещенной монархии, в России развивается литература.

Кого из поэтов этого времени вы знаете?

(М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).

УЧИТЕЛЬ:

Вспомним теорию трех штилей М.В. Ломоносова.

(М.В. Ломоносов выделил три стиля:

  • высокий;
  • средний;
  • низкий.

Каждому стилю соответствовала своя лексика. Высокому - высокая, где активно употреблялись древнерусские и старославянские слова; низкому - низкая, с возможным употреблением разговорных и просторечных слов и выражений.

Определенному типу лексике соответствует определенные жанры.

К высоким жанрам относились: трагедия, эпопея, ода; к низким - комедия , сатира, басня.)

УЧИТЕЛЬ:

В произведениях высоких жанров осваивается общественная жизнь , история, действуют герои, полководцы, монархи; в низких - повседневная жизнь простых людей.

Смешение высокого и низкого не допускается.

Как вы думаете, какой любимый жанр был у классицистов?

(Трагедия, ода).

Какую оду М.В. Ломоносова мы с вами знаем?

("Ода на день восшествия...").

Вспомним, что такое ода?

(Ода - торжественное стихотворение).

Кто еще из русских поэтов 18 века писал оды?

(Г.Р. Державин "Фелица").

УЧИТЕЛЬ:

К низким жанрам классицизма относятся комедии.

Драматургом, создавшим комедию в духе классицизма был Д.И. Фонвизин.

Домашняя задание: Докажите, что комедия Д.И. Фонвизина "Недоросль" относится к произведениям классицизма.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Проверь себя:

- Кому принадлежит фраза "Государство - это я"?

- В какой стране зародился "классицизм"?

- В каком веке зародился "классицизм"?

- Какое определение соответствует 18 веку в России?

- С кем из французских писателей дружила и переписывалась Екатерина II?

- Назовите имена русских художников эпохи классицизма?