Урок внеклассного чтения во 2-м классе. Тема: «Рассказ Бориса Житкова "Кенгура"»

Разделы: Литература, Начальная школа


Цель:познакомить с рассказом Бориса Житкова «Кенгура», используя технологии критического мышления.

Задачи: 

  • умеют составлять устный рассказ по опорным словам
  • умеют  работать в парах             
  • делают пометки в тексте при чтении (insert)
  • работают  по методике «чтение с остановками»
  • создают  синквейн
  • задают «толстые» и «тонкие» вопросы
  • работают по методике «Веришь ли ты…»
  • используют технологию «Ромашка Блума»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Садия вызова

1. Составление устного рассказа по опорным словам

– На доске записаны  слова. Попробуйте составить небольшой рассказ, чтобы все слова вошли в него.

Судно, матросы, медвежья сила, цирк, кенгуру, бокс, сто рублей, барабан, афиша

– Эту историю расскажите своему соседу по парте.
– Кому понравилась история, сочинённая соседом? Давайте послушаем их.

2. Знакомство с автором

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас автором: Борисом Степановичем Житковым.
– Верите ли вы, что он родился в Москве? (Б.Житков родился в Новгороде)
– Верите ли вы, что он учился вместе с Корнеем Чуковским? (Чуковский и Житков учились вместе в Одесской гимназии)
– Верите ли вы, что отец его был преподавателем математики, а мать – пианисткой? (Да)
– Верите ли вы, что Житков был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных? (Да)
– Верите ли вы, что Борис Житков молодым человеком начал издавать свои произведения? (Начал печататься в 42 года).
Житков много ездил по России и другим странам. Обо всём, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем.

III. Стадия осмысления

4. Первичное восприятие текста

–  Житков любил путешествия, приключения. Это видно из его рассказов. Давайте познакомимся с одним из них.

Чтение текста:

Кенгура (в сокращении)

На парусном судне «Зазноба» служил матросом один литвин, Заторский. Пудов на шесть дядя. Силы медвежьей. Бывает, тянут хлопцы брас – пятеро их стоит, тужатся, жилятся; Заторский подойдёт, упрётся – те только за ним слабину подбирают да на кнехт крепят.
Бить он никогда никого не бил. Возятся с ним ребята, иной раз – в штиль ведь делать-то нечего – бросаются, как собаки на медведя, а он только смеётся. Потом поплюёт себе в руки, сгребёт троих, что хвороста охапку, и положит не торопясь на палубу. Добрый был и неразговорчивый. Это уж когда с полчаса все молчат, он, бывало, вдруг хриплым басом заведёт: «А у нас в зиму – самая охота…» Смешно: штиль, жара, море, как масло, а он про снег, про берлоги. Только это редко с ним бывало. На берег идёшь, там с случае скандальчик или что – за ним, как за каменной горой: в обиду не даст.
Вот как-то раз сидим мы на берегу и Заторский с нами. Молчат все.
Заторский уже начал объяснять, как у них там на волка капканы ставят, а Простынёв вдруг перебивает:
– Идём в цирк!
Идём да идём, и так пристал – болтает, ломается. И ведь чёрт его знает, как он у нас на судне завёлся: в каком-то порту подобрали. Жиденький весь какой-то, скользкий, дрыгается. Ну, слякоть одна.
И вечно врёт. То говорит, что из Москвы, то он саратовский. А может быть, он не Простынёв вовсе? То у него мать – вдова, то он у тётки жил. Так его и звали: тёткин сын.
Орёт: в цирк да в цирк! А по нему, шельме, видно, что это он неспроста. И всё около Заторского пляшет, за рукав тянет: ничего, мол, стоить не будет, так пустят, без денег, у него там знакомые. И крестится  и ругается – это всё у него вместе.

5. Первая «Остановка»

Метод INSERT (Interactiv Noting Sistem Effective Reading and Thinking).

Данный метод требует делать на полях пометки:

– На полях поставьте  значок «–», если думали о содержании рассказа иначе, «+» – так и представляли себе содержание рассказа, «?» – над словами с неизвестным тебе значением.  

– Какие значки поставили на полях?

Выяснение значения непонятных слов:

– литвин – литовец
– пуд – единица веса, около 16 кг
– штиль – полное безветрие на море
– брас – снасть, служащая для разворота паруса
– кнехт – тумба для крепления тросов

Осмысление прочитанного. Возможные варианты развития действия.

– Что может произойти дальше? Какие герои выступают в этом рассказе? Что о них можете сказать? Пойдут ли они в цирк? Что может произойти дальше? Прочитайте следующую часть.

Пошли мы – так он надоел. Знали, что врал. Так и оказалось: заплатили. С разговором, правда, а всё-таки заплатили. Сели.
Смотрим представление. Ну, как обыкновенно: лошади, клоуны. Наверху человек двоих на зубах держал. Заторский посмотрел.
– Ну, – говорит,– ежели этот кусит…– И головой только помотал
Под конец музыка остановилась, выходит человек в вязаной фуфайке, и с ним кенгура. В рост человека зверь, серой масти. На задних лапах, как на лыжах стоит; передние лапки короткие, как ручки. И на всех четырех лапах у него рукавицы шарами и крепко к лапам примотаны ремешками.
У этого, что её вывел, такие же шары на руках. Вышел распорядитель на середину и говорит:

6.  Вторая «Остановка»

На полях поставьте «–», «+» и «?».

– Что сказал распорядитель? Как будут развиваться дальше события?
– Хочу вам сказать, что кенгуру могут драться. При этом они используют острые когти на передних лапах (как в цирке старались предотвратить царапание кенгуру?). А так же наносят удары задними (опорными) лапами.
– Читаем дальше:

– Сейчас почтеннейшей публике австралийский зверь кенгура покажет упражнение в боксе. Редкий случай искусства.
И вот этот человек в вязанке давай наступать на свою кенгуру с кулаками.
Она живо заработала ручками – трах-трах! – лап не видно. Хозяин отбивается, но видать, она его не очень-то садит – учёная.
Всем смешно, все хлопают. Тут снова музыка ударили, и кенгура перестала драться.
Опять выходит распорядитель, поднял руку: музыка остановилась.
– Вот, – говорит, – публика убедилась наглядно, как работает австралийский зверь кенгура! Желающие испытать свои силы могут выступить в бой без перчаток. Кенгура работает в перчатках. Если кто победит зверя, получает немедленно тут же сто рублей деньгами.
Весь цирк молчит – слышно, как фонари жужжат.
Вдруг слышу: 
– Есть желающий! Здесь!

7.  Третья остановка

– Чьи это слова? Обоснуйте  своё мнение.
– Сделайте пометки на полях. Кто какой знак поставил?
– Прочитаем следующую часть рассказа:

Гляжу – это Простынёв орёт. Подплясывает, тянет Заторского за рукав. Заторский застыдился, покраснел, отмахивается. Весь цирк на него пялится, орут все:
– На арену! Га! А!
Такой содом поднялся.

8. Четвёртая остановка

 Сделайте пометки на полях. Кто поставил «+»?
– Что произойдёт дальше? Как поступят дальше Простынёв и Заторский?

Заторский в ноги глядит, а Простынёв, «тёткин сын», вскочил на сиденье, на Заторского руками тычет: «Вот! Вот!», да вдруг как сорвёт с него фуражку и швырнул на арену. Заторский вскочил – в проход, вниз, через барьер, за фуражкой.
Только он на арену – кенгура прыг! И загородила фуражку. Головка у неё маленькая, собачья, стоит и кулачками пошевеливает – и около самой фуражки. Тут распорядитель махнул рукой, и барабан в оркестре ударил дробь.

9. Пятая остановка

– Кто догадался о коварстве Простынёва?
Давайте изобразим барабанную дробь, чтобы почувствовать напряжённость этого момента. Чем закончится борьба человека и кенгуру? Выскажите свои предположения.

Заторский что-то кричит на кенгуру – ничего за барабаном не слыхать, а кенгура на него хитро так и зло глядит и всё кулачками шевелит. Дразнит. Уперлась хвостом в песок, хвост у неё мясистый, упористый – твёрдо стоит, проклятая.
Заторский на неё рукой, как на телёнка, по-деревенски – видно, отпугнуть хотел.
Вдруг кенгура задней ногой, как лыжней, бах ему в живот. Да здорово! Заторский так и сел, глаза выпучил. Вдруг, вижу, озверело лицо, побагровел весь, вскочил да как заревёт быком – куда твой барабан! Как рванётся на кенгуру – раз! Раз!
Сбил с ног и с хвоста с этого насел. Весь цирк на ноги встал, и барабан оборвался. Заторский и себя не помнит: где и что. Сидит на кенгуре и молотит, морду ей в песок вколачивает. Хозяин к нему – куда тут!.. И распорядитель и циркачи все вскочили – еле оторвали. Поставили Заторского на ноги. Он огляделся, вспомнил, где это он, и бегом в проход, вон из цирка, как был – без шапки. Мы – за ним.
Нагнали его на углу. А он отдышаться, отплеваться не может. Я ему:
– Чего ты озверел-то?
– Тьфу,– говорит,– обидно…зверь…а с подлостью.
А тут Простынёв нагоняет.
– Получил? – говорит.– Половина мне, потому без меня ты и не пошёл бы!
Смотрю, Заторский снова озверел, как зарычит:
– Иди ты к…
Простынёва и след простыл. Больше мы его и не видели. А кенгуры три недели в афишах не было, так мы и в море ушли.

– Какие знаки поставили на полях?
– Когда волновались? Какова роль Простынёва в этой истории? Осознал ли он свойпроступок? Как себя повёл?
– Что вы скажете о Заторском?
– Какие выводы вы сделали, прочитав эту историю?

III. Стадия размышления

10. Ромашка Блума

Я нарисую на доске цветок с шестью лепестками. Каждый лепесток – вопрос. Первый вопрос – простой, на него нужно будет ответить односложно. Задайте его.
– Второй вопрос – уточняющий. Начинайте его словами «Если я правильно понял…»
– Далее – объясняющий вопрос. «Почему…»
– Теперь – очередь творческого вопроса. Попробуем сделать предположение, прогноз.
– Пятый вопрос – оценочный, типа «Почему что-то ___, а что-то ___?», или «Чем ___ отличается от ___?»
– И, наконец, шестой лепесток-вопрос: свяжите теорию с практикой. Дайте совет, рекомендацию.

11. Работа с cинквейнами

– Давайте попробуем составить особое стихотворение «Синквейн». Особое оно потому, что у него нет рифмы. И в любом синквейне – пять строк.
В первой строчке назовём тему: запишите её одним словом. Обычно это – существительное.
Во второй строчке придумайте два прилагательных к вашей теме.
Третья строка – три глагола-действия в рамках вашей темы.
Четвёртая – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
И, наконец, синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Кенгура.
Сильная, хитрая.
Дерётся, боксирует, обманывает.
Наказана за свою подлость.
Бедняжка!

12. Подведение итогов урока. Задавание домашнего задания

– Я присоединяюсь к тем рекомендациям, которые записаны на шестом лепестке нашего цветка.
Домашнее задание – придумайте один «толстый» и три «тонких» вопроса к этому рассказу («толстые»   –  которые требуют развёрнутого ответа, «тонкие» – односложного).

– Удачи!

Литература: Житков Б.С. Рассказы о животных. – Смоленск: Русич, 2010.– 128 с., ил. – (Внеклассное чтение)