Цель:познакомить с рассказом Бориса Житкова «Кенгура», используя технологии критического мышления.
Задачи:
- умеют составлять устный рассказ по опорным словам
- умеют работать в парах
- делают пометки в тексте при чтении (insert)
- работают по методике «чтение с остановками»
- создают синквейн
- задают «толстые» и «тонкие» вопросы
- работают по методике «Веришь ли ты…»
- используют технологию «Ромашка Блума»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Садия вызова
1. Составление устного рассказа по опорным словам
– На доске записаны слова. Попробуйте составить небольшой рассказ, чтобы все слова вошли в него.
Судно, матросы, медвежья сила, цирк, кенгуру, бокс, сто рублей, барабан, афиша
– Эту историю расскажите своему соседу по
парте.
– Кому понравилась история, сочинённая соседом?
Давайте послушаем их.
2. Знакомство с автором
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для
вас автором: Борисом Степановичем Житковым.
– Верите ли вы, что он родился в Москве? (Б.Житков
родился в Новгороде)
– Верите ли вы, что он учился вместе с Корнеем
Чуковским? (Чуковский и Житков учились вместе в
Одесской гимназии)
– Верите ли вы, что отец его был преподавателем
математики, а мать – пианисткой? (Да)
– Верите ли вы, что Житков был рыбаком, охотником,
строил корабли, был учителем, механиком,
капитаном, дрессировщиком животных? (Да)
– Верите ли вы, что Борис Житков молодым
человеком начал издавать свои произведения?
(Начал печататься в 42 года).
Житков много ездил по России и другим странам.
Обо всём, что узнал и увидел, что бывало в жизни,
Борис Степанович захотел рассказать другим. Он
стал писателем.
III. Стадия осмысления
4. Первичное восприятие текста
– Житков любил путешествия, приключения. Это видно из его рассказов. Давайте познакомимся с одним из них.
Чтение текста:
Кенгура (в сокращении)
На парусном судне «Зазноба» служил
матросом один литвин, Заторский. Пудов на шесть
дядя. Силы медвежьей. Бывает, тянут хлопцы брас –
пятеро их стоит, тужатся, жилятся; Заторский
подойдёт, упрётся – те только за ним слабину
подбирают да на кнехт крепят.
Бить он никогда никого не бил. Возятся с ним
ребята, иной раз – в штиль ведь делать-то нечего
– бросаются, как собаки на медведя, а он только
смеётся. Потом поплюёт себе в руки, сгребёт троих,
что хвороста охапку, и положит не торопясь на
палубу. Добрый был и неразговорчивый. Это уж
когда с полчаса все молчат, он, бывало, вдруг
хриплым басом заведёт: «А у нас в зиму – самая
охота…» Смешно: штиль, жара, море, как масло, а он
про снег, про берлоги. Только это редко с ним
бывало. На берег идёшь, там с случае скандальчик
или что – за ним, как за каменной горой: в обиду не
даст.
Вот как-то раз сидим мы на берегу и Заторский с
нами. Молчат все.
Заторский уже начал объяснять, как у них там на
волка капканы ставят, а Простынёв вдруг
перебивает:
– Идём в цирк!
Идём да идём, и так пристал – болтает, ломается.
И ведь чёрт его знает, как он у нас на судне
завёлся: в каком-то порту подобрали. Жиденький
весь какой-то, скользкий, дрыгается. Ну, слякоть
одна.
И вечно врёт. То говорит, что из Москвы, то он
саратовский. А может быть, он не Простынёв вовсе?
То у него мать – вдова, то он у тётки жил. Так его и
звали: тёткин сын.
Орёт: в цирк да в цирк! А по нему, шельме, видно,
что это он неспроста. И всё около Заторского
пляшет, за рукав тянет: ничего, мол, стоить не
будет, так пустят, без денег, у него там знакомые.
И крестится и ругается – это всё у него
вместе.
5. Первая «Остановка»
Метод INSERT (Interactiv Noting Sistem Effective Reading and Thinking).
Данный метод требует делать на полях пометки:
– На полях поставьте значок «–», если думали о содержании рассказа иначе, «+» – так и представляли себе содержание рассказа, «?» – над словами с неизвестным тебе значением.
– Какие значки поставили на полях?
Выяснение значения непонятных слов:
– литвин – литовец
– пуд – единица веса, около 16 кг
– штиль – полное безветрие на море
– брас – снасть, служащая для разворота паруса
– кнехт – тумба для крепления тросов
Осмысление прочитанного. Возможные варианты развития действия.
– Что может произойти дальше? Какие герои выступают в этом рассказе? Что о них можете сказать? Пойдут ли они в цирк? Что может произойти дальше? Прочитайте следующую часть.
Пошли мы – так он надоел. Знали, что врал. Так
и оказалось: заплатили. С разговором, правда, а
всё-таки заплатили. Сели.
Смотрим представление. Ну, как обыкновенно:
лошади, клоуны. Наверху человек двоих на зубах
держал. Заторский посмотрел.
– Ну, – говорит,– ежели этот кусит…– И
головой только помотал
Под конец музыка остановилась, выходит человек
в вязаной фуфайке, и с ним кенгура. В рост
человека зверь, серой масти. На задних лапах, как
на лыжах стоит; передние лапки короткие, как
ручки. И на всех четырех лапах у него рукавицы
шарами и крепко к лапам примотаны ремешками.
У этого, что её вывел, такие же шары на руках.
Вышел распорядитель на середину и говорит:
6. Вторая «Остановка»
На полях поставьте «–», «+» и «?».
– Что сказал распорядитель? Как будут
развиваться дальше события?
– Хочу вам сказать, что кенгуру могут драться.
При этом они используют острые когти на передних
лапах (как в цирке старались предотвратить
царапание кенгуру?). А так же наносят удары
задними (опорными) лапами.
– Читаем дальше:
– Сейчас почтеннейшей публике австралийский
зверь кенгура покажет упражнение в боксе. Редкий
случай искусства.
И вот этот человек в вязанке давай наступать на
свою кенгуру с кулаками.
Она живо заработала ручками – трах-трах! – лап
не видно. Хозяин отбивается, но видать, она его не
очень-то садит – учёная.
Всем смешно, все хлопают. Тут снова музыка
ударили, и кенгура перестала драться.
Опять выходит распорядитель, поднял руку:
музыка остановилась.
– Вот, – говорит, – публика убедилась
наглядно, как работает австралийский зверь
кенгура! Желающие испытать свои силы могут
выступить в бой без перчаток. Кенгура работает в
перчатках. Если кто победит зверя, получает
немедленно тут же сто рублей деньгами.
Весь цирк молчит – слышно, как фонари жужжат.
Вдруг слышу:
– Есть желающий! Здесь!
7. Третья остановка
– Чьи это слова? Обоснуйте своё мнение.
– Сделайте пометки на полях. Кто какой знак
поставил?
– Прочитаем следующую часть рассказа:
Гляжу – это Простынёв орёт. Подплясывает,
тянет Заторского за рукав. Заторский застыдился,
покраснел, отмахивается. Весь цирк на него
пялится, орут все:
– На арену! Га! А!
Такой содом поднялся.
8. Четвёртая остановка
– Сделайте пометки на полях. Кто
поставил «+»?
– Что произойдёт дальше? Как поступят дальше
Простынёв и Заторский?
Заторский в ноги глядит, а Простынёв, «тёткин
сын», вскочил на сиденье, на Заторского руками
тычет: «Вот! Вот!», да вдруг как сорвёт с него
фуражку и швырнул на арену. Заторский вскочил – в
проход, вниз, через барьер, за фуражкой.
Только он на арену – кенгура прыг! И загородила
фуражку. Головка у неё маленькая, собачья, стоит и
кулачками пошевеливает – и около самой фуражки.
Тут распорядитель махнул рукой, и барабан в
оркестре ударил дробь.
9. Пятая остановка
– Кто догадался о коварстве Простынёва?
– Давайте изобразим барабанную дробь,
чтобы почувствовать напряжённость этого
момента. Чем закончится борьба человека и
кенгуру? Выскажите свои предположения.
Заторский что-то кричит на кенгуру – ничего
за барабаном не слыхать, а кенгура на него хитро
так и зло глядит и всё кулачками шевелит. Дразнит.
Уперлась хвостом в песок, хвост у неё мясистый,
упористый – твёрдо стоит, проклятая.
Заторский на неё рукой, как на телёнка,
по-деревенски – видно, отпугнуть хотел.
Вдруг кенгура задней ногой, как лыжней, бах ему
в живот. Да здорово! Заторский так и сел, глаза
выпучил. Вдруг, вижу, озверело лицо, побагровел
весь, вскочил да как заревёт быком – куда твой
барабан! Как рванётся на кенгуру – раз! Раз!
Сбил с ног и с хвоста с этого насел. Весь цирк на
ноги встал, и барабан оборвался. Заторский и себя
не помнит: где и что. Сидит на кенгуре и молотит,
морду ей в песок вколачивает. Хозяин к нему –
куда тут!.. И распорядитель и циркачи все вскочили
– еле оторвали. Поставили Заторского на ноги. Он
огляделся, вспомнил, где это он, и бегом в проход,
вон из цирка, как был – без шапки. Мы – за ним.
Нагнали его на углу. А он отдышаться,
отплеваться не может. Я ему:
– Чего ты озверел-то?
– Тьфу,– говорит,– обидно…зверь…а с
подлостью.
А тут Простынёв нагоняет.
– Получил? – говорит.– Половина мне, потому
без меня ты и не пошёл бы!
Смотрю, Заторский снова озверел, как зарычит:
– Иди ты к…
Простынёва и след простыл. Больше мы его и не
видели. А кенгуры три недели в афишах не было, так
мы и в море ушли.
– Какие знаки поставили на полях?
– Когда волновались? Какова роль Простынёва в
этой истории? Осознал ли он свойпроступок? Как
себя повёл?
– Что вы скажете о Заторском?
– Какие выводы вы сделали, прочитав эту историю?
III. Стадия размышления
10. Ромашка Блума
– Я нарисую на доске цветок с шестью
лепестками. Каждый лепесток – вопрос. Первый
вопрос – простой, на него нужно будет ответить
односложно. Задайте его.
– Второй вопрос – уточняющий. Начинайте его
словами «Если я правильно понял…»
– Далее – объясняющий вопрос. «Почему…»
– Теперь – очередь творческого вопроса.
Попробуем сделать предположение, прогноз.
– Пятый вопрос – оценочный, типа «Почему что-то
___, а что-то ___?», или «Чем ___ отличается от ___?»
– И, наконец, шестой лепесток-вопрос: свяжите
теорию с практикой. Дайте совет, рекомендацию.
11. Работа с cинквейнами
– Давайте попробуем составить особое
стихотворение «Синквейн». Особое оно потому, что
у него нет рифмы. И в любом синквейне – пять
строк.
В первой строчке назовём тему: запишите её одним
словом. Обычно это – существительное.
Во второй строчке придумайте два прилагательных
к вашей теме.
Третья строка – три глагола-действия в рамках
вашей темы.
Четвёртая – это фраза из четырёх слов,
показывающая отношение к теме.
И, наконец, синоним из одного слова, который
повторяет суть темы.
Кенгура.
Сильная, хитрая.
Дерётся, боксирует, обманывает.
Наказана за свою подлость.
Бедняжка!
12. Подведение итогов урока. Задавание домашнего задания
– Я присоединяюсь к тем рекомендациям, которые
записаны на шестом лепестке нашего цветка.
Домашнее задание – придумайте один
«толстый» и три «тонких» вопроса к этому
рассказу («толстые» – которые требуют
развёрнутого ответа, «тонкие» – односложного).
– Удачи!
Литература: Житков Б.С. Рассказы о животных. – Смоленск: Русич, 2010.– 128 с., ил. – (Внеклассное чтение)