Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения Н.Н. Носова «Затейники».
Задачи:
- формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
- развивать мышление, воображение, память, связную речь;
- воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;
- реализовывать творческие способности школьников.
Оборудование: выставка книг Н.Н. Носова, учебник (Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы в 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л. Ф. Климанова и др.) или текст рассказа Н.Н. Носова «Затейники», толковый словарь, карточки с заданиями, декорации к инсценировке (одеяло, стол).
Основная работа на уроке будет сосредоточена
на анализе текста. Все учащиеся читают текст и по
ходу выполняют задания в группах. У каждой группы
своё задание. Все группы должны учесть главное
правило: им необходимо выполнить задание таким
образом, чтобы материал, который они представят,
был хорошо понятен человеку, который не читал
этого текста и не знает его содержания.
Задание выполняется 15 минут, после чего каждая
группа выполняет презентацию у доски. Затем
следует сравнить и сопоставить полученные
результаты, отметить наиболее удачные варианты.
ХОД УРОКА
I. Вызов
– Рассмотрите рисунки в учебнике на стр.49.
– Узнали ли вы героев сказок Н.Носова? Что вы о
них знаете? (Ответы детей)
– У Н.Н. Носова много произведений о детях и для
детей Обратите внимание на выставку книг.
Познакомиться с рассказами Носова, взяв книги в
библиотеке.
– Сегодня мы с вами изучим рассказ Н.Н. Носова,
который называется «Затейники».
– Как вы думаете, а кто такие затейники?
(Ответы детей)
– Правильно, обратимся к толковому словарю
С.И.Ожегова.
Затея 1. Дело, замысел. 2.Занятие для
развлечения, забава.
Затеять – предпринять, начать что-нибудь
делать.
– О чём пойдёт речь в рассказе? (Предположения детей)
Физкультурная разминка
II. Осмысление содержания
1..Первичное восприятие текста – прослушивание рассказа «Затейники» в исполнении учителя.
2. Работа с текстом
Деление детей на 4 группы. При делении детей на группы учитель учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка. Группы выполняют разные по сложности задания. Дополнительно можно распределить в группе части задания, используя дифференцированный подход.
Работа в группах
Каждая группа повторно читает рассказ Н.Н. Носова «Затейники» и выполняет своё задание:
Первая группа – выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.
Опорные слова и словосочетания:
Затейники
Читали сказку
Три поросёнка
Прыгали
Кричали
Сделаем домик
Залезли под стол
Серый волк
Схватит за ногу
Испугалась
Выбежали
Открыли дверь
Подкрался
Дёрнул одеяло
Обрадовались
Карточки – «ловушки»:
Бегемоты
Читали стихотворение
Играли в магазин
Злая собака
Подрались
Помирились
Разломали домик
Можно предложить другие слова в качестве опорных.
– Ребята, перед вами на столе карточки. На карточках записаны опорные слова и словосочетания. Будьте внимательны! Вам могут встретиться слова, которые не относятся к изучаемому тексту. Вашей группе нужно выбрать и расположить карточки на доске согласно содержанию текста.
Вторая группа – придумывает вопросы к рассказу.
– Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.
Третья группа – последовательно выстраивает план (карточки даны вразброс)
План:
- Мы читали сказку «Три поросёнка».
- Давай сделаем себе домик, как у тех поросят.
- Может быть, серый волк?
- Так и не стали больше в «три поросёнка» играть.
– На карточках записаны пункты плана к рассказу Н.Н.Носова «Затейники». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны! Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.
Четвёртая группа – представляет театрализацию рассказа.
– Дети, а вы бывали в театре? Конечно, все мы любим смотреть театральные постановки! И вот на этом уроке ваша группа готовит инсценировку рассказа Н.Н.Носова «Затейники». Роли вы распределяете самостоятельно. Кто-то из вас будет режиссёром, актёром, а кто-то будет готовить декорации, программу спектакля.
– Итак, все получили задания. Работайте в группах. Через 15 минут каждая группа представит результаты своей творческой деятельности. Помните, что все, о чём вы будете говорить у доски, должно быть хорошо понятно человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.
3. Защита группами своих позиций, презентация своей работы.
У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию:
- первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;
- вторая параллельно – выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;
- третья команда задаёт вопросы по тексту (можно дополнительно обратиться к учебнику – стр. 53 (учебник) и узнать, какие ещё вопросы можно было задать). Отвечают на вопросы другие команды.
- четвёртая команда демонстрирует, как бы всё это выглядело в театре (инсценировка рассказа). В качестве зрителей – первая, вторая и третья команды.
Физкультурная разминка.
III. Рефлексия:
Анализ полученной информации
– Сегодня я узнал (а)…
– Было интересно…
– Было трудно….
– Теперь я могу…
Отмечаются лучшие варианты интерпретации текста.
– Можно ли сказать, что «Затейники» – поучительный рассказ? Почему?
Домашнее задание:
– Попробуйте дома придумать продолжение рассказа Н.Н. Носова «Затейники». Можно начать так: «Однажды дети снова остались дома одни…»