При планировании уроков литературы не обхожу без внимания произведения современных писателей, тем более что Программой по литературе предусмотрено проведение уроков внеклассного чтения на всех ступенях обучения предмету. Обязательно выделяю уроки знакомства с современными писателями.
Одним из интересных писателей, на мой взгляд, является Борис Петрович Екимов, которого можно считать продолжателем традиций великого Чехова. Чеховское наследие является неиссякаемым источником правды и красоты, поэзии добра и человеческого сострадания. Эти нравственные истины раскрываются и в творчестве Бориса Екимова. В своих произведениях писатель обращается к вечным проблемам бытия, к взаимоотношениям человека и природы. В его произведениях заложен огромный заряд нравственной силы и чистоты.
В данной статье предлагаю методическую разработку урока по рассказу Бориса Екимова “…И в дождь, и во тьму…”
Тип урока: урок-размышление.
Виды работы на уроке: беседа, чтение и анализ эпизодов, сопоставление, обобщение, творческая работа, исследовательская работа.
Урок начинается со слов учителя:
– На доске слова современного критика Горловского: “Главное в Екимове – влюбленность автора в обыкновенную жизнь”. Как вы понимаете смысл этих слов?
Чтобы правильно понять идею произведения, замысел автора, попытаемся сегодня ещё раз окунуться в мир рассказов Бориса Екимова, проникнуть в самое сердце героев, заглянуть в человеческие души. Имя Бориса Екимова вам знакомо – его рассказ мы прочитали в прошлом году. Борис Екимов – интересный современный писатель, но, к сожалению, малоизвестный.
Далее учитель просит вспомнить учащихся, что знают о писателе.
Группа учащихся провела исследовательскую
работу по творчеству Б.Екимова на тему “Борис
Екимов – писатель нашей современности”:
Беседа по содержанию произведения.
– Сегодня мы будем работать над рассказом “…И в дождь, и во тьму…”.
– Если бы вы не читали рассказ и не знали, о чём в нём идёт речь, то как бы вы, ребята, определили тему произведения?
– О чём этот рассказ? Какие эпизоды запомнились, показались особенно яркими?
– Вы уже знакомы с рассказом “Ночь исцеления”. Что сближает его с рассказом “…И в дождь, и во тьму…”? (Военное время, голодное послевоенное время, желание накормить детей, лишения, безмерная материнская любовь.)
– Рассказывая о судьбе Анны Алексеевны, писатель приводит несколько эпизодов её жизни, но рассказывает о них, как бы недоговаривая чего-то. Как вы думаете, зачем Екимов так делает? (Он постепенно подводит нас к главной идее произведения.)
Творческая работа по тексту.
– Рассказ начинается с того, что главная героиня часто напевает отрывок русской народной песне. Эта песня является как бы лейтмотивом всей её жизни. Попробуем определить, в чём это проявляется.
В результате работы получается сопоставительная таблица.
Строки из песни | Эпизоды рассказа |
Осталось ей недолго жить, Недалека ее кончина. И перед смертью раз один Взглянуть ей хочется на сына. |
“Понимал я, что это о своем у нее сердце плачет: кончина действительно недалеко, о детях тоскует, хотя, казалось бы, о чем горевать? Сыновья живы-здоровы, проведать их можно, тем более что путь недалекий. Но старый человек даже у людей родных не всегда гость желанный, тем более в быту городском, тесноватом и суетном.” |
И в ясный день, и в дождь, и в тьму, Когда рыдает ветер глухо |
1) “В горьком тридцать седьмом вместе
с мужем, объявленным “врагом народа”, она
поехала в ссылку, в казахскую пустыню. С Дальнего
Востока в “товарном” грузовом вагоне с
сыном-малышом да еще на сносях. Сначала ехали на
поезде, а потом целую ночь пешком брели с такими
же бедолагами вслед за конвоем. Это была страшная
ночь, после которой она потеряла рожденную
прежде срока девочку. Так что на каторгу в свое время она тоже брела.” 2) “Кроме ссылки было еще время военное и послевоенное, холод да голод. Особенно к весне, когда огородные запасы заканчивались, погреб пустел. Но оставались дети. “Мама, есть хочу… головка кружится”.” |
И в ясный день, и в дождь, и в тьму, Когда рыдает ветер глухо, С котомкой к сыну своему Бредёт на каторгу старуха… |
“А погода как раз стояла — хуже
никуда: ветер, снег с дождем, гололед…. Но тетя
Нюра хорошей погоды дожидаться не стала.
Дубленки долго лежать не будут. Раскупят их. А так
хотелось порадовать сына… А через мост машины в тот день не ходили. Мост — горбатый, крутой, обледенел и стал непроезжим — сплошной каток. Но тетя Нюра решилась и пошла. Вначале осторожно шагала, а потом ползла на четвереньках…В такую погоду собаку из конуры не выгонишь. А тете Нюре хотелось для сына купить приглядную одежку. И она переползла мост, а потом добрела до военного городка и его магазина. И слава богу, купила то, что хотела: кремового цвета дубленку с белым пушистым воротником и отворотами, за семьдесят рублей теми деньгами. Она купила. И снова пешком к мосту. И снова ползла через него на четвереньках. Промокшая и продрогшая… Домой добралась чуть живая. Но была очень рада.” |
Обобщение.
– Особенность екимовских рассказов ещё и в том, что автор незримо присутствует в произведении, его суждения читаются не только явно, открыто, но и, порой, между строк. Борис Екимов, таким образом, помогает нам понять души героев, идею произведения.
– В чём же заключена главная мысль рассказа “…И в дождь, и во тьму…”? Какой эпизод её в полной мере раскрывает? (Основная идея произведения заключена в последнем абзаце: самое главное – это материнская любовь, которая преодолевает все невзгоды, живёт ради детей и ничего не требует взамен.)
Каждый эпизод рассказа по-своему раскрывает идею произведения, наполняя её смыслом.
Всё проходит, но остаётся любовь родных, благодаря которой мы остаёмся людьми. И “Хоть не вечен человек, / То, что вечно, – человечно”. Об этом замечательные страницы рассказов Бориса Екимова.
Домашнее задание.
Прочитать рассказы из цикла “Старый и малый (житейские истории)”; написать отзыв на понравившееся произведение.
Знакомство с творчеством писателя продолжается…