Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, суицида, беспризорности и т. д.), и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру. Именно поэтому учитель-словесник может здесь быть полезным, так как наш предмет, как никакой другой, нацелен на решение “вечных” вопросов. Именно на уроках литературы мы должны вновь и вновь обращаться к проблеме духовности и нравственности. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения как самой личности, так и всего общества. Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.П.Вахтеров, В.В.Зеньковский, А.Н.Острогорский, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский и другие.
В трудах современных учёных Е.П.Белозерцева, В.А.Беляева, И.Ф.Гончарова, С.Ф.Иванова и других уделяется особое внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания как воспитания, формирующего внутренний мир личности.
Духовно-нравственное воспитание средствами литературы и родного языка рассматривается в трудах Д.С.Лихачёва, Ю.Г.Круглова, Т.В.Ефимовой, В.Ю.Троицкого.
Значительный вклад в раскрытие проблемы духовно-нравственного воспитания средствами художественной культуры и художественной литературы внесли работы таких учёных, как: Г.И.Беленький, ВЛ. Коровина, Т.Ф. Курдюмова, Н.Я.Мещерякова и других.
В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” одной из составляющих повышения качества образования является духовное развитие личности. И если мы попытаемся подойти к анализу произведений русских писателей именно с этой стороны, наверное, не ошибемся. Задачу свою мы, учителя литературы, видим в том, чтобы, говоря о художественно-эстетической ценности и уникальности произведений русской классики, дать им и нравственное приложение, попытаться найти на уроках тот духовный ориентир, который, подобно спасательному жилету, удержит наших детей в бурных волнах житейского моря.
Большое значение для духовно-нравственного развития школьников имеют уроки древнерусской литературы, темой которой является смысл человеческой жизни. Литература Древней Руси – это единое целое при всем многообразии жанров, тем, образов. Эта литература является сосредоточением русской духовности и патриотизма. На страницах этих произведений ведутся разговоры о важнейших философских, нравственных проблемах, о которых думают, говорят, размышляют герои всех столетий. Произведения формируют любовь к Отечеству и своему народу через знание истории и культуры, показывают красоту земли русской, неисчерпаемые истоки мудрости человека. Поэтому эти произведения открывают нам нечто глубокое, важное, затрагивая в нас сокровенные струны наших сердец.
Литература Древней Руси возникла в XI веке и развивалась в течение семи веков до Петровской эпохи. Она удивляет, поражает, завораживает своей красотой – красотой слога, мысли, увлекает содержанием.
Одним из жанров этой первой письменной литературы стало житие, которое описывало жизнь людей, живших безгрешно, и после их смерти христианская церковь причислила их к лику святых. Произведения этого жанра дают нам образец правильной (т.е. праведной) жизни, повествуя о людях, неуклонно следовавших заповедям Христа, шедших по пути, Им указанному. Жития убеждают нас в том, что праведно жить может каждый человек. Одним из таких произведений является “Житие Сергия Радонежского”, созданное Епифанием Премудрым в XV веке. Это произведение от произведений этого жанра предшествующих веков отличается тем, что жизнь героя дана в развитии, в движении. Разговор о преподобном Сергии можно окончить работой по картине М Нестерова “Видение отроку Варфоломею” (которая помогает нам понять, увидеть многие черты духовного облика Сергия: боголюбие, огромное терпение, трудолюбие, природная скромность, умение оставаться в тени, будучи для всех святочем и т. д.) или совершить заочную экскурсию в Троице – Сергиеву Лавру. Полезно будет вспомнить имена учеников преподобного, основавших святые обители во всех концах земли Русской. Тема ученичества, духовного преемства, научения добрым опытом личной жизни, любовью будет основной на этих уроках. Необходимо подчеркнуть связь духовного подвига преподобного Сергия с возрождением Руси в наше время.
В 8-м классе ребята знакомятся с княжескими житиями: святого благоверного князя Александра Невского (“Сказание о житии Александра Невского”), святых Петра и Февронии Муромских. Святой благоверный князь предстает перед нами прежде всего как защитник земли Русской и веры православной, личность князя Александра удивительно соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя и благоверного христианина. Недаром имя князя Александр в переводе с греческого языка означает “защитник”. Перед смертью князь Александр принимает высший монашеский постриг – схиму с именем Алексий, что с греческого языка также переводится как “защитник”. А это значит, что, как при жизни, так и после смерти, в сонме святых благоверный князь Александр является ходатаем и защитником Земли Русской. Необходимо подчеркнуть на этих уроках духовный смысл княжеского служения, попросить ребят прокомментировать слова пророка Исайи, сказанные им от имени Господа: “Князей Я ставлю, священны ибо они, и я их веду”.
Разговор о Петре и Февронии мы обычно начинаем с выяснения того, за что прославлены Богом эти святые. Святые Петр и Феврония – пример идеальной христианской семьи. Их жизнь более 8 веков служит примером должного отношения к церковному браку и друг к другу. Именно на этом мы делаем акцент при изучении “Повести…”. Жития святых во все времена были любимым чтением русского человека.
Учителю необходимо постоянно повторять мысль, что любой житийный герой – это прежде всего нравственный образец человека Древней Руси. Уместно будет провести параллели и с нашим временем: какие душевные качества ценились нашими предками, что было для них идеалом и что составляет предмет стремления современного человека. Кто он, современный герой? Возможности для бесед по нравственному воспитанию поистине неисчерпаемые.
В 9-м классе школьники знакомятся с вершиной поэтического искусства древней Руси “Словом о полку Игореве”. Это подлинно патриотическое произведение имело в то время большое значение, сохранило оно свою ценность и до наших дней. Проникнутый глубокой любовью к своей родине, автор пронизывает этой идеей всё “Слово”. Она раскрывается в образах героев, в картинах событий и в пейзажах, изображенных в “Слове”, она определяет композицию произведения и его язык. К Русской земле в целом, к русскому народу обращены все чувства автора.
Древнерусская литература вплоть до XVII века не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц – исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский... При этом древнерусская литература рассказывает по преимуществу о тех лицах, которые сыграли значительную роль в исторических событиях.
Русскую классическую литературу можно с полным правом считать преемницей древнерусской, ибо тема смысла человеческой жизни остается в ней одной из главных. Именно это обстоятельство позволяет говорить о религиозном характере русской литературы. По мнению Николая Бердяева, “в русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью… Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры”.
Образы, идеи, даже стиль сочинения древнерусской литературы унаследовали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С.Тургенев, Ф.М. Достоевский и другие писатели.
Программные произведения русской классической литературы дают богатый материал для духовно-нравственного воспитания подростков. Так, например, в 8-м классе, познакомив ребят с повестью А.С.Пушкина “Капитанская дочка”, подробно останавливаемся на образе Маши Мироновой. Маша скромна, у неё твердые нравственные устои: несмотря на любовь к Гриневу, она отказывается выйти за него замуж без согласия его родителей. “Без их благословения не будет тебе счастья”,– говорит она Гриневу. Марья Ивановна решила, что ей не судьба быть за Гриневым, что следует покориться “воле божьей”. В тяжелых испытаниях и в превратностях судьбы крепнет её бескорыстная любовь. Пережитое закаляет её стойкость, мужество.
Для юношества особенно интересны уроки о чувствах героев. И здесь просто не обойтись без величия женских образов Пушкина. На уроках, отведенных лирике, учитель обращает внимание учащихся на то, что именно в стихах поэта заключен своеобразный эталон нравственного чувства. Любовь у Пушкина – светлое и радостное чувство. Любимая должна быть счастлива, даже если она выберет другого, если не отвечает взаимностью.
…Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Это жертвенная любовь. Единственно возможная. Что может быть страшнее и несчастнее любви эгоиста? Любовь призвана созидать, а если она разрушает, несет зло, смерть, значит, это не любовь, а несчастье. Обычно на этих уроках учитель впервые говорит с учащимися о любви. Это уже подростки 13-15 лет. В беседе важно подчеркнуть нравственные традиции народа, приоритет православных ценностей в отношениях юношей и девушек. Современному молодому человеку трудно понять, почему пушкинская Татьяна отказывается от счастья. И здесь так уместны беседы об истинном счастье, которое невозможно без целомудрия, без чувства долга, без высших нравственных начал. Эти нравственные начала полностью развиваются у человека только к 24-27 годам. До этого они “регулировались”, поддерживались всегда Божьей благодатью в Церковных Таинствах. Поэтому так безукоризненно правильно поступают в сложных жизненных ситуациях героини Пушкина. Очень важно дать время на обдумывание, на написание сочинения. Была бы счастлива Татьяна, если бы тогда ушла к Онегину, если бы бросила мужа? Ф.М.Достоевский в очерке “Пушкин” считает такой итог взаимоотношений героев просто невозможным. Онегин не любит так, как Татьяна, ее выстраданное чувство выше, прочней. Пораженный переменами, произошедшими в ней, Онегин за короткий срок влюбился в “законодательницу зал”. “Русская душою”, т.е. воспитанная национальным духом своего народа, Татьяна не может быть счастлива “за чужой счет”. Она не согласна принести в жертву счастье своего мужа. Христианин может пожертвовать только своим счастьем. Прекрасные героини русской литературы: Ярославна, “полная печали”, Лиза Калитина, Татьяна Ларина, Маша Миронова, княжна Марья… Жизни, прожитые рядом с молодежью на уроке литературы.
На уроке внеклассного чтения при изучении повести А.Пушкина “Метель”, учитель может повести серьезный и вдумчивый разговор о святости таинства брака. Семья, в которой воспитывалась Марья Гавриловна, отличалась той патриархальностью (то есть, стабильностью бытия, нравственностью), о которой мы сейчас лишь со вздохом вспоминаем. Родители, прожившие в дружбе и согласии долгий век, пытались и дочери привить то же благоговейное отношение к семейным обязанностям. На короткое время, повинуясь романтическому порыву, она становится той “блудной дочерью”, которых так много знала наша литература. Спасла Машу метель, в образе которой нужно видеть символ: Промысел Божий удерживает человека от безнравственного поступка. Встреча героини с Бурминым, кажется, сулит героям счастье. Однако есть одно “но”. Современным школьникам необходимо объяснить, что удерживает Бурмина от признания в любви. Герои воспитаны на христианской морали, и таинство брака, как бы нечаянно не совершившееся, свято для них. И это непреодолимое препятствие для следующего вступления в брак, ибо “что Бог сочетал, человек да не разлучит”. (МФ. 19,6). К этой проблеме возвращаемся, говоря о “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова. “Песня про купца Калашникова” переносит учащихся в еще более глубокую старину, чем “Капитанская дочка” Пушкина.
“Сильный или слабый человек Кирибеевич? – оттолкнувшись от слов Белинского “какая сильная, могучая натура…”, семиклассники строят свое рассуждение, в чем истинная сила характера: в страстях, влекущих человека за собою в грех, или в духовной стойкости, побеждающей страстные порывы? Необходимо отметить, что чувство Кирибеевича эгоистично. Ослепленный страстью, он меньше всего думает о любимой женщине. Калашников же защищает не красоту своей жены. Им руководит не чувство ревности, столь же бурное и слепое, как любовь Кирибеевича. Калашников защищает честь. И не только свою и жены. Он защищает честь имени, семьи, рода.
Высокие нравственные качества, дружба, товарищество сильных и мужественных людей, любовь к родине воплощены в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. При изучении повести Гоголя на вопрос: “Прав ли Тарас, убивая своего сына?” – ответы можно услышать самые разные, но важно здесь то, что, решая непростые для себя вопросы, ребята учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения, опираясь на тот нравственный потенциал, который заложен в Евангелии. Тарас казнит сына за измену родине. Долг патриота подсказывает ему, что только так следует поступить: изменнику родины не должно быть пощады. “Так продать? Продать веру? Продать своих?” – говорит он с горечью и вершит над ним самый строгий суд. Волнение, негодование, боль звучат в вопросах, которые задает он изменившему родине сыну, в решении убить его, в том, как долго глядел он на бездыханный труп Андрия (“Чем бы не козак был? – сказал Тарас. – И станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!”). Поступки Тараса, его речь – все создает образ отважного, волевого человека, для которого самым важным в жизни является воинский подвиг, любовь к родине. Речь его немногословна, воля непоколебима.
Иной рисует Гоголь мать юношей, “стара”, как называет её Тарас. Для того чтобы показать материнскую любовь, нежность к сыновьям, Гоголь использует художественно-изобразительные средства: эпитеты (бедная мать, бедная старушка), сравнения (как степная чайка, вилась над детьми своими), метафоры (она…превратилась в одно зрение). Надо отметить и выразительность глаголов, определяющих ее действия, мысли, чувства (приникла к изголовью…сыновей, расчесывала…кудри и смачивала их слезами, не могла наглядеться; вскормила их, взлелеяла; рыдая, глядела им в очи; просидела до самого света). Выразителен и внутренний монолог матери.
Искреннее, теплое, идущее от сердца чувство любви к людям движет поступками героев Н.С.Лескова. “Народ не расположен жить без веры”, – уверенно заявлял Лесков. В его произведениях много сложных ситуаций, требующих нравственного выбора. Герой повести “Человек на часах” (изучаем на уроках внеклассного чтения в 7-м классе) за несколько минут должен сделать выбор между человеческим долгом по отношению к ближнему и долгом служебным, воинским. Солдат бросает свой пост, понимая, что его за это ждет, и спасает тонущего человека. Правильный ли это выбор? Почему же его за это наказывают? Что хотел подчеркнуть в поступке героя автор фамилией Постников? На каком посту стоит герой произведения? Анализируя повесть, учащиеся вспоминают “иерархию ценностей” православного человека. Разумеется, ни о какой интерпретации здесь и речи не может быть. Верен только один ответ. Ученики говорят о духовном значении слова “пост”. Человек по Лескову обязан всю жизнь стоять на посту, “на часах”. Только тогда он может быть человеком в истинном смысле слова. А что значит сегодня стоять на посту? О многом здесь можно поговорить.
Цель и смысл жизни открываются лишь человеку, одухотворенному Высшим Началом, человеку, устремленному в вечность. Эта истина давно возвещена нам, но мы затыкаем уши, не желая слышать о ней еще раз. В том-то и смысл пророческого служения нашей литературы: напоминать нам постоянно, “что есть истина”, помогать нам в ее постижении, в этом нелегком духовном делании, используя исторический и духовный опыт, накопленный нашими предшественниками; пробудить наше сознание к решению “вечных” проблем, предостеречь от неправильных путей.
Задача учителя на уроках –
сформировать у учащихся потребность размышлять
над подобными вопросами, донести до сознания
детей мысль, что русская литература может стать
помощницей в осмыслении многих вопросов
духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших
произведений классической литературы – это
значит и уберечь ребенка от многих и многих
падений на его жизненном пути.
Хочется надеяться, что, попав в сложную жизненную
ситуацию, ребята уже будут иметь некоторый
духовный опыт, пусть даже и приобретенный на
литературном материале. Я
убеждена, что только в процессе взаимодействия,
сотрудничества и сотворчества преподавателя и
учащихся возможно истинное погружение и
постижение духовно-нравственного потенциала
русской классики – поистине “неупиваемой чаши”
нашей духовности.
Список литературы:
- Бердяев Н.А. О назначении человека. / Н.А.Бердяев.– М., 1993. – С.122.
- Ильин И.А. Основы христианской культуры. / И.А.Ильин – СПб.: Изд-во “Шпиль”, 2004.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Б.Т.Лихачев. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт-Издат, 2003.
- Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Изд-во Русско-Балтийский информцентр БЛИЦ, 1999.
- Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – С.81.
- Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.– М.: “Дрофа”, 2008. – С.3.
- Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004.
- Троицкий В.Ю. Словесность в школе: Кн. Для преподавателей русской филологии. / В.Ю.Троицкий – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века. – М.: РИО МГТА, 2003.