Цель: познакомить учащихся с главным героем рассказов В.Ю.Драгунского.
Задачи:
- Обучающая: выработка умения использовать выборочное чтение, пересказ для обоснования ответов на вопросы, выработка умения вести диалог с учителем.
- Развивающая: развитие творческой читательской активности.
- Воспитательная: через образ главного героя, автора поставить вопрос нравственного воспитания, воспитания прекрасного в человеке.
- Здоровьесберегающая: создать условия для снятия физической и умственной усталости учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-конференция.
Место урока в учебном процессе: открытие новых знаний.
Возраст учащихся: 8-9 лет.
Методы работы: беседа, выборочное чтение, викторина.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель. Приветствие, проверка готовности к уроку.
Ученики.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Значит, всё запоминаем,
Отвечаем, размышляем,
Ни минутки не теряем
И внимательно читаем.
Методический комментарий
Психологический настрой, настрой на эмоции.
2. Слово об авторе
Учитель. Сегодня мы встречаемся с замечательной книгой В.Ю. Драгунского «Денискины рассказы». Почему одни и те же рассказы, а на обложках книг (на выставке, в библиотеке) разные названия?
Ученики. Книги издавались в разное время, иллюстрированы разными художниками и названия взяты по разным рассказам, входящим в сборник «Денискины рассказы».
Методический комментарий
1. Показать портрет В.Ю. Драгунского.
2. Выставка рассказов Драгунского (различные издания).
Учитель.Виктор Юзефович Драгунский жил в 1913-1972 годах. Его знают все дети. К сожалению, мало отмерила ему судьба, но кажется, что он прожил несколько жизней. Лодочник. Цирковой клоун, актёр кино и театра, поэт-песенник и наконец – один из лучших детских писателей. Каждому делу он отдавал себя до конца. Что это значит?
Ученики. Это значит любить свою работу и выполнять её хорошо, добросовестно.
Учитель. В.Ю. Драгунский был добрым и весёлым человеком. Очень любил детей. Когда был актёром, он охотно выступал на утренниках. Кто вспомнит рассказы, где об этом упоминается?
Ученики. «Ровно 25 кило», «Кот в сапогах»», «Мой знакомый медведь».
Учитель. Первый его рассказ появился в 1961 году и назывался «Он живой и светится». Кто напомнит краткое содержание?
Ученики. Кратко по желанию пересказывают рассказ.
Учитель. Подумайте, почему во многих изданиях «Денискиных рассказов» именно этот рассказ чаще всего печатают первым?
Ученики. Отвечают.
Методический комментарий
Выявляется первичное восприятие прочитанного. Учитель получает информацию об уровне восприятия.
3. Постановка учебной задачи
Учитель. Дома вы целый месяц читали «Денискины рассказы». Ответьте, почему этот цикл так называется?
Ученики. Главный герой этих рассказов – Дениска.
Учитель. Сегодня мы проводим конференцию – мы ёё участники. Активные участники этой конференции получают жетончики с изображением портрета Дениски.
Кто знает, что такое конференция?
Ученики. Это собрание людей, которые обсуждают какие-то вопросы.
Учитель. А наша конференция?
Ученики. Читательская.
Методический комментарий
Можно при затруднении посмотреть по толковому словарю (один ученик зачитывает) значение слова «конференция».
Учитель. Предлагаю вам викторину (я показываю предмет, а вы мне называете рассказ):
А) старый медвежонок;
Б) красный воздушный шарик;
В) еловая шишка;
Г) карта Америки;
Д) журнал «Мурзилка»;
Е) книги «Дядя Стёпа» и «Сказки-загадки».
Ученики.
А) «Друг детства»;
Б) «Красный шарик в синем небе»;
В) «Заколдованная буква»;
Г) Главные реки Америки»;
Д) «Ровно 25 кило»;
Е) «Кот в сапогах».
Учитель. Молодцы!
Методический комментарий
Этот игровой момент очень активизирует детей («лес» рук).
4.Физкультминутка
Мы работали отлично!
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.Потянулись! Выше пятки!
Улыбнитесь веселей!
Разверни свои лопатки
Для осанки – будь бодрей!Потянулись! Выше, выше!
За окном мелькнули крыши.
Опустились и вздохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
5. Основная часть. Анализ образа главного героя.
Учитель. Итак, мы должны сегодня разобраться, чем так дорог Дениска автору? Почему взрослые и дети любят эти рассказы?
Ученики отвечают.
Учитель. Как вы думаете, что самое главное для счастья ребёнка?
Ученики. Его понимает мама («Тайное всегда становится явным»), его понимает папа («Что я люблю»), его понимает учитель музыки («Что любит Мишка»).
Методический комментарий
Если дети затрудняются, то учитель подводит их к мысли, что самое главное – это понимание.
Учитель. Дениска – счастливый человек. Его понимают. Докажите мне, что Дениска – добрый мальчик, ценит дружбу, дорожит ею.
Дети называют рассказы «Друг детства», «Ровно 25 кило», «Кот в сапогах».
Методический комментарий
Идёт доказательство, аргументация ответов на вопросы учителя.
Учитель. Недавно мы прочитали рассказ Н.Носова «Фантазёры». А можно ли Дениску назвать Фантазёром?
Дети аргументируют. Называют рассказы «…Бы», «Что я люблю», «Человек с голубым лицом».
Методический комментарий
У детей на партах книги одинакового издания
(подарены к празднику родителями).
Очень удобно следить за выборочным чтением.
Учитель. Да, вы доказали, что Дениска
много знает, много хочет узнать, умеет
фантазировать.
Ещё я вам хочу сказать, что Дениска –
наблюдательный мальчик, с поэтической душой,
тонко чувствующий красоту.
Дети читают отрывок из рассказа «Белые амадины».
Методический комментарий
В этом рассказе открывается единство разных людей перед миром красоты.
Учитель. Дениска мал, но в нём угадывается готовность к подвигу, стремление к героическому. Докажите!
Дети вспоминают рассказ «Рабочие дробят камень» (страшно прыгать с такой высоты, но если не прыгнешь, но если не прыгнешь, то перестанешь себя уважать). «Человек с голубым лицом». (Отец – пример для сына: он чуток, добр, скромен, мужественен).
Учитель. Молодцы! Писатель восхищается Дениской и мы тоже.
6. Выводы
Учитель. Итак, почему же мы с таким интересом читаем «Денискины рассказы».
Дети вместе с учителем делают вывод:
виной тому сам Дениска:
1 – добрый, доверчивый, внимательный к людям;
2 – умеет держать слово, жаждет справедливости;
3 – готов к подвигу, воспитывает силу воли;
4 – открытая душа, честность;
5 – Наблюдательность, юмор, ранимость,
поэтическое ощущение мира.
Учитель.В. Драгунский любит детей,
понимает их. Эти рассказы выросли из его
безмерной любви к сыну. Писатель хочет нам
сказать, что дети – маленькие люди, они очень
ранимы.
Завещание В. Драгунского: «Дети! Я люблю
вас – будьте счастливы!». Эти слова
звучат во всех его рассказах, надо только уметь
их расслышать!
Подводятся итоги самых активных участников конференции.
7. Домашнее задание.
Учитель. Составить рассказ о главном герое рассказов Драгунского – Дениске Кораблёве.