Тип мероприятия: игра-путешествие по станциям
Цели: повышать интерес учащихся к чтению сказок А.С.Пушкина, развивать артистические и творческие способности пятиклассников, воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: таблички с названиями станций, маршрутные листы, задания, аудиозаписи отрывков из произведений М.И.Глинки, Н.А.Римского-Корсакова, Д.Д.Шостоковича по сказкам Пушкина, иллюстрации разных художников к сказкам, сказочные предметы или их изображения, театральные костюмы и декорации
Рекомендации по проведению:
За 2-3 недели сформировать 2 команды, выбрать капитанов, придумать название, повторить сказки А.С.Пушкина, подготовить инсценировки отрывков из них, костюмы и декорации.
Игра проводится после уроков, каждая станция находится в отдельном кабинете, № которого отмечен в маршрутном листе. Команды следуют по индивидуальному маршруту, переходя из одного кабинета в другой. В роли "станционных смотрителей" выступают учителя и старшеклассники. Они объясняют задания, оценивают ответы и заполняют маршрутные листы.
Ход мероприятия
1 Вступительное слово учителя, представление "станционных смотрителей".
2 Приветствие команд
В этом конкурсе команды представляют своё домашнее задание (название, эмблема, девиз и т.д.) Данный конкурс оценивается в 5 баллов максимально.
После этого командам выдаются маршрутные листы (см. Приложение 1).
1 станция "Разминка" (блиц-турнир)
(Вопросы задаются командам по очереди, 1 балл за правильный ответ.)
1. Перечислите все желания старухи из "Сказки о рыбаке и рыбке" (корыто, изба, дворянка, вольная царица, владычица морская)
2. С чем приходил невод, который забрасывал в море старик в первый, второй и третий раз? (с одною тиной, с травою морскою, с золотою рыбкой)
3. В кого превращала Царевна-лебедь Гвидона, когда тот хотел повидать отца? (комар, муха, шмель)
4. Какие обещания давали девицы из "Сказки о царе Салтане", если бы они стали царицами? (пир на весь мир, наткала полотна, родила богатыря)
5. За какую плату нанялся работник Балда к попу? (3 щелка)
6. Что значит "толоконный лоб"? (глупый)
7. За скольких работал и за скольких ел Балда? (за семерых, за четверых)
8. Какое средство придумала хитрая попадья, чтобы избавить попа от расплаты? (собрать с чертей оброк)
9. На кого охотились богатыри из "Сказки о мёртвой царевне:"? (на серых уток)
10. Сколько времени прошло после смерти царицы, когда царь снова женился? (год)
11. К кому обращался за помощью королевич Елисей, разыскивающий свою невесту? (к солнцу, месяцу, ветру)
12. Какое приданое приготовил царь для дочери из "Сказки о мёртвой царевне:"? (7 торговых городов да 140 теремов)
13. К кому обратился царь Дадон за помощью по охране своих владений от нападений? (к мудрецу-звездочёту)
14. Что кричал петушок, сидя на спице? ( - Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку!)
15. Кто вёл счёт золотым орехам Белочки из "Сказки о царе Салтане"? (дьяк)
16. Как звали пса из "Сказки о мёртвой царевне:"? (Соколко)
2 Станция "Героическая"
"Узнай героя". Скажите, как звали героя и из какой он сказки (1 балл за имя героя, 1 балл за название сказки).
1.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
(Царевна-Лебедь, "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди")
2.
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха, "Сказка о рыбаке и рыбке")
3.
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(Царица-мачеха, "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях")
4.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
(Царевна, "Сказка о мёртвой царевне:")
"Третий лишний". Назовите героя, который случайно оказался в списке (1 балл за имя героя, 1 балл за название сказки).
1) Бесёнок; Попадья; Водяной (Водяной, "Сказка о попе и работнике его Балде")
2) Бабариха; Черномор; Дадон (Дадон, "Сказка о царе Салтане:")
3) Шамаханская царица; Гвидон; Мудрец-звездочёт (Гвидон, "Сказка о золотом петушке")
3 станция "Теоретическая"
Назовите, из какой сказки взяты зачин (а) и концовка (б), дайте определение этим терминам (1 балл за название сказки, 1 балл за определение терминов "зачин" и "концовка").
1.
А) Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве:Б) Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
("Сказка о золотом петушке")
2.
А) Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился:Б) И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
("Сказка о мёртвой царевне:")
3.
А) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком:Б) Я там был; мёд, пиво пил -
И усы лишь обмочил.
("Сказка о царе Салтане:")
Назовите сказки, из которых взяты поговорки, дайте определение термина "поговорка" (1 балл за название сказки, 1 балл за определение).
1.
Не садися не в свои сани!
("Сказка о рыбаке и рыбке")
2.
Ест за четверых, работает за семерых.
("Сказка о попе и работнике его Балде")
3.
Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.
("Сказка о золотом петушке")
Назовите изобразительные средства (тропы), используемые в сказках Пушкина (1 балл за троп, 1 балл за название сказки).
1.
Вынырнул подосланный бесёнок,
Замяукал, как голодный котёнок.
(сравнение, "Сказка о попе и работнике его Балде")
2.
Ветер на море гуляет:
(олицетворение или метафора, "Сказка о царе Салтане:")
3.
Сине море, широко поле, тугой лук
(постоянный эпитет, "Сказка о царе Салтане:")
К какой группе сказок (волшебные, бытовые, о животных) можно отнести сказки Пушкина? Докажите своё мнение. (1 балл за верное определение, 2 балла за доказательства).
(волшебные; превращения, олицетворения, говорящие животные и т.д.)
4 Станция "Путеводная"
Из каких сказок взяты эти описания местности или внутреннего убранства (1 балл за название сказки).
1.
:изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
("Сказка о рыбаке и рыбке")
2.
:кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой:
("Сказка о мёртвой царевне:")
3.
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами.
("Сказка о царе Салтане:")
4.
И промеж высоких гор
Видит шёлковый шатёр,
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
("Сказка о золотом петушке")
5 Станция "Юный корректор"
Исправьте последнюю строчку, назовите, из какой сказки эти строки (1 балл за строку, 1 балл за название сказки).
1.
С первого щелка
Разбилась крынка молока.
(Прыгнул поп до потолка. "Сказка о попе и работнике его Балде")
2.
- Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки царя
Проплыла бы все моря.
(Родила богатыря. "Сказка о царе Салтане:")
3.
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Громко так заголосила.
(Плод румяный опустила. "Сказка о мёртвой царевне:")
6 станция "Пир на весь мир"
Назовите, кто кого угощает этими яствами (блюдами) и в какой сказке (1 балл за имя героя, 1 балл за название сказки).
1.
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
(Богатыри угощали царевну. "Сказка о мёртвой царевне:")
2.
Яичко испечёт:кашу заварит.
(Балда угощал семью попа. "Сказка о попе и работнике его Балде")
3.
Наливают ей заморские вины,
Заедает она пряником печатным.
(Бояре и дворяне угощали старуху. "Сказка о рыбаке и рыбке")
7 станция "Музейная"
Отберите "экспонаты", которые упоминаются в сказках А.С.Пушкина. (предметы из разных сказок лежат на одном столе; 1 балл за название сказки, 1 балл за предмет)
- Корыто, рыбацкая сеть, тульский (печатный) пряник. ("Сказка о рыбаке и рыбке")
- "Золотые" орешки, три веретена, стрела. ("Сказка о царе Салтане:")
- Зеркальце, яблоко. ("Сказка о мёртвой царевне:")
- Мешок, верёвка. ("Сказка о попе и работнике его Балде")
8 Станция "Галерея"
Назовите иллюстраторов сказок Пушкина (1 балл за название сказки, 1 балл за имя художника)
Рис. 1 |
Рис. 5 |
Рис |
Рис. 6 |
Рис. 3 |
Рис. 7 |
Рис. 4 |
(В. А. Панин - Рисунок 1; Б. В. Зворыкин - Рисунок 2; Б. А. Дехтерев - Рисунок 3;
И. Я. Билибин - Рисунок 4; А. М. Куркин - Рисунок 5; М. А. Врубель - Рисунок 6;
Т. А. Маврина - Рисунок 7 )
9 Станция "Музыкальная"
Прослушайте фрагменты из музыкальных произведений, назовите композиторов и сказки, по которым созданы эти произведения. (1 балл за имя композитора, 1 балл за произведение, 1 балл за жанр: опера)
(Д.Д.Шостокович опера "Сказка о попе и работнике его Балде";
Н.А.Римский-Корсаков опера "Сказка о царе Салтане";
Н.А.Римский-Корсаков опера "Золотой петушок";
М.И.Глинка опера-сказка "Руслан и Людмила")
10 Станция "Театральная"
Инсценировки отрывков из сказок Пушкина. Оценивается актёрское мастерство, знание текста, костюмы, декорации (максимум - 5 баллов).
Заключительное слово учителя