Внеклассное мероприятие по творчеству А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 5


Тип мероприятия: игра-путешествие по станциям

Цели: повышать интерес учащихся к чтению сказок А.С.Пушкина, развивать артистические и творческие способности пятиклассников, воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: таблички с названиями станций, маршрутные листы, задания, аудиозаписи отрывков из произведений М.И.Глинки, Н.А.Римского-Корсакова, Д.Д.Шостоковича по сказкам Пушкина, иллюстрации разных художников к сказкам, сказочные предметы или их изображения, театральные костюмы и декорации

Рекомендации по проведению:

За 2-3 недели сформировать 2 команды, выбрать капитанов, придумать название, повторить сказки А.С.Пушкина, подготовить инсценировки отрывков из них, костюмы и декорации.

Игра проводится после уроков, каждая станция находится в отдельном кабинете, № которого отмечен в маршрутном листе. Команды следуют по индивидуальному маршруту, переходя из одного кабинета в другой. В роли "станционных смотрителей" выступают учителя и старшеклассники. Они объясняют задания, оценивают ответы и заполняют маршрутные листы.

Ход мероприятия

1 Вступительное слово учителя, представление "станционных смотрителей".

2 Приветствие команд

В этом конкурсе команды представляют своё домашнее задание (название, эмблема, девиз и т.д.) Данный конкурс оценивается в 5 баллов максимально.

После этого командам выдаются маршрутные листы (см. Приложение 1).

1 станция "Разминка" (блиц-турнир)

(Вопросы задаются командам по очереди, 1 балл за правильный ответ.)

1. Перечислите все желания старухи из "Сказки о рыбаке и рыбке" (корыто, изба, дворянка, вольная царица, владычица морская)

2. С чем приходил невод, который забрасывал в море старик в первый, второй и третий раз? (с одною тиной, с травою морскою, с золотою рыбкой)

3. В кого превращала Царевна-лебедь Гвидона, когда тот хотел повидать отца? (комар, муха, шмель)

4. Какие обещания давали девицы из "Сказки о царе Салтане", если бы они стали царицами? (пир на весь мир, наткала полотна, родила богатыря)

5. За какую плату нанялся работник Балда к попу? (3 щелка)

6. Что значит "толоконный лоб"? (глупый)

7. За скольких работал и за скольких ел Балда? (за семерых, за четверых)

8. Какое средство придумала хитрая попадья, чтобы избавить попа от расплаты? (собрать с чертей оброк)

9. На кого охотились богатыри из "Сказки о мёртвой царевне:"? (на серых уток)

10. Сколько времени прошло после смерти царицы, когда царь снова женился? (год)

11. К кому обращался за помощью королевич Елисей, разыскивающий свою невесту? (к солнцу, месяцу, ветру)

12. Какое приданое приготовил царь для дочери из "Сказки о мёртвой царевне:"? (7 торговых городов да 140 теремов)

13. К кому обратился царь Дадон за помощью по охране своих владений от нападений? (к мудрецу-звездочёту)

14. Что кричал петушок, сидя на спице? ( - Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку!)

15. Кто вёл счёт золотым орехам Белочки из "Сказки о царе Салтане"? (дьяк)

16. Как звали пса из "Сказки о мёртвой царевне:"? (Соколко)

2 Станция "Героическая"

"Узнай героя". Скажите, как звали героя и из какой он сказки (1 балл за имя героя, 1 балл за название сказки).

1.

Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.

(Царевна-Лебедь, "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди")

2.

В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.

(Старуха, "Сказка о рыбаке и рыбке")

3.

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

(Царица-мачеха, "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях")

4.

Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

(Царевна, "Сказка о мёртвой царевне:")

"Третий лишний". Назовите героя, который случайно оказался в списке (1 балл за имя героя, 1 балл за название сказки).

1) Бесёнок; Попадья; Водяной (Водяной, "Сказка о попе и работнике его Балде")

2) Бабариха; Черномор; Дадон (Дадон, "Сказка о царе Салтане:")

3) Шамаханская царица; Гвидон; Мудрец-звездочёт (Гвидон, "Сказка о золотом петушке")

3 станция "Теоретическая"

Назовите, из какой сказки взяты зачин (а) и концовка (б), дайте определение этим терминам (1 балл за название сказки, 1 балл за определение терминов "зачин" и "концовка").

1.

А) Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве:

Б) Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

("Сказка о золотом петушке")

2.

А) Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился:

Б) И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

("Сказка о мёртвой царевне:")

3.

А) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком:

Б) Я там был; мёд, пиво пил -
И усы лишь обмочил.

("Сказка о царе Салтане:")

Назовите сказки, из которых взяты поговорки, дайте определение термина "поговорка" (1 балл за название сказки, 1 балл за определение).

1.

Не садися не в свои сани!
("Сказка о рыбаке и рыбке")

2.

Ест за четверых, работает за семерых.
("Сказка о попе и работнике его Балде")

3.

Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.
("Сказка о золотом петушке")

Назовите изобразительные средства (тропы), используемые в сказках Пушкина (1 балл за троп, 1 балл за название сказки).

1.

Вынырнул подосланный бесёнок,
Замяукал, как голодный котёнок.

(сравнение, "Сказка о попе и работнике его Балде")

2.

Ветер на море гуляет:

(олицетворение или метафора, "Сказка о царе Салтане:")

3.

Сине море, широко поле, тугой лук

(постоянный эпитет, "Сказка о царе Салтане:")

К какой группе сказок (волшебные, бытовые, о животных) можно отнести сказки Пушкина? Докажите своё мнение. (1 балл за верное определение, 2 балла за доказательства).

(волшебные; превращения, олицетворения, говорящие животные и т.д.)

4 Станция "Путеводная"

Из каких сказок взяты эти описания местности или внутреннего убранства (1 балл за название сказки).

1.

:изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
("Сказка о рыбаке и рыбке")

2.

:кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой:
("Сказка о мёртвой царевне:")

3.

Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами.
("Сказка о царе Салтане:")

4.

И промеж высоких гор
Видит шёлковый шатёр,
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
("Сказка о золотом петушке")

5 Станция "Юный корректор"

Исправьте последнюю строчку, назовите, из какой сказки эти строки (1 балл за строку, 1 балл за название сказки).

1.

С первого щелка
Разбилась крынка молока.
(Прыгнул поп до потолка. "Сказка о попе и работнике его Балде")

2.

- Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки царя
Проплыла бы все моря.
(Родила богатыря. "Сказка о царе Салтане:")

3.

Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Громко так заголосила.
(Плод румяный опустила. "Сказка о мёртвой царевне:")

6 станция "Пир на весь мир"

Назовите, кто кого угощает этими яствами (блюдами) и в какой сказке (1 балл за имя героя, 1 балл за название сказки).

1.

Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
(Богатыри угощали царевну. "Сказка о мёртвой царевне:")

2.

Яичко испечёт:кашу заварит.
(Балда угощал семью попа. "Сказка о попе и работнике его Балде")

3.

Наливают ей заморские вины,
Заедает она пряником печатным.
(Бояре и дворяне угощали старуху. "Сказка о рыбаке и рыбке")

7 станция "Музейная"

Отберите "экспонаты", которые упоминаются в сказках А.С.Пушкина. (предметы из разных сказок лежат на одном столе; 1 балл за название сказки, 1 балл за предмет)

  • Корыто, рыбацкая сеть, тульский (печатный) пряник. ("Сказка о рыбаке и рыбке")
  • "Золотые" орешки, три веретена, стрела. ("Сказка о царе Салтане:")
  • Зеркальце, яблоко. ("Сказка о мёртвой царевне:")
  • Мешок, верёвка. ("Сказка о попе и работнике его Балде")

8 Станция "Галерея"

Назовите иллюстраторов сказок Пушкина (1 балл за название сказки, 1 балл за имя художника)

Рис. 1

Рис. 5

Рис

Рис. 6

Рис. 3

Рис. 7

Рис. 4

(В. А. Панин - Рисунок 1; Б. В. Зворыкин - Рисунок 2; Б. А. Дехтерев - Рисунок 3;

И. Я. Билибин - Рисунок 4; А. М. Куркин - Рисунок 5; М. А. Врубель - Рисунок 6;

Т. А. Маврина - Рисунок 7 )

9 Станция "Музыкальная"

Прослушайте фрагменты из музыкальных произведений, назовите композиторов и сказки, по которым созданы эти произведения. (1 балл за имя композитора, 1 балл за произведение, 1 балл за жанр: опера)

(Д.Д.Шостокович опера "Сказка о попе и работнике его Балде";

Н.А.Римский-Корсаков опера "Сказка о царе Салтане";

Н.А.Римский-Корсаков опера "Золотой петушок";

М.И.Глинка опера-сказка "Руслан и Людмила")

10 Станция "Театральная"

Инсценировки отрывков из сказок Пушкина. Оценивается актёрское мастерство, знание текста, костюмы, декорации (максимум - 5 баллов).

Заключительное слово учителя