Аннотация. Данный урок является сдвоенным, это третий урок в теме "Жизнь и творчество А.М. Горького" после уроков по биографии писателя и о художественных особенностях творчества.
Домашнее задание к уроку: 1) прочитать поэму "Человек", рассказы "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Песню о Соколе"; 2) выписать из рассказов афоризмы; 3) найти в рассказе "Старуха Изергиль" эпизоды, в которых "появляется" "тень"; 4) повторить, что такое "романтизм в литературе".
Оборудование к уроку: 1) АРМ учителя, 2) Интернет, 3) 3 ноутбука, 4) литературоведческие словари, 5) тексты выше перечисленных художественных произведений.
Целеполагание и мотивация.
Слайд 1. (Приложение 1)
Слово учителя. "Горький - пролетарский писатель, а человек - это звучит гордо. Вот и всё, что достаточно было знать об этом писателе на протяжении семидесяти лет. Остальное - как бы неважно. Но вот именно, что "как бы". Потому что Горький - не кукла на полке в магазине, с приклеенным ценником и ярлыком изготовителя. Он - тоже Человек, и он не только звучал, но и прожил жизнь гордо. Жизнь эта была разделена на два обширнейших этапа: до большевистской революции и после. Начинал Горький писать в Российской империи, а заканчивал : в стране, потерпевшей Великую Октябрьскую революцию. Писал неодинаково. И читать его тоже будут по-разному". (В. Жарко "Человек Горького и Горький - Человек".//Литература, 1998, №23, с.4)
Беседа:
- А как читали вы? Что показалось вам у Горького интересным, примечательным или наоборот скучным, уже знакомым? Вы читали его произведения легко, увлечённо или, наоборот, никак не могли "вчитаться"?
- Какая мысль, идея показалась вам главной в этих произведениях? О чём задумывается писатель, о чём размышляет?
Слово учителя. "Человек - главное, что создал Горький. Всё, что написано Горьким, - написано Человеком, о Человеке и для Человека". (там же)
Беседа:
- О чём вам интересно поразмышлять сегодня в свете прочитанных произведений Горького? Как сформулируем тему урока? (Учитель с помощью наводящих, уточняющих вопросов помогает учащимся сформулировать тему. Необязательно, чтобы формулировка учащихся звучала в точности, как в конспекте учителя.)
- Как вы думаете, менялись ли взгляды Горького на Человека на протяжении жизни? Почему?
- Интересно ли вам узнать, как менялись эти взгляды? Зачем вам это нужно? (Последний вопрос чрезвычайно важен для целеполагания и мотивации учащихся на активную познавательную деятельность. Не стоит бояться, если кто-то из учащихся скажет, что ему это совсем не нужно. В первую очередь, мы поблагодарим его за доверие и откровенный ответ и послушаем других. Всегда найдётся хотя бы один ученик в классе, который интересуется историей или обществознанием, и он скажет примерно следующее: "А мне интересно: каждый человек имеет свой ответ на те или иные вопросы. Я взрослею, и у меня формируется мировоззрение. Мне любопытно сопоставить, сравнить свои взгляды со взглядами Горького, оставившего неоднозначный след в истории литературы".)
Слово учителя. Предлагаю сегодня сосредоточить наше внимание на раннем дореволюционном творчестве А.М. Горького. (Учащиеся записывают сформулированную тему урока в тетрадь.)
Беседа:
Какие вопросы у вас возникали в процессе чтения или сейчас, по ходу урока? (Договариваемся с учащимися, что вопросы формулируем обобщённо, не называя тех или иных героев.)
Учащиеся формулируют вопросы
Учитель (или ученик) записывает их на доске или на слайде. Эти вопросы станут направлениями разговора о ранних романтических произведениях Горького. (Последний вопрос может быть предложен учителем, обязательно с обоснованием, почему важно на это обратить внимание.) - Слайд 2.
Примерные вопросы:
- В чём смысл жизни Человека? Каков его путь?
- Есть ли конец пути?
- Что отвергает Человек и почему?
- Кто его спутник и почему?
- Какие принципы жизни утверждает Горький в образе Человека?
- Почему Горький отрицает положительные (???) общечеловеческие ценности: мечту, любовь, дружбу, надежду, веру, сострадание?
- Чем Человек отличается от человека, людей?
- Чем является смерть для Человека?
- В каком стиле написаны данные произведения? Почему?
Беседа:
У нас несколько произведений, много вопросов, в отношении каждого произведения, наверное, возникнут ещё дополнительные вопросы. Каким образом выстроим нашу деятельность сегодня, какими дополнительными источниками хотели бы воспользоваться?
Работа в группах.
1 группа. "Неоромантизм М. Горького и его романтические герои".
Вопросы:
- Что такое "романтизм" как литературное
направление?
(Вспомните, найдите в словаре, в интернете.) - Каковы особенности романтического героя?
- Что такое "неоромантизм"?
Задание:
- Прочитайте текст, отвечая на вопросы, заполните
пропуски, выполните задания (Приложение
2). (Ответы - Приложение 3)
(Материал для задания взят со страницы сайта http://65-k.com/publications.php?category=15&mode=show&id=414). - Добавить в презентацию урока слайд "Романтизм и неоромантизм". (Слайд 3).
2 группа. "Ницшеанские мотивы в раннем творчестве М. Горького".
Прочитайте предложенные вам статьи:
Басинский П. Путешествие Заратустры в Россию. Ницше и русская литература: от Достоевского до Зощенко. // Литература, 1996, № 11, с.2
Колобаева Л. Горький и Ницше.// Вопросы литературы, 1990, № 10, с. 162.
Вопросы:
- Кто такой Ницше?
- В чём суть его идей?
- Чем философия Ницше, его эстетика и этика привлекли к себе Горького?
Задания:
- Прочитайте следующий текст, отвечая на вопросы,
заполните пропуски, выполните задания (Приложение 4). (Ответы - Приложение
5).
(Материал для задания взят со страницы сайта http://65-k.com/publications.php?category=15&mode=show&id=414).
3 группа. Анализ поэмы А.М. Горького "Человек".
Познакомьтесь с историей создания поэмы "Человек" (Приложение 6.)
Вопросы:
- Как вы думаете, почему Горький отказался от первоначального замысла?
- В чём смысл жизни Человека? Каков его путь?
- Есть ли конец пути?
- Что отвергает Человек и почему?
- Кто его спутник и почему?
- Какие принципы жизни утверждает Горький в образе Человека?
- Почему Горький отрицает положительные общечеловеческие ценности: мечту, любовь, дружбу, надежду, веру, сострадание?
- Чем Человек отличается от человека, людей?
4 группа. Романтический герой М. Горького
Задание:
Ответьте на предложенные вопросы, подготовьте монологическое высказывание.
Представьте ключевые мысли вашего высказывания на слайдах презентации. (см. папку на рабочем столе ноутбука "Задание к уроку"). Примечание: в зависимости от подготовленности учащихся и частоты таких заданий на уроке предлагаем заполнить готовый шаблон или самостоятельно разработать слайды.
Общие вопросы:
- Кто положительный герой в ранних романтических рассказах Горького и почему? Кто отрицательный герой и почему? В чём особенность изображения этих героев?
- Какие ценности утверждают романтические герои Горького? Ради чего погибают? В чём видят смысл жизни?
Вопросы:
- В чём особенность композиции рассказа "Старуха Изергиль"?
- Почему рассказ начинается именно с пейзажа? Понаблюдайте, как Горький рисует образы неба и земли? В чём символическое значение вступительной части? Как она связана с последующими частями рассказа? Какую роль играет небо в жизни людей?
- На кого делит всех людей старуха Изергиль? Кого сберегает в своей памяти? Почему?
- Чем жила эта женщина, во имя чего? По каким принципам строила свою жизнь?
- Прокомментируйте портрет Изергиль? Красота ушла, а что осталось взамен?
- Почему не спится Изергиль? Какие поступки совершала в своей жизни Изергиль? "Я не была никогда рабой, ничьей", - говорит героиня. Согласны ли вы с ней? Обоснуйте свой ответ?
- Как вы считаете, почему Изергиль видит в степи тень Ларры, но не видит искры от сердца Данко (их видит рассказчик)? Слово "тень" не раз упоминается в рассказе. Найдите эти эпизоды. Символом чего является "тень" в рассказе Горького?
- В чём смысл жизни старухи Изергиль, изменился ли он в старости?
- Каково происхождение Ларры? Сравните судьбу Ларры с судьбой его отца? Что общего и в чём различие?
- Каков характер Ларры? В чём суть его конфликта с людьми? За что наказан Ларра? Как автор относится к герою? А какова позиция рассказчицы - старухи Изергиль? Олицетворением чего является Ларра?
- Каково происхождение Данко? Что прославляет автор в Данко? Какая идея воплощена в образе этого героя?
- Какую роль играет природа в рассказе о Данко?
- Олицетворением чего является Данко?
- В основу легенд о Ларре и Данко положены известные библейские сказания. Как известно, сопоставления и аналогии помогают глубже проникнуть в суть явлений. Сравните Легенду о Данко и библейскую легенду о Моисее, легенду о Ларре и библейскую легенду о Вечном Жиде. Что общего между горьковскими и библейскими героями? В чём их различие?
- Оба героя гордые. В чём разница их гордости?
- Вспомните историю Сокола. Определите внутреннюю суть этого героя. К чему он стремится? Какие качества его отличают?
- Вспомните историю Ужа. Определите внутреннюю суть этого героя. К чему он стремится? Какие качества его отличают? В чём мудрость Ужа?
- В чём смысл противопоставления аллегорических образов Ужа и Сокола? Какие ценности утверждают эти герои? Какое место в этом мире занимают Уж и Сокол? Почему они стремятся навстречу друг другу: Уж - в небо, Сокол - на землю?
- Какую истину знает Рагим и не смог познать каждый из героев песни?
5 группа. Художественная идея ранних романтических рассказов М. Горького
Задание:
Ответьте на предложенные вопросы, подготовьте монологическое высказывание.
Представьте ключевые мысли вашего высказывания на слайдах презентации. (см. папку на рабочем столе ноутбука "Задание к уроку"). Примечание: в зависимости от подготовленности учащихся и частоты таких заданий на уроке предлагаем заполнить готовый шаблон или самостоятельно разработать слайды.
Общие вопросы:
- В романтических произведениях XIX века романтический герой противостоит обществу. Кому или чему противостоят герои Горького?
- Что больше всего ценят герои Горького?
Посмотрите по словарю Ожегова значение слова "свобода". В каком из 3-х значений употреблял Горький слово "свобода" в своих романтических рассказах?
Вопросы:
- Какие две концепции жизни, два представления о ней раскрывает писатель в ранних романтических рассказах?
- Почему романтический рассказ назван так просто и обыденно - "Старуха Изергиль"?
- Какова роль легенд в рассказе? Какой общей идеей объединяются все три части рассказа? Почему они расположены именно в таком порядке: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о себе, легенда о Данко?
- В чём художественный смысл рассказа "Старуха Изергиль"?
- Какова роль пейзажа в начале рассказа "Макар Чудра"? В какой мир погружает читателя автор?
- Во что верят герои рассказа? По каким правилам живут?
- Чему противостоят герои Горького?
- Как Лойко и Радда воспринимают свою любовь? Как относятся к возлюбенному (возлюбленной)?
- Почему герои не могут быть счастливы в нашем, обычном понимании? Кто стал инициатором трагической развязки? Почему именно этот герой? Почему именно смерть оказывается единственным выходом?
- Почему Горький в такой крайней форме трактует понятие "свобода"? Согласны ли вы с автором?
Представление результатов работы в группах.
1 группа. "Неоромантизм М. Горького и его романтические герои".
Слайд 3.
"Романтимзм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению".
http://ru.wikipedia.org/wiki/РомантизмОсновные черты романтизма:
1. Описывается исключительный герой в исключительных обстоятельствах
2. Герой-отшельник, герой-изгнанник, сильная личность, бунтарь
3. Противоборство героя и окружающего мира
4. Экзотическое место действия
5. В центре находится личность героя
6. Двоемирие (мир фантазии, мечты и мир реальности)
"Неоромантизм - течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX-XX веков, возникающее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. В общем смысле слова может быть определён как возрождение литературных настроений первой четверти и половины XIX века в Европе (Романтизм). Может пониматься как ранняя фаза или одно из крыльев модернизма.
Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют в нём самые обычные люди. Героизм поступков - это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе. ("Остров сокровищ"Р. Л. Стивенсона, "Капитан Сорви-Голова" Л. Буссенара).
Неоромантизм оказался очень плодотворным литературным направлением. В ХХ веке продолжают создаваться неоромантические произведения("Одиссея капитана Блада" Р.Сабатини и "Наследник из Калькутты").
На формирование неоромантизма оказала значительное влияние философия Ницше и Шопенгауэра, поэтому в центре неоромантического произведения часто стоит личность особой силы".
http://ru.wikipedia.org/wiki/Неоромантизм"Явление неоромантизма в русской литературе конца ХХ века породило нового романтического героя. Он во многом унаследовал черты героев-романтиков начала XIX века: силу и яркость характера, стремление к подвигу и приключениям, нередко противопоставленность враждебному обществу, серой и унылой жизни".
(Елена Стародубцева. "Особенности конфликта в рассказе
М.Горького "Макар Чудра".// Литература, 2004, № 2. https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200400207)
2 группа. "Ницшеанские мотивы в раннем творчестве М. Горького".
Слайды 4 - 5.
Группа представляет в устной форме результат работы по материалам статей и задания.
3 группа. Анализ поэмы А.М. Горького "Человек".
Слайды 6 - 7.
Группа представляет монологическое высказывание - анализ поэмы.
Центральная фигура раннего романтического творчества Горького выведена в поэме "Человек". Человек призван осветить весь мир, распутать узлы всех заблуждений, он "трагически прекрасен". Человек независим от материальных благ.
Он "идёт вслед за Мыслью, отвергая и Веру, и Надежду, и Любовь, которые в поэме находятся в одном ряду со Смертью, Пошлостью, Ложью: Путь Человека труден и бесконечен: "Так шествует Человек - вперёд! и - выше! всё - вперёд! и - выше!". Его движение - лестница, на каждую ступеньку которой приходится карабкаться с трудом. И на этом пути вместе с ним - только Мысль. Человек и Мысль не зависят друг от друга, они идут вместе, помогая друг другу. И - "я (Человек) создан Мыслию затем, чтоб опрокинуть, разрушить, растоптать все старое, все тесное и грязное, все злое, - и новое создать на выкованных Мыслью незыблемых устоях свободы, красоты и - уваженья к людям!" (В. Жарко "Человек Горького и Горький - Человек".//Литература, 1998, №23, с.4)
4 группа. Романтический герой М. Горького
Слайды 8 - 13 (если учащиеся не смогут подготовить свою презентацию)
5 группа. Художественная идея ранних романтических рассказов М. Горького
Слайды 9, 14 - 16 (если учащиеся не смогут подготовить свою презентацию)
Рефлексия
Слайд 17.
Слово учителя. "За несколько месяцев до создания рассказа "Старуха Изергиль" М. Горький писал: "Мечтать - это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд. Пусть будет ясное сознание ошибок и стыд за прошлое. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего - страстным мучением". Так понимал высший смысл жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, мобилизующее слово. Уже в ранних произведениях оно было найдено". (Л.А. Смирнова. "Искры во мраке жизни. Ранняя романтическая проза Горького". // Русская литература. Советская литература: Справочные материалы: Кн. для учащихся ст. классов/ Л.А. Смирнова, С.А. Джанумов, Л.М. Крупчанов и др.; Сост. Л.А. Смирнова. - М., Поосвещение, 1989 г. - С. 214.)
Беседа:
- Каково это "Слово" Горького, на ваш взгляд? Что показалось вам близким, важным, а что вызвало вопросы, несогласие?
- Оригинален ли взгляд Горького на человека?
- Актуальна ли сегодня такая точка зрения?
- Нравится ли вам его Человек? Может ли он стать идеалом для вас?
- Как, по-вашему, соотносятся понятия "Закон - мораль - свобода" сегодня? Устраивает ли вас это?
- С какими трудностями в ходе уроков вы столкнулись? Почему, что вызвало затруднения?
Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру "Я - Человек или человек?"