Человеческая культура возникла и
развёртывается в игре, как игра.
Й. Хейзинга
Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к чтению. Следствие этого – снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли. Мы прекрасно понимаем, почему это происходит: ученики, загруженные уже с пятого класса, лишь частично воспринимают предлагаемую им информацию, чтение подменяют телевизором и компьютером, который необходим чаще всего для того, чтобы поиграть. Эта проблема не может не волновать учителя, и он стремится всеми возможными средствами пробудить у учащихся интерес к урокам литературе. Как же добиться того чтобы наш предмет приносил ученикам интеллектуальное удовольствие? Ответ очевиден: заинтересовать . Чем? Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить.
Игра - особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом, является полезным упражнением, своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы учащихся, так как для её решения нужно совершить определённые мыслительные операции (слайд 3). Она дисциплинирует ум, приучает к чёткой логике, развивает способность делать выводы. И самое главное, в ней “доминируют эмоции”, что делает процесс участия в игре удовольствием для учащихся, а это способствует возникновению положительных эмоций от процесса обучения, создаёт на уроке творческую доброжелательную обстановку, способствует увлечённости при изучении предмета.
Игра как активный метод обучения выполняет ряд функций:
- развивает познавательные интересы, толерантность,
- творческие способности,
- коммуникативную,
- способствует повышению самооценки (слайд 4).
Названные функции имеют первостепенное значение именно на уроке литературы, который можно представить в различных игровых формах: викторины, конкурсы, путешествия, экскурсии, ролевые игры, диспуты, круглые столы, турниры, литературные гостиные, салоны и т.д. (слайд 5). Не всегда целесообразно проводить весь урок в форме игры, часто учитель использует отдельные игровые моменты, ситуации, которые способствуют развитию у учащихся интереса к предмету.
Я не претендую на “открытие Америки” в этом вопросе, лишь попробую обобщить свои наработки по использованию игровых технологий на уроках литературы.
Какие же игровые формы я практикую в своей работе?
Ученикам очень нравятся викторины, так как они позволяют ребёнку ощутить дух соревнования, поэтому я часто их провожу (слайд 6). Вот примеры таких уроков:
- викторина по басням И. А. Крылова, проведённая как игра брейн-ринг (слайды 7–10);
- виртуальная викторина по сказке Г. Х. Андерсена “Снежная королева” (слайды 11–14);
- викторина-диалог, которую я использую при проверке домашнего задания; вопросы составляются по алгоритму игры “Что? Где? Когда?” (например, при изучении повести И. С. Тургенева “Муму” можно предложить ученикам такие вопросы: кто, где, когда сказал: “Скверная собачонка! Какая она злая!” или кто, где, когда нашел небольшого щенка.).
В методической литературе можно найти описание различных конкурсов, так как они помогают развивать речь учащихся, их творческие способности (слайд 15). В своей практике я использую лингвистические конкурсы, предлагая учащимся объяснить значение непонятных слов, например, при изучении сказки А.С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” или повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”. Иногда я предлагаю на уроке поработать над каким-нибудь одним словом и обозначаю этот этап урока как игра в слово. Когда в 8 классе изучается повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, учащиеся должны дать толкование устаревшего слова “кум”. Идёт работа со словарём, с текстом, а затем тот, кто выиграл этот конкурс, получив большее количество бонусных плюсов, подводит итог: игра смысловых оттенков слова “кум” раскрывает узел противоречий, двигающий вперёд действие . Интересно проходит конкурс “Картинная галерея” при изучении, например, сказа Н. С. Лескова “Левша”.Так как автор сумел несколькими штрихами написать очень выразительные портреты и характеры своих персонажей, то ребята должны в тексте найти описание внешности, образа мыслей, поступков героев и объяснить, какими они получились. А изучение темы “Устное народное творчество” в 5 классе я, как правило, заканчиваю конкурсом знатоков сказок “Сказочный калейдоскоп” (слайд 16–19).
В арсенале учителя литературы есть такая интересная форма работы, как путешествие.
Пятиклассники легко откликаются на предложение учителя поиграть. Поэтому вводный урок литературы в 5 классе я провожу как день рождения урока литературы, так как такого предмета в начальной школе у ребят не было (слайды 20–22). Чтобы заинтересовать пятиклассников темой “Устное народное творчество”, мы с ребятами отправляемся в виртуальное путешествие в загадочную страну, имя которой Фольклор (слайды 23–27), затем путешествуем по стране сказок (слайд 28– 30).
Изучение творчества поэта или писателя иногда превращается в пересказ учениками или учителем отдельных эпизодов биографии. Чтобы избежать этого, я опять-таки прибегаю к игре, например, предлагаю ребятам совершить заочное путешествие (слайд 31) . Эта форма работы давно зарекомендовала себя как очень эффектная и эффективная. Гидом может быть группа учащихся, иногда такие виртуальные экскурсии провожу сама. Сейчас в связи с использованием ИКТ на уроках появилась возможность делать эти уроки очень яркими и запоминающимися. Так, например, ученики 5 класса с интересом путешествуют по паркам Царского Села (слайды 32–35), а девятиклассники выступают экскурсоводами, проводя обзорные экскурсии по пушкинским местам (слайды 36–38) или рассказывая о двух колыбелях лермонтовского творчества – Тарханах и Кавказе.
Немногие современные дети любят стихи, а поэтому приходится искать такие формы работы, чтобы уроки, посвящённые поэзии, запомнились ученикам. Так, в 5 классе, чтобы ввести учеников в мир родной природы, я предлагаю совершить необычное путешествие по страницам календаря (слайд 39). На таком уроке звучат уже стихотворения, дети рассказывают о картинах, посвящённых природе, слушают музыку. Такое путешествие обязательно производит впечатление на учеников (слайды 40–43).
Изучение теории литературы - дело сложное для учащихся. Чтобы помочь им усвоить новые понятия, я опять – таки призываю на помощь игру (слайд 44). Так, изучая тропы в 5 классе, предлагаю ребятам на время стать поэтами и поучаствовать в лингвистическом эксперименте (слайды 45–48), а затем посоревноваться с поэтом или писателем (слайды 49–52).
Чтобы проверить знания учащихся по прочитанному произведению, я использую тесты, причём не обычные, а интерактивные. (слайд 53) Интересны, на мой взгляд, так называемые “читательские игры” (слайд 54). Изучая в 6 классе сказку-быль М.И. Пришвина “Кладовая солнца”, мы играем в имена (кто больше вспомнит имен, прозвищ и кличек героев произведения). Интересно, на мой взгляд, проходит путешествие по следам тех, кого в сказке - были нет, но тем не менее они присутствуют. Ребята уже что-то узнали о семье Насти и Митраши, говорят, что семья была весёлая, работящая, добрая. По кличкам животных понятно, что здесь любили четвероногих помощников, ценили шутку, меткое слово, знали сказки, приметы. Затем я задаю вопрос: что ещё можно сказать об отце и матери Насти и Митраши? Кто больше нашёл сведений о них? И внимательные читатели, путешествуя по следам героев, рассказывают о родителях, даже вспоминают, что отца ребят звали Павлом. Так как с самого начала урока ребята знают, что у нас урок – своеобразное путешествие, то все стараются принять участие в игре, даже предлагают свои читательские игры, например: знаем ли мы так же хорошо лесную природу, как Настя и Митраша.
Можно предложить ученикам создать “живую картину”: изобразить эпизод изучаемого текста, чтобы другие ученики угадали автора и произведение.
Этот же приём можно использовать и на уроках развития речи, сложных и неинтересных для учащихся. Так, например, при описании картин ребятам предлагается “оживить” картину. Такая работа проводится в основном в 5-8 классах. Способов "оживления" много, например: теневой театр, создание "живого" натюрморта, костюмированное "оживление" сюжетной картины и т.д. Такая работа даже не требует участия педагога, поскольку дети сами делают костюмы, создают декорации и уже на уроке показывают результат. На фотографии - "оживление" картины Борисова-Мусатова "Осенний мотив" учащимися 8 класса. (слайд 55)
В 7–9 классах наступает тот период в жизни учащихся, когда интерес к учёбе совершенно падает и заставить читать ребят практически невозможно. И тут на помощь приходят ролевые игры (слайд 56). Так, после изучения комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” я предлагаю восьмиклассникам не просто обобщить изученный о чиновниках материал, а провести обмен “передовым” опытом (слайд 57). Школьники заранее получают задание: группа ребят выбирает роль чиновников из комедии, другая группа представляет современных чиновников, которые готовят вопросы для своих более опытных товарищей из века 19. Во время урока ученики - современные чиновники интересуются, как можно обмануть приезжающих проверяющих, как правильно дать или взять взятку, как положить в свой карман деньги, предназначенные для строительства города и др. Те же, кто играет роль чиновников из комедии, используя её содержание, учат, как можно легко решить эти проблемы. Итог урока - творческая работа “Какие чиновники не нужны России?” (слайд 58).
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать? Конечно, при помощи игры. Для работы над темой урока можно использовать игры “Ульи”, “Визитные карточки”, “Экспертиза”, “Карта группового сознания”. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы “Cветофор”, “Приоритеты”, “На линии огня”. Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – “Инфо-карусель”, “Автобусная остановка”, “Ярмарка”.
Хотелось бы немного сказать об использовании игровых технологий на уроках литературы в старших классах.
В 10–11 классах, когда часов катастрофически не хватает, а хочется дать учащимся как можно больше, об игре учитель вспоминает всё реже. И тем не менее и в 16 лет дети остаются детьми. Гуманитарный класс последнего выпуска, где было много талантливых ребят, часто предлагал мне поиграть с ними. Например, уроки по изучению биографии писателей и поэтов я проводила и в форме заочных экскурсий, и устных журналов, и турнира знатоков. Особенно ребятам нравились турниры знатоков, к которым ученики тщательно готовились: создавали группы биографов, географов, историков и др., читали дополнительную литературу, готовили сборники стихов, вопросы для соперников.
Чтобы оживить изучение обзорных тем в старших классах, можно использовать такие игры, как заседание учёного совета. Например, в 10 классе, говоря об особенностях историко-литературного процесса второй половины 19 века, ребята представляют различные точки зрения на искусство, выявляют сильные и слабые стороны представителей “чистого искусства” и критического реализма. Можно провести экскурсию в музей деятелей русской культуры, оказавшихся в эмиграции при изучении темы “Начало 20 века: ожидания, тревоги, и надежды мастеров культуры” в 11 классе. Работая по теме “Серебряный век в русской поэзии” в 11 классе я даю возможность ребятам окунуться в атмосферу культурной жизни начала 20 века (это могут быть уроки-концерты, уроки-новеллы, уроки-композиции), а затем провожу зачётный урок в форме диспута поэтов в кабаре “Бродячая собака” (слайд 59). Между учениками распределяются роли: кто-то представляет собой символистов, кто-то акмеистов, кто-то футуристов, имажинистов; одни учащиеся готовят чтение стихов, другие – сообщения о творческих принципах литературных группировок, обязательно составляют вопросы для оппонентов, составляют сборники стихов. На уроке между представителями разных течений идут серьёзные споры, так как каждый из поэтов старается отстоять свою позицию (слайды 60–63). В конце урока учащиеся делают вывод о том, что культурная жизнь страны в начале 20 века была очень пёстрой, насыщенной и интересной, что каждая из литературных группировок имела право на существование (слайд 64)
Интересно, на мой взгляд, проходят уроки, основу которых составляет задание “Шапка вопросов”. Старшеклассники в начале последнего урока по изучению романа Достоевского писали на полосках бумаги свои вопросы по “Преступлению и наказанию” и, скатав полоску в трубочку, относили ее в одну из “шапок”, лежащих на подоконниках. Таких “шапок” было ТРИ. В одну старшеклассники складывали записки с вопросами для проверки знания текста; в другую — связанные с выяснением того, как относится отвечающий к изложенному в записке мнению о романе, суждению о персонажах, и в третью “шапку” складывались вопросы по роману “Преступление и наказание”, на которые спрашивающий ученик сам затруднялся ответить. Среди вопросов в первой “шапке” были, например, такие: “Сколько раз Порфирий Петрович встречался с Раскольниковым?”; “В какой части романа больше всего глав?”. Примеры из второй: “Мне не нравится Раскольников, особенно за его отношение к сестре, а тебе?”; “На месте Сони я не стала бы давать деньги отцу [Семену Захаровичу Мармеладову] на водку. Я права?” И, наконец, примеры из третьей “шапки”: “Я не понимаю, зачем Раскольников сам во всем признался”; “Мне непонятно, чему учит роман. За что некоторые любят Достоевского?” и т.п. Трое учеников (по желанию) тянули по одному вопросу из каждой “шапки” и после небольшой подготовки, во время которой можно было пользоваться текстом романа, отвечали на вопросы. Пока они готовились, остальные ученики, разделившись на пары, обсуждали свои вопросы и возможные ответы на них. Когда начались ответы добровольцев, класс слушал их с большой заинтересованностью. Оказалось, что они интересно отвечали и обстоятельно излагали свое мнение даже по вопросам явно несерьезным. И те, кто их задал, в первую очередь были поражены возможностью серьезно на такие вопросы отвечать. чтобы снять возможные отказы учеников придумывать и записывать вопросы, я разрешила задавать практически любые вопросы по каждому из трех типов. даже привела шутливые примеры по выяснению “знания книги”:“Сколько стоит книга?”, “Сколько букв в названии?”. Такие примеры вызывали у старшеклассников улыбку, и ни один из них в своей записке эти вопросы не повторил.
Учащихся всегда, а особенно в старших классах, пугают объёмные произведения. И здесь на помощь учителю вновь может прийти игра. Мы прекрасно знаем, что страницы романов Л.Н. Толстого “Война и мир”, посвящённые войне 1812 года, и М.А. Шолохова “Тихий Дон”, посвящённые первой мировой или гражданской войнам, ученики либо читают по диагонали, либо пропускают их вовсе. Я предлагаю на уроках такие игровые формы:
- художественная иллюстрация событий войны: ребята должны отыскать в тексте романа подтверждение слов учителя (например, доказать, что война – это нелепица, а особенно гражданская, братоубийственная; что имеет в виду Григорий, говоря: “Я сам себе страшный стал…” и др. ) (слайд 65),
- воссоздание стихийного митинга в Петрограде (для этого ученикам необходимо обратиться к тексту романа М.А. Шолохова, чтобы показать, как решались “больные вопросы” современности).
Вспомните, с каким трудом читают ученики роман И.А. Гончарова “Обломов”. А ведь уже с первого урока можно вовлечь ребят в игру, предложив им вопрос: в чём необычность нашей встречи с героем с романа и попросив вспомнить, были ли раньше такие встречи. Эта маленькая игра позволяет учащимся осознать особенность образа Обломова: ведь никто из героев не встречал читателя, лёжа в постели (Онегин летит “в пыли на почтовых”, Печорин едет на перекладных из Тифлиса, Чичиков въезжает в город N, Базаров приезжает к Кирсановым). После этого эксперимента, хочется думать, дети захотят попробуют понять душу героя Гончарова. Увлекает учеников и игра “Рисунки Тургенева”. Почему она так называется? Потому что придумал её И.С. Тургенев. На доску помещается портрет какого – либо героя. Ребята должны описать до мельчайших подробностей жизнь и характер этого человека, опираясь на его зрительный образ. А затем сравнить получившийся портрет с описанием персонажа в произведении.
Можно вспомнить ещё множество игровых форм, используемых на уроках литературы, которые пробуждают в учениках желание прочитать произведение и понять героя. Продолжением такой творческой работы становятся литературные вечера, гостиные, балы, организуемые во внеурочное время (слайды 68).
Таким образом, использование игровых технологий на уроках литературы как в средних, так и в старших классах способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Эти технологии делают урок литературы интересным, разнообразным, содержательным. Важно при этом помнить, что игра на уроке – это не забава, а труд, сложный, но интересный. А так же не забывать о том, что есть несколько советов по использованию игры на уроке, и это прежде всего
- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока,
- доступность игры для учащихся данного возраста,
- умеренность в использовании игр на уроках (слайд 69).
Литература
1. Е.В. Карсалова. “Стихи живые сами говорят…”. М.: Просвещение, 1990.
2. М.Г. Качурин. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. М.: Просвещение, 1988.
3. Литературные праздники и нетрадиционные уроки. 5–7 класс. М.: Олма-Пресс, 2002.
4. Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения. М.: НЦ ЭНАС, 2003.
5. http://www.istranet.ru/node/76585
6. http://www.artandphoto.ru/themes.php?id=35&page=6
7.hppt://www.pushkin.ellink.ru
8.hppt://www.world.lib.ru
9. hppt://www.habit.ru/20/94.html