Урок литературы в 9-м классе "М.В. Ломоносов – Великий сын России"

Разделы: Литература


Класс: 9.

Базовый учебник: УМК В.Я. Коровина.

Цель урока: Формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся.

Задачи:

  • обучающие: Знакомство с особенностью классицизма. Постижение идейно-художественного своеобразия оды.
  • развивающие: Развивать навыки аналитической работы с художественным текстом, умение анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои;
  • воспитательные: Показать учащимся непреходящую ценность оды и интерес М.В. Ломоносова к историческому прошлому России

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: урок-исследование с использованием ИКТ.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доступ к Интернет-ресурсам, или интерактивная доска.

Структура и ход урока

Таблица 1.

Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика Время
(в мин.) 
1. Организационный момент   Определить готовность учащихся к уроку Подготовить рабочее место 1-2
2. Сообщение темы   Сосредотачивает внимание к теме урока 1. Записывает тему;
2. Предлагает варианты целей;
2-3
3. Подготовка к изучению нового материала через повторение   1. предлагает работу с цитатой
2. Предлагает обратиться к стихотворению А.С. Пушкина «Отрок»
1. работа с цитатой Н.В. Гоголя: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги».
2. Работа с текстом А.С. Пушкина «Отрок»
3-4
4. Изучение нового материала  презентация   1. Предлагает повторит термин: классицизм.
2. Вводит элементы лекции «Судьба великого сына России Ломоносова»
3. Ставит проблемный вопрос: Почему В.Г. Белинский назвал Ломоносова «Петром Великим русской литературы?»
1. Работает с учебником
2. Знакомство с биографией М.В. Ломоносова
3. Решение проблемного вопроса
9
5. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения   1. Чтение и знакомство с особенностями чтения оды
2. Проводит словарную работу
1. Чтение «Оды на день восшествия… и ее анализ
2. Знакомство и применение литературной лексики ( ода, гимн, высокий стиль..)
3. Овладевает глагольной лексикой (ода славит, утверждает, пророчит, зовет)
15-20
6. Постановка задания на дом   1. задает домашнее задание: Выразительное чтение отрывка оды 1. запись в дневниках 3
7. Итоги урока   1. рефлексия
2. выставление и комментирование оценок.
1. Отвечает на вопрос: Что такое ода Ломоносова? 4

Приложение к плану-конспекту урока

Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации
(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1. Репродукция портрета М.В. Ломоносова иллюстрация иллюстрация lit.1sept.ru
2. Литературный пазл аудиофрагмент презентация www.school-collection.edu.ru
3.