Литература
-
Урок "И.А. Гончаров. Жизненный и творческий путь" 2013
Урок знакомит учащихся с новым автором, его творческим наследием, отражающим проблемы эпохи 40–60-х годов XIX века. Письма и воспоминания писателя создают особый эмоциональный настрой на уроке.
-
Вводный урок по теме "Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского" 2013
Изучение творчества Ф.М. Достоевского – одна из наиболее сложных тем в курсе литературы. Занятие обогащает и закрепляет знания по теме. Презентации и видеосюжеты делают урок запоминающимся.
-
Интегрированный урок музыки и литературы по теме "Русские народные песни". 5-й класс 2013
На уроке учащиеся закрепляют и обобщают знания о русской народном творчестве. У ребят развиваются творческие литературные и музыкальные способности, практические умения и навыки выразительно читать тексты народных песен, поговорок, загадок и частушек.
-
Золотое слово о полку Игореве 2013
Одним из приёмов интегрированного урока является ролевая игра. В такой игре, задаваемой и организуемой учителем, учащиеся имитируют или воспроизводят действия или отношения героев той эпохи, в которую погружает художественное произведение. Интеграция помогает глубже понять произведение, удалённое от нас во времени, а ролевая игра - почувствовать себя на месте героев, погрузиться в их духовный мир.
-
Тема урока: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро" 2013
Уроки изучения лирических произведений предполагают многоуровневый анализ текста, лексико-семантический, лингвостилистический, анализ произведения в контексте. Учащиеся знакомятся с лирикой А.С.Пушкина. Совершенствуют навыки выразительного чтения поэтического текста. Развивают навыки грамотного и свободного владения литературной речью.
-
Интегрированный урок по книге М.М. Пришвина "Времена года" 2013
Урок-презентация знакомит с миром единства человека и природы в книге Пришвина "Времена года". Раскрываются особенности жанра миниатюры, проводится анализ произведения.
-
Урок по творчеству А.Грина «Гриновские чтения "Крылатые мечты"» 2013
Гриновские чтения знакомят школьников с личностью А.Грина и его произведениями, расширяют кругозор, развивают творческие способности, навыки слушания и выразительного чтения. На уроке используются различные средства работы с учащимися: агитбригада, чтение наизусть, представление произведений, инсценирование эпизодов, викторина.
-
Тема любви в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" 2013
Урок-беседа анализирует повесть А.И. Куприна "Гранатовый браслет". Ученики выявляют особенности изображения автором любви.
-
Бинарный урок литературы и краеведения с ИКТ 2013
Бинарный урок литературы и краеведения с ИКТ формирует моральные ценности, патриотические идеалы.
-
Своя игра по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2013
Учащиеся обобщают материал, у них появляется интерес к дальнейшему изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского. Вопросы и задания составлены по книге С.В. Белова "Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание": комментарий".
-
Литературная гостиная "Художники пишут войну…" 2013
Одновременное использование произведений живописи, музыки, поэтического текста позволяет взглянуть на одни и те же события глазами живописцев и поэтов. Оказывает сильное эмоциональное воздействие на слушателей, привлекает внимание ребят к событиям героического прошлого, вызывает чувство личного сопереживания тем, кто вынес на своих плечах тяготы войны.
-
Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: "Рыцарь мечты" и его феерия "Алые паруса" 2013
Автор открывает перед учащимися художественное произведение с новой, неожиданной стороны, открывает новые имена и новые перспективы. Активизирует художественно-эстетические потребности, формирует ключевые компетентности и умения создавать исследовательские проекты в процессе подготовки к уроку.
-
Бинарный урок на тему "Композиция и проблема романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2013
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вызывает неизменный интерес учащихся, однако понять философскую глубину произведения помогает именно анализ композиции и системы образов произведения. Кроме того, «закатный роман» Булгакова необходимо видеть в контексте и творчества писателя, и его эпохи, и традиций русской классической литературы. Именно эти задачи решает урок.
-
Стихотворения в прозе И.С. Тургенева 2013
Цель урока: познакомить учащихся 6–7-х классов со стихотворениями в прозе И.Тургенева (опережающее обучение), представить их в более широком объеме, чем предполагает школьная программа.
-
Техника чтения 2013
Пособие рассчитано на работу педагога с «плохо читающими» учащимися при условии самого тесного педагогического сотрудничества с родителями. В комплексе с повышением качества чтения упражнения, приведенные в пособии, дают возможность значительно обострить принудительное внимание, увеличить скорость запоминания, расширить объем оперативной памяти, осмыслить информацию, запомнить и законспектировать.
-
Русский народ в изображении И.С. Тургенева 2013
Тургенев принадлежал к плеяде крупнейших русских писателей второй половины XIX века. На склоне жизни он создал лирико-философские «Стихотворения в прозе». Лучшие черты русского народа, его сердечность, отзывчивость к страданиям ближних Тургенев запечатлел в стихотворениях «Два богача», «Маша», «Щи», «Повесить его!». Как и в «Записках охотника» показано превосходство русского мужика над представителями господствующих классов.
-
Секреты мастерства писателя. "Маленькие рассказы" А.П. Чехова". 6-й класс 2013
Для подготовки к уроку заранее (по группам) готовятся инсценировки рассказов А.П. Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «обложки» рассказов, презентация (материал о писателе). На уроке жюри из учителей русского языка и литературы и учащихся старших классов оценивает участие школьников в конкурсе и инсценировке. В ходе беседы учащиеся должны вычленить стилистические особенности юмористических рассказов Чехова, а дома сочинить рассказ.
-
Образ неба в прозе и поэзии XIX века 2013
Урок предполагает обращение к знаковым произведениям русской литературы XIX века, где возникает образ неба. Для учеников важно увидеть в небе не элемент пейзажа, а сюжетную единицу, которая тесно связана с главными образами. Рассматривая эпизоды из уже прочитанных произведений, учащиеся имеют возможность взглянуть на героев подчас с неожиданной стороны, прочесть философский подтекст, глубже понять авторский замысел.
-
Флора и фауна в поэзии А.Фета 2013
Фет – один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Ничто в мире природы не ускользнуло от его внимательного и любящего взора. Он строит картину мира, которую видит, чувствует, осязает и слышит. Природа в лирике поэта живет своей разнообразной жизнью и показана в движении, в переходах из одного состояния в другое.
-
"Правда" Сони Мармеладовой (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2013
Цель урока: определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой. Проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на "преступление" Сонечки; как происходит открытие христианских ценностей Раскольникова через "правду" Сонечки.
-
Образ Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве. 8-й класс 2013
Цель урока: раскрыть светлый образ великого святого, просветителя. Тема имеет большое воспитательное значение, т.к. учит трудолюбию, скромности, нравственной чистоте на примере жизни С.Радонежского. Класс делится на две группы: литературоведов и искусствоведов, которые готовят к уроку нужный материал. Включенные в урок музыкальные произведения создают особый эмоциональный настрой.
-
Сатира и юмор в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон". 7-й класс 2013
Автор знакомит учащихся с представлением о комическом (сатира, юмор) в литературе. Знакомит с комическими средствами создания характера, формирует у учащихся навыки анализа сатирического рассказа, воспитывает духовные, нравственные качества учащихся. Учащиеся совершенствуют навыки умения критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, работать с текстом, развивают речь.
-
Интегрированное мероприятие по МХК, литературе и искусству "Там шепчутся белые ночи…" 2013
Интегрированные мероприятия по МХК, литературе и искусству традиционны в практике авторов. Мероприятие «Там шепчутся белые ночи» расширяют знания учащихся, побывавших в Санкт-Петербурге, об истории и культуре города, поддерживает интерес к истории, культуре и литературного края, страны, воспитывает патриотизм у старшеклассников, повышает культурный уровень.
-
Литературная гостиная. 6-й класс 2013
Автор знакомит учащихся с биографией русских поэтов, истоками творчества. Формирует навыки выразительного чтения, развивает умение понимать, интерпретировать произведение и высказывать свои суждения.
-
"Что есть истина?" По роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Попытка интеграции 2013
На уроке анализируются приемы создания образа Иешуа и «романа в романе» в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», ведется разговор о проблеме нравственного выбора. С этой целью в урок в качестве иллюстраций включены произведения русской и зарубежной живописи. В ходе урока учащиеся составляют таблицы, аргументируют ответ с помощью цитирования, анализируют текст романа и произведения живописи; домашнее задание – сочинение-рассуждение.
-
Портрет и его роль в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2013
На уроке у учащихся формируются умения анализировать художественное произведение и психологический портрет героев. Развиваются навыки исследовательской деятельности с целью выявления индивидуальности, присущей Печорину. Формируется умение целеполагания, навыки анализа литературного произведения; делаются обобщающие выводы.
-
Урок по региональному компоненту "Экологические проблемы в произведениях кузбасских поэтов" 2013
Урок знакомит с творчеством кузбасских поэтов. Воспитывает любовь к природе, родному краю.
-
"Когда вы будете в Спасском…" Спасское-Лутовиново в жизни и творчестве И.С. Тургенева 2013
Есть в России места, где хочется побывать хотя бы раз в жизни, чтобы почувствовать, какими глубинными корнями мы связаны со своей родиной, прикоснуться к великому духовному наследию народа. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново – подлинную литературную колыбель Тургенева – помогает учащимся лучше понять писателя, его творчество. Урок является подготовительным этапом к восприятию рассказов, входящих в сборник «Записки охотника».
-
Жизненный и творческий путь С.А. Есенина 2013
Данная работа знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Побуждает прикоснуться к судьбе поэта, его творчеству и задуматься над понятием время и личность, писатель и тоталитарная власть.
-
М.Ю. Лермонтов "Бородино". Урок к 200-летию со Дня Бородинского сражения 2013
Урок по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» напомнит обучающимся о героическом прошлом нашей страны – о сражении под Бородино 1812 года. Пятиклассники познакомятся с композицией стихотворения и особенностями повествования, проведут художественный анализ текста, понаблюдают за развитием сюжета и поведением героев. Презентация поможет наглядно увидеть страницы войны 1812 г.