Литература
-
Своя игра по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2013
Учащиеся обобщают материал, у них появляется интерес к дальнейшему изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского. Вопросы и задания составлены по книге С.В. Белова "Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание": комментарий".
-
Литературная гостиная "Художники пишут войну…" 2013
Одновременное использование произведений живописи, музыки, поэтического текста позволяет взглянуть на одни и те же события глазами живописцев и поэтов. Оказывает сильное эмоциональное воздействие на слушателей, привлекает внимание ребят к событиям героического прошлого, вызывает чувство личного сопереживания тем, кто вынес на своих плечах тяготы войны.
-
Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: "Рыцарь мечты" и его феерия "Алые паруса" 2013
Автор открывает перед учащимися художественное произведение с новой, неожиданной стороны, открывает новые имена и новые перспективы. Активизирует художественно-эстетические потребности, формирует ключевые компетентности и умения создавать исследовательские проекты в процессе подготовки к уроку.
-
Бинарный урок на тему "Композиция и проблема романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2013
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вызывает неизменный интерес учащихся, однако понять философскую глубину произведения помогает именно анализ композиции и системы образов произведения. Кроме того, «закатный роман» Булгакова необходимо видеть в контексте и творчества писателя, и его эпохи, и традиций русской классической литературы. Именно эти задачи решает урок.
-
Стихотворения в прозе И.С. Тургенева 2013
Цель урока: познакомить учащихся 6–7-х классов со стихотворениями в прозе И.Тургенева (опережающее обучение), представить их в более широком объеме, чем предполагает школьная программа.
-
Техника чтения 2013
Пособие рассчитано на работу педагога с «плохо читающими» учащимися при условии самого тесного педагогического сотрудничества с родителями. В комплексе с повышением качества чтения упражнения, приведенные в пособии, дают возможность значительно обострить принудительное внимание, увеличить скорость запоминания, расширить объем оперативной памяти, осмыслить информацию, запомнить и законспектировать.
-
Русский народ в изображении И.С. Тургенева 2013
Тургенев принадлежал к плеяде крупнейших русских писателей второй половины XIX века. На склоне жизни он создал лирико-философские «Стихотворения в прозе». Лучшие черты русского народа, его сердечность, отзывчивость к страданиям ближних Тургенев запечатлел в стихотворениях «Два богача», «Маша», «Щи», «Повесить его!». Как и в «Записках охотника» показано превосходство русского мужика над представителями господствующих классов.
-
Секреты мастерства писателя. "Маленькие рассказы" А.П. Чехова". 6-й класс 2013
Для подготовки к уроку заранее (по группам) готовятся инсценировки рассказов А.П. Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «обложки» рассказов, презентация (материал о писателе). На уроке жюри из учителей русского языка и литературы и учащихся старших классов оценивает участие школьников в конкурсе и инсценировке. В ходе беседы учащиеся должны вычленить стилистические особенности юмористических рассказов Чехова, а дома сочинить рассказ.
-
Образ неба в прозе и поэзии XIX века 2013
Урок предполагает обращение к знаковым произведениям русской литературы XIX века, где возникает образ неба. Для учеников важно увидеть в небе не элемент пейзажа, а сюжетную единицу, которая тесно связана с главными образами. Рассматривая эпизоды из уже прочитанных произведений, учащиеся имеют возможность взглянуть на героев подчас с неожиданной стороны, прочесть философский подтекст, глубже понять авторский замысел.
-
Флора и фауна в поэзии А.Фета 2013
Фет – один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Ничто в мире природы не ускользнуло от его внимательного и любящего взора. Он строит картину мира, которую видит, чувствует, осязает и слышит. Природа в лирике поэта живет своей разнообразной жизнью и показана в движении, в переходах из одного состояния в другое.
-
"Правда" Сони Мармеладовой (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2013
Цель урока: определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой. Проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на "преступление" Сонечки; как происходит открытие христианских ценностей Раскольникова через "правду" Сонечки.
-
Образ Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве. 8-й класс 2013
Цель урока: раскрыть светлый образ великого святого, просветителя. Тема имеет большое воспитательное значение, т.к. учит трудолюбию, скромности, нравственной чистоте на примере жизни С.Радонежского. Класс делится на две группы: литературоведов и искусствоведов, которые готовят к уроку нужный материал. Включенные в урок музыкальные произведения создают особый эмоциональный настрой.
-
Сатира и юмор в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон". 7-й класс 2013
Автор знакомит учащихся с представлением о комическом (сатира, юмор) в литературе. Знакомит с комическими средствами создания характера, формирует у учащихся навыки анализа сатирического рассказа, воспитывает духовные, нравственные качества учащихся. Учащиеся совершенствуют навыки умения критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, работать с текстом, развивают речь.
-
Интегрированное мероприятие по МХК, литературе и искусству "Там шепчутся белые ночи…" 2013
Интегрированные мероприятия по МХК, литературе и искусству традиционны в практике авторов. Мероприятие «Там шепчутся белые ночи» расширяют знания учащихся, побывавших в Санкт-Петербурге, об истории и культуре города, поддерживает интерес к истории, культуре и литературного края, страны, воспитывает патриотизм у старшеклассников, повышает культурный уровень.
-
Литературная гостиная. 6-й класс 2013
Автор знакомит учащихся с биографией русских поэтов, истоками творчества. Формирует навыки выразительного чтения, развивает умение понимать, интерпретировать произведение и высказывать свои суждения.
-
"Что есть истина?" По роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Попытка интеграции 2013
На уроке анализируются приемы создания образа Иешуа и «романа в романе» в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», ведется разговор о проблеме нравственного выбора. С этой целью в урок в качестве иллюстраций включены произведения русской и зарубежной живописи. В ходе урока учащиеся составляют таблицы, аргументируют ответ с помощью цитирования, анализируют текст романа и произведения живописи; домашнее задание – сочинение-рассуждение.
-
Портрет и его роль в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2013
На уроке у учащихся формируются умения анализировать художественное произведение и психологический портрет героев. Развиваются навыки исследовательской деятельности с целью выявления индивидуальности, присущей Печорину. Формируется умение целеполагания, навыки анализа литературного произведения; делаются обобщающие выводы.
-
Урок по региональному компоненту "Экологические проблемы в произведениях кузбасских поэтов" 2013
Урок знакомит с творчеством кузбасских поэтов. Воспитывает любовь к природе, родному краю.
-
"Когда вы будете в Спасском…" Спасское-Лутовиново в жизни и творчестве И.С. Тургенева 2013
Есть в России места, где хочется побывать хотя бы раз в жизни, чтобы почувствовать, какими глубинными корнями мы связаны со своей родиной, прикоснуться к великому духовному наследию народа. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново – подлинную литературную колыбель Тургенева – помогает учащимся лучше понять писателя, его творчество. Урок является подготовительным этапом к восприятию рассказов, входящих в сборник «Записки охотника».
-
Жизненный и творческий путь С.А. Есенина 2013
Данная работа знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Побуждает прикоснуться к судьбе поэта, его творчеству и задуматься над понятием время и личность, писатель и тоталитарная власть.
-
М.Ю. Лермонтов "Бородино". Урок к 200-летию со Дня Бородинского сражения 2013
Урок по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» напомнит обучающимся о героическом прошлом нашей страны – о сражении под Бородино 1812 года. Пятиклассники познакомятся с композицией стихотворения и особенностями повествования, проведут художественный анализ текста, понаблюдают за развитием сюжета и поведением героев. Презентация поможет наглядно увидеть страницы войны 1812 г.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе на тему "Своя игра". 9–11-й класс 2013
Внеклассное мероприятие повышает интерес к русскому языку и литературе, развивает творческие способности, логическое мышление, кругозор учащихся, интеллектуальный и культурный уровень. Формирует умение работать в группе, в команде, сотрудничать. Игра состоит из трех раундов по 25 вопросов в раунде и финального раунда с 1 вопросом.
-
Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы". 9-й класс 2013
Урок анализирует тему Отечественной войны 1812 г. Учащиеся вспоминают основные события войны, имена великих полководцев. Звучат строки из стихотворений на тему войны.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 310-летию основания Санкт-Петербурга "Санкт-Петербург–Петроград–Ленинград–Санкт-Петербург" 2013
Цель литературно-музыкальной композиции: формирование гражданственности и патриотизма школьников на исторической почве – героических примерах любви к родине, сыгравших очень важную роль в становлении российской и советской государственности. Воспитание основано на принципах системности и целенаправленности, развивает нравственный потенциал подрастающего поколения и формирует будущих членов общества.
-
Роль детали в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон" 2013
На уроке используются приемы технологии развития критического мышления. Учащиеся должны понять, какую роль может играть деталь в художественном произведении.
-
Читаем классику. ""Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"" 2013
Материалы можно использовать на заключительных уроках по изучению романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в 10-м классе, при подготовке к контрольному сочинению по творчеству писателя.
-
"Над миром мы пройдем без шума и следа" (сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Монолог" и "Дума"). 10-й класс 2013
Учащиеся совершенствуют навыки исследования текста, воображение. Автор помогает ученикам увидеть и почувствовать не только сообразную сторону произведения, но и красоту слова. Цель урока: проследить эволюцию взглядов поэта на судьбу своего поколения.
-
Зачем мы играем "Ревизора"? 2013
Урок закрепляет пройденный материал. Автор воспитывает любовь к литературе и художественному слову, учит ребят работать в группе. Вырабатывает умение ориентироваться в тексте, понимать его, передавать мысли и чувства персонажей. Учащиеся совершенствуют навыки выразительного чтения, умение находить верный эмоциональный тон.
-
"Пробуждение души". 8–11-е классы 2013
Урок литературы показан как совместное творчество ученика и учителя. Отражает не только принцип гуманизации знаний, но и идеи развивающего обучения. Проводится всегда в конце октября (до 30). В День памяти жертв политических репрессий, которой отмечается в нашей стране с недавних пор.
-
Литературное кафе "Великая сила любви" 2013
Внеклассное мероприятие в форме литературного кафе, посвященного любовной лирике.