Урок русского языка и литературы в 5-м классе

Разделы: Русский язык, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Базовый учебник: Т. Н. Ладыженская, М.Т.Баранов. «Русский язык « 5 класс, учебник для общеобразовательного учреждения – М. Просвещение.  

Цели урока:  

  • создать условия для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме:  «Определение»; развить умения находить определения в тексте; правильно задавать к ним вопросы;
  • использовать определения в своей речи; выполнять творческие задания с применением определений.
  • продолжать развивать образное мышление учащихся, способности реализовать свои чувства, настроения через систему творческих заданий.
  • воспитывать интерес и любовь к родному языку, к Родине.

Тип урока: урок усвоения нового материала

Методы обучения: иллюстративно-словесный,  работа с компьютерной моделью

Формы работы: работа с компьютерной моделью (слово учителя, прослушивание аудиозаписи, презентация.)

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

(Приветствие, отмечаю отсутствующих, проверяю готовность класса к уроку)

Мобилизующее начало.

– Ребята, откройте ваши тетради, запишите число. На полях изобразите человечка, который соответствовал бы вашему настроению.

Сопровождение музыки П.Чайковского «Времена года»

– Ребята, вы слышите музыку? О чем она? Какими чувствами она вас наполняет?
– Верно, сегодня первый день зимы. И куда  бы мы ни бросили свой взгляд, видим, как волшебница-зима вступает в свои права, слышим ее звук, чувствуем ее запах…

2. Этап проверки домашнего задания (Слайд 1)

А) Синтаксическая разминка. Блиц-опрос по теме «Синтаксис»

На столе разложены карточки с изображением  снежинок. Вопросы записаны на обратной стороне  рисунков.
Желающие выходят к доске, берут любую карточку-снежинку и быстро отвечают на вопросы, получая жетон.

– Грамматическая основа предложения – это …
– Подлежащее – это …
– Сказуемое – это …
– Какие члены предложения называются второстепенными?
– Что такое дополнение?
– Что называется словосочетанием?
– В каком разделе о языке изучаются словосочетания и предложения?

Б) Запишите девиз урока в тетради

Составьте из рассыпавших слов пословицу. Обозначьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания.

п.ром  а пишут т.п.ром  умом не! (Слайд 2)

В) Синтаксический  разбор предложения (Слайд 3)

(На)солнеч(Ь?)н.й  .опушк.  ф.алка расцв.ла
Лилов.нькие ушки тихоньк. п.дняла.

1 ученик обозначает у доски пропущенные орфограммы и пунктограммы, а остальные дети работают самостоятельно в тетрадях.
2 ученик подчеркивает известные члены предложения.

3. Этап целеполания

 А) Проблемная ситуация.

– А теперь подчеркните в данном предложении определения.
– Получилось? (Нет)

Б) Открытие темы

– Теперь нам надо подумать, о чем мы будем говорить на уроке? Но для этого вам необходимо отгадать загадку. (Слайд 4)

Определяю я предметы,
Они со мной весьма заметны
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь! (Прилагательное)

– Отгадайте-ка еще одну загадку

Признак предмета или явления
Обозначают определения.
Чей? и Какой – ответы просты
Лишь не хватает волнистой черты! (Определение)

Тема урока записывается в тетради на оставленной в начале урока строчке. (Слайд 5)

В) Постановка учебных задач.

Физкультминутка (Слайд 6)

– А теперь поставьте перед собой учебные задачи, над которыми мы будем работать .

Глазки быстро заморгали: раз, два, три, четыре, пять.
Но от этого устали и зажмурились опять.
Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть,
Но пройдет еще минутка, надоест им так сидеть.

5. Этап усвоения нового материала

А) Диалог

– Давайте вспомним еще раз, сколько главных членов в предложении?
– Значит, определение – это второстепенный член предложения.

Прикрепляю на доску напечатанные слова: ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

– Подумайте, от какого слова произошло слово определение?
– Можно ли сказать, что определять – это значит характеризовать по цвету, настроению, форме, качеств, массе?
– Определение отвечает на вопросы:  КАКОЙ? ЧЕЙ?

Прикрепляю на доску напечатанные вопросы 

Б) Работа с упражнением творческого характера

Игра в группах «Соревнование с поэтом» (Слайд 7)

Вот уж снег (последний) в поле тает,
(Теплый) пар восходит от земли.
И кувшинчик (синий)  расцветает,
И зовут друг друга журавли.
( Юный)  лес в (зеленый) дым одетый
(Теплых) гроз нетерпеливо ждет… (А.Толстой).

Лидеры групп читают свои стихотворения и лучший получает приз.

В) Найдем в наших предложениях слова, которые отвечают на данные вопросы и подчеркнем их волнистой линией.

– А теперь обозначим, какой частью речи выражены определения и ответим на вопрос, что же они обозначают?

После ответов учеников прикрепляю на доску: ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Г) Подведение итога

Составление кластера учениками, используя напечатанные слова на доске. (Слайд 8)

Слово учителя. Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с поставленной задачей №1 (Слайд 9)

Д) Работа по учебнику

Знакомство с правилом учебника.

Выборочная работа упр.№181. предложение дети разбирают совместно, а остальные выполняют у доски.

– Получается  ли находить определения в тексте? Значит, мы справились с задачей №2

6. Релаксация

А) Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Наше задание называется «Пробуждение жизненных впечатлений» (Слайд 10)
– Угадайте по названным предметам о каком цветке идет речь: благоухающий, душистый, нежный, утренний, серебристый (ландыш)
– Определите время года по его свойствам: запоздалая, теплая, радостная (весна)

Б) Мы с вами плавно перешли к решению  3 задачи и сейчас выясним, зачем нужны опрелеления в жизни? (Определение выделяет свойства, качества. Передает отношение автора, заражает настроением, создает образ. В художественной литературе – определение и прилагательное – это эпитет.)

– Найдите в стихотворение С. Есенина определения, эпитеты. (Слайд 11)

7. Этап закрепления. (Слайд 12)

– То, как хорошо вы усвоили новый материал, покажет небольшая самостоятельная работа. И мы, конечно, с ней непременно справимся.

Тексты работ у каждого распечатаны. (Слайд 13)

Наступила (какая?) весна. (Какое?) солнышко ласково глядит с (какого?) неба.
(Какая?) травка пробирается из (какой?) земли. (Какой?) кувшинчик  расцветает. Скоро и (какой?) ландыш разольет свой аромат. Воздух (какой?) и (какой?)! Хочется дышать (какой?) грудью.

– Прочитайте внимательно текст.
– Можно ли эти предложения назвать текстом?
– Красивый текст? Почему?
– Ваша задача: подобрать к существительным подходящие по смыслу определения.

После выполнения задания прослушиваем  2-3 учеников.

8. Итоги

А) Что нового мы узнали сегодня на уроке?
– Справились ли с поставленной задачей? Есть ли у вас ко мне вопросы?
– А я хочу у вас узнать, хорошо ли вам работалось, легко или трудно?

Б) Самостоятельная работа показала, что вы неплохо усвоили материал сегодняшнего урока. Главная задача нашего урока  выполнена. Но до достижения вершины знаний еще далеко. И это является целью наших дальнейших встреч.

В) Выставляю оценки, самых активных  учащихся поощряю небольшими призами.

Г) Выберите смену вашего настроения на уроке и на полях начертите человечка.

9. Чтобы прочно усвоить ваши знания – даю домашнее задание. (Слайд  14)

1) Выучить теоретический материал; продолжить текст, с которым вы работали в классе, используя как можно больше определений.
2) Выписать из  рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» 10 предложений, подчеркнуть  в них определения, обозначить  падеж.