Марафон разработан для команд учащихся 5–6-х классов общеобразовательных школ, требует предварительной подготовки ребят. Оптимальное число команд – три или четыре (по 10 человек в каждой).
Задачи интеллектуального марафона:
- поддерживать в ребенке интерес к отечественной истории и литературе;
- стимулировать ученика к научно-исследовательской деятельности, поощрять даже малейшие успехи на этом пути (данный марафон – командное соревнование, каждый сможет внести посильный вклад и порадоваться успеху);
- популяризировать историю Отечественной войны 1812 года и ее героев, приблизить добрые дела и ратные подвиги наших предков к современному времени, показать, что в жизни есть вечные ценности.
Необходимое материально-техническое обеспечение. На столе каждой команды должны быть:
- листы бумаги А4 (по количеству конкурсов) и простые карандаши (для всех участников);
- карточки с надписями “ДА” и “НЕТ”;
- листы с заданиями (выдаются ведущим в процессе викторины).
На столе жюри – листы оценки для жюри, ответы к конкурсам.
Для обеспечения технической стороны проведения марафона необходимы:
- часы (чтобы отслеживать время выполнения заданий),
- компьютер,
- мультимедиа проектор,
- экран.
Для проведения марафона необходимы ведущие (один – основной и помощники. Общее число ведущих – по числу команд) и жюри (не менее четырех человек).
Домашнее задание (оценка – 10 баллов).
За месяц до марафона участникам дается домашнее задание. Оно называется “Детский бал в русской и зарубежной литературе”. Цель задания – показать обстановку мирного времени в первой половине XIX века в России, на примерах литературы изучить традицию проведения балов и званых вечеров, участниками которых могли стать герои войны 1812 года.
Используя исторический костюм, веера и прочие атрибуты времени, необходимо наглядно представить сцены из известных произведений русских авторов. Выступление ребят длится не более 10 минут. Оно должно быть красочным и музыкальным. Допустимо участие болельщиков. Это дает возможность весь коллектив класса привлечь к работе на интеллектуальном марафоне.
В ходе подготовки используются возможности интернета, фрагменты известных фильмов, музыка балов и вечеров. Участники показывают свои выступления в перерывах между конкурсами.
Представление команд (оценка – 3 балла).
Организационный момент. На экране – соответствующая заставка. Звучит народная солдатская песня “Взвейтесь, соколы, орлами”. Конкурс начинается с представления команд (название, речевка, внешний вид). Внешний вид – это эмблема команды, какие-то детали одежды и т.д. Жюри оценивает команды.
Конкурс “Блиц” – разминка (1 балл за правильный ответ).
Ведущий достаточно быстро читает вопросы, команда отвечает (все вместе). Если дети ответили неправильно, ответ сообщается сразу же. У каждой команды – свой ведущий, конкурс проводится одновременно со всеми участниками. Время проведения конкурса – не более 10 минут (с пояснениями ведущего).
- Имя Кутузова (Михаил).
- Во сколько раз Наполеоновская армия была больше русской армии в начале Отечественной войны? (В три раза).
- Назовите дату Бородинского сражения. (26 августа (7сентября) 1812 года.)
- Продолжите слова М.И.Кутузова: “Мы Наполеона не победим, мы его …”. (Обманем.)
- Кто из русских генералов, участников войны 1812 года, родился в Грузии, а первый боевой опыт получил на территории Чечни? (Петр Иванович Багратион.)
- Где носили эполеты? (на плечах, это наплечные знаки различия на мундирах.)
- Жену Наполеона звали …(Жозефина).
- Герой партизанской войны 1812 года, поэт, автор строк: “Вечерний звон, вечерний звон, Как много дум наводит он!” (Денис Давыдов.)
- Заплечная сумка у солдата с откидывающейся крышкой. (Ранец).
- В какой деревне на военном совете было принято решение о сдаче Москвы французам? (Фили.)
- О каком событии 1812 года генерал А.П.Ермолов сказал: “Французская армия расшиблась о русскую армию”? (О Бородинском сражении.)
- Уходя из Москвы французы заложили взрывчатку в основание этого храма. Назовите его. (Храм Василия Блаженного или Покровский собор.)
- Где находится легендарное село Бородино, в котором произошло сражение 1812 года? (Можайский район, Московская область.)
- Кто из военных любил носить блестящий, как будто новый, мундир и боевую, потрепанную фуражку, с помятой верхней частью? (Гусары.)
- Куда был сослан Наполеон после Венского конгресса 1814 года? (На остров Эльба.)
- Какое природное явление русские солдаты называли “верной союзницей” в борьбе с Наполеоном? (Так называли русскую зиму, снег, морозы.)
- Почему русские солдаты, воюя с французами, иногда по ошибке нападали на своих же офицеров-дворян? (Они говорили по-французски.)
- Какой город во время Отечественной войны 1812 года переходил из рук в руки 8 раз? (Малоярославец.)
- Продолжите слова Наполеона: “Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву…. (я поражу ее в сердце).
- Чем заканчивается басня И.Крылова “Волк на псарне”? (Ловчий “выпустил на волка гончих стаю”.)
Конкурс “Соответствия” (3 балла за каждую цепочку соответствий).
Ведущий раздает командам листы соответствий. Объясняет, что ребята должны найти четыре цепочки соответствий по 3 звена в каждом (звенья состоят из двух картинок и одного текста). Задача участников – записать на листке найденные соответствия и краткие пояснения к ним. Время проведения конкурса – не более 12 минут.
Лист соответствий.
1
|
2
|
3 …Тут ловчий перервал в ответ, – |
4
|
5 Французский кондитер Аппер |
6
|
7 – Скажи-ка, дядя, ведь не даром |
8
|
9
|
Ответы к заданию:
1 Портрет М.И.Кутузова. |
6 Портрет И.А.Крылова, автора басни “Волк на псарне”. |
3 Отрывок из басни И.А.Крылова “Волк на псарне”, под ловчим подразумевается М.И.Кутузов |
8 Портрет Наполеона. |
9 Пирожное “Наполеон”. |
5 Текст о том, как было изобретено пирожное “Наполеон”. |
4 Портрет М.Ю.Лермонтова |
7 Цитата из “Бородино” М.Ю.Лермонтова |
2 Иллюстрация на тему: “Пожар Москвы” |
Конкурс “Веришь – не веришь” (1 балл за правильный ответ).
Ведущий зачитывает задание. Участники поднимают карточки с надписями ДА (если согласны с прочитанным) и НЕТ (если не согласны). Время проведения конкурса – не более 5-7 минут (с пояснениями ведущего).
- Верите ли вы, что именно Наполеон говорил: “Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека”. (ДА)
- Правда ли, что в России есть памятники бородинскому хлебу? (ДА, есть в нескольких городах. Последний памятник поставлен в Смоленской области в августе 2012 года)
- Правда ли, что у М.И.Кутузова не было наследников? (НЕТ, у него было пять дочерей)
- Верите ли вы, что специальная гусарская куртка, отороченная мехом, которая не надевалась в рукава, а носилась накинутой на левое плечо, называлась “ментик”? (ДА)
- Кодовое название “Багратион” носила Белорусская операция Советской армии в Великой Отечественной войне 1941-45 гг., в ходе которой была освобождена территория Белоруссии. (ДА, операция 1944 года).
- Правда ли, что “кивер” – это название головного убора? (ДА, он был цилиндрической формы, с козырьком)
- Правда ли, что кавалергарды служили в пехоте? (НЕТ, в кавалерии)
- Верите ли вы, что правом ношения усов в российской армии с 1812 г. обладали только гусары и уланы? (ДА)
- Верите ли вы, что именно казаки, вошедшие в 1814 г. Париж в составе союзнических войск, ввели в моду бороды? (ДА)
- Здание музея-панорамы “Бородинская битва” построено к 50-летию Бородинского сражения. (НЕТ, к 150-летию; а картина-панорама “Бородинская битва” художника Ф.А.Рубо была написана к 100-летнему юбилею Отечественной войны и демонстрировалась во временном помещении на Чистых прудах)
Конкурс “Знатоки российской армии” (1 балл за каждый угаданный род войск).
На экран выводятся изображения воинов в разных ракурсах. Приложение 1.
Все изображения пронумерованы, причем номера присваиваются каждому роду войск отдельно. Команде выдается лист с перечнем названий родов войск, которые демонстрируются на экране. Участникам необходимо определить, под каким номером какие войска представлены. Побеждает та команда, которая первой выполнит задание.
Для более подготовленных команд возможна демонстрация фрагментов амуниции и вооружения, или демонстрация мундиров и русской, и французской армий, причем одних и тех же войск.
Ответы к заданию:
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 |
гусары | кирасиры | уланы | драгуны | гренадеры | егери |
Конкурс “Репортаж с места событий” (оценка – 10 баллов).
Задачи конкурса – составить рассказ о событиях, происходящих на экране. Во время комментирования событий необходимо максимально использовать знания по истории российской армии.
Для проведения этого конкурса можно использовать фрагменты фильма Эльдара Рязанова “Гусарская баллада”. В начале конкурса учитель рассказывает краткую историю создания этого фильма. Особо отмечается, что он был снят к 150-летию Отечественной войны 1812 года. В предлагаемых эпизодах участникам необходимо дать информацию о возможных событиях Отечественной войны 1812 года, описать военную форму, указать род войск, назвать участников событий. Наряду с историческими комментариями необходимо проявить фантазию и эмоционально прокомментировать увиденное на экране.
Для данного конкурса рекомендуются следующие фрагменты фильма:
- Раненый гонец передает Шурочке Азаровой пакет с донесением. Азарова попадает сначала в лагерь к французам, а потом происходит погоня.
- Отряд партизан захватывает французский обоз.
Фрагмент фильма длится 3 минуты. Участники конкурса его просматривают дважды, а затем комментируют.
Между конкурсами.
Между конкурсами Интеллектуального марафона целесообразно проводить информационные пятиминутки: “Знаете ли Вы, что…” Рекомендуемые темы: “Кавалерист-девица Дурова”, “Поэт-партизан Д. Давыдов и герои его стихов”, “История Отечественной войны 1812 года на схеме московского метрополитена”, советский и российский кинематограф об Отечественной войне 1812 г.
Конкурс для зрителей (оценка – 1 балл за правильный ответ).
Конкурс проводится, пока жюри подводит общие итоги. Работа зрителей принесет дополнительные баллы в копилку команд. Кроме того, мы даем возможность проявить себя тем, кто не попал в состав команды.
Для проведения конкурса необходимо вывести на экран изображения архитектурных сооружений и памятников, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года.
Ребятам необходимо назвать сооружение на изображении, определить местонахождение (город, населенный пункт); дать информацию об истории создания данного памятника или архитектурного сооружения.
За правильный ответ участник конкурса получает карточку. В конце конкурса карточки подсчитываются, баллы, полученные за правильные ответы (по 1 баллу за каждый правильный ответ), приплюсовываются к результатам команд.
Примерные изображения объектов на экране: Храм Христа Спасителя в Москве, Панорама “Бородинская битва” в Москве, Бородинский мост в Москве, Манеж в Москве, Триумфальная арка в Москве, обелиски Бородинского поля, Александрийская колонна в Санкт-Петербурге, памятник М.И.Кутузову в Санкт-Петербурге.
Для более подготовленных учащихся можно использовать изображения памятников городов Смоленска, Малоярославца, Лейпцига и других.
Подведение итогов.
На экране – заставка. Звучит “Марш Лейб-гвардии Преображенского полка”. Жюри подводит итоги. Команды награждаются грамотами.