"Выразительные средства языка. Эпитет". 6-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Не умея держать в руке топор, дерево не стешешь, не зная языка хорошо, – красиво,  просто и всем понятно не напишешь.  (М.Горький)

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: сформировать понятие «эпитет».

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • изучить понятие «эпитет»;
  • Развивающие:
    • прививать интерес к литературе через изучение и анализ  текстов классической литературы;
    • развивать умения учащихся работать в группах;
    • развивать творческие способности учащихся при создании своих текстов, анализировать, сравнивать и оценивать свои работы и работы одноклассников.
  • Воспитательные:
    • формирование бережного отношения к языку;
    • воспитание культуры общения  в группах.

Подготовительная работа:

  • создание компьютерной презентации к уроку;
  • подготовка раздаточного материала.

Прогнозируемый результат: осознание учащимися  значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группе, мотивация к изучению выразительных средств языка, литературы, к творчеству.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Подготовка учащихся к усвоению материала.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок будет обычен и необычен. А чтобы у вас было хорошее настроение, я предлагаю вам полюбоваться красотами природы. (слайд1,2,3)
– Какое впечатление оставили у вас эти фотографии? (Восхищение, восторг)
– Нам предстоит эту красоту природы выразить словами. Обратимся к словам максима Горького « Не умея держать в руке топор, дерево не стешешь, не зная языка хорошо,– красиво,  просто и всем понятно не напишешь»
Поэтому мы работаем со словом.

2. Актуализация знаний учащихся. Проблемная ситуация.

– Прочитайте текст. Что вы можете о нем сказать?  (слайд 4)
– Прочитайте второй текст. Сравните оба текста  (слайд 4)
– Слова  какой части речи добавлены?  (Прилагательного)
– Какое чувство навевает стих?  (Грусть)
– Какими словами выражена грусть?  (Волнистые туманы, поляны печальные, догоа зимняя, скучная, колокольчик однозвучный) (слайд 5,6)

– Для того чтобы текст бал интереснее, красивее, создавал у нас  картину, что используют поэты и писатели?   (Выразительные средства)

– Мы знакомимся с одним из выразительных средств – эпитетом.

3. Изучение нового материала

– Попробуйте дать определение эпитету, отвечая на вопросы.
– Какой частью речи выражается эпитет?  (Прилагательным)
– Для чего нужен эпитет? (Для создания картины, красоты и гармонии)

Учащиеся зачитывают свои определения.

– Сравните с литературоведческим определением (слайд 7)

Работа в группах  (Игра) Подобрать эпитеты к словам  (слайд 8)

Работа в группах  (Игра) Подобрать существительное к эпитетам. И составить предложения    (слайд 9)

Динамическая пауза  (проводится в середине урока)  1 мин. (слайд 10)

Составить словосочетания с эпитетами.  (на слайд динамическая пауза)

4. Закрепление

– Что же такое эпитеты?
– Для чего служат эпитеты? (слайд 11)

Работа в группах с текстами.
Проверить работы учащихся.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия  (слайд 12)

– Настало время подвести итоги урока. Очень много мы говорим с вами о языке. И сегодня мы выполняли  работу по переводу языка природы на язык слова. Выскажите, пожалуйста свое мнение о работе на уроке. (слайд 12)
– Конечно, эту работу мы будем с вами продолжать.

6. Информация о домашнем задании.

– Подобрать иллюстрацию о природе. Составить к ней 3 предложения, включая в них эпитеты.

– Большое спасибо за творчество, позитивное настроение. Урок окончен, до свидания.