Не умея держать в руке топор, дерево не стешешь, не зная языка хорошо, – красиво, просто и всем понятно не напишешь. (М.Горький)
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель урока: сформировать понятие «эпитет».
Задачи урока:
- Образовательные:
- изучить понятие «эпитет»;
- Развивающие:
- прививать интерес к литературе через изучение и анализ текстов классической литературы;
- развивать умения учащихся работать в группах;
- развивать творческие способности учащихся при создании своих текстов, анализировать, сравнивать и оценивать свои работы и работы одноклассников.
- Воспитательные:
- формирование бережного отношения к языку;
- воспитание культуры общения в группах.
Подготовительная работа:
- создание компьютерной презентации к уроку;
- подготовка раздаточного материала.
Прогнозируемый результат: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группе, мотивация к изучению выразительных средств языка, литературы, к творчеству.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Подготовка учащихся к усвоению материала.
– Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок будет
обычен и необычен. А чтобы у вас было хорошее
настроение, я предлагаю вам полюбоваться
красотами природы. (слайд1,2,3)
– Какое впечатление оставили у вас эти
фотографии? (Восхищение, восторг)
– Нам предстоит эту красоту природы выразить
словами. Обратимся к словам максима Горького « Не
умея держать в руке топор, дерево не стешешь, не
зная языка хорошо,– красиво, просто и
всем понятно не напишешь»
Поэтому мы работаем со словом.
2. Актуализация знаний учащихся. Проблемная ситуация.
– Прочитайте текст. Что вы можете о нем
сказать? (слайд 4)
– Прочитайте второй текст. Сравните оба
текста (слайд 4)
– Слова какой части речи добавлены? (Прилагательного)
– Какое чувство навевает стих? (Грусть)
– Какими словами выражена грусть? (Волнистые
туманы, поляны печальные, догоа зимняя, скучная,
колокольчик однозвучный) (слайд 5,6)
– Для того чтобы текст бал интереснее, красивее, создавал у нас картину, что используют поэты и писатели? (Выразительные средства)
– Мы знакомимся с одним из выразительных средств – эпитетом.
3. Изучение нового материала
– Попробуйте дать определение эпитету, отвечая
на вопросы.
– Какой частью речи выражается эпитет? (Прилагательным)
– Для чего нужен эпитет? (Для создания картины,
красоты и гармонии)
Учащиеся зачитывают свои определения.
– Сравните с литературоведческим определением (слайд 7)
Работа в группах (Игра) Подобрать эпитеты к словам (слайд 8)
Работа в группах (Игра) Подобрать существительное к эпитетам. И составить предложения (слайд 9)
Динамическая пауза (проводится в середине урока) 1 мин. (слайд 10)
Составить словосочетания с эпитетами. (на слайд динамическая пауза)
4. Закрепление
– Что же такое эпитеты?
– Для чего служат эпитеты? (слайд 11)
Работа в группах с текстами.
Проверить работы учащихся.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия (слайд 12)
– Настало время подвести итоги урока. Очень
много мы говорим с вами о языке. И сегодня мы
выполняли работу по переводу языка природы на
язык слова. Выскажите, пожалуйста свое мнение о
работе на уроке. (слайд 12)
– Конечно, эту работу мы будем с вами продолжать.
6. Информация о домашнем задании.
– Подобрать иллюстрацию о природе. Составить к ней 3 предложения, включая в них эпитеты.
– Большое спасибо за творчество, позитивное настроение. Урок окончен, до свидания.