"Серебряный век" русской поэзии. Литературный салон

Разделы: Литература


Цели:

  1. Более глубокое знакомство с особенностями поэзии «Серебряного века».
  2. Вырабатывать умение различать модернистские направления.
  3. Воспитывать познавательный интерес обучающихся и умение корректно вести диалог.

Предварительная подготовка:

Все обучающиеся «делятся» на группы: «символистов», «акмеистов», «футуристов» и «имажинистов». Они готовят домашнее задание:

  1. Принципы своего направления.
  2. Биография одного из поэтов.
  3. Выяснить «слабые стороны» других модернистов; приготовить по одному вопросу к каждому из направлений.
  4. Подготовить плакаты, которые бы ярко представляли суть выбранного направления.

Плакаты, подготовленные обучающимися:

  1. «О, закрой свои бледные ноги» (Брюсов)
  2. «Душа – единственная сила» (Северянин)
  3. «Я трагедию жизни претворю в грезофарс». (Северянин)
  4. «Народу нужен стих таинственный – родной». (О. Мандельштам)
  5. «Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен». (Блок)
  6. Цель творчества – создание образа. (имажинисты)
  7. «Любите слово, как Флобер, будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, – и вы найдёте секрет дивной вещи – прекрасной ясности…» (акмеисты)
  8. «Непознаваемое по самому смыслу этого слова нельзя познать… Все попытки в этом направлении нецеломудренные». (акмеисты)

Ход вечера

I. Слово ведущего.

Сегодня собрались в литературном салоне любители русской поэзии конца начала 20 века, периода, который принято называть «Серебряным веком русской поэзии». Наиболее интересными модернистскими направлениями были символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм.

II. Выступление представителей пролетарской литературы.

Товарищ Яматов: Позвольте, позвольте, а как же мы?

Ведущий: Кто вы?

Товарищ Яматов: Пролетарские поэты и художники.

Пролетарский поэт: Да, мы тоже многое можем, даёшь вечер вопросов и ответов для пролетарской молодёжи! Товарищ Яматов, просим!

(подходит товарищ Яматов с докладом)

Товарищ Яматов: Пожалуйста, вопросы, товарищи.

Пролетарий 1: Как у нас сейчас обстоит дело с литературой?

Товарищ Яматов: Очень хорошо. Мы разрушили старый мир. На его обломках идёт строительство классово чистой пролетарской литературы.

Пролетарий 2: Что такое пролетарская литература?

Товарищ Яматов: Это литература, созданная самим пролетариатом. Они самостоятельны в своём творчестве. Новая пролетарская культура создаётся рабочими без отрыва от производства. Пролетарская культура ведёт дело к тому, чтобы профессиональных архитекторов заменили строительные рабочие, живописцев – рабочие-маляры, а писателей и поэтов – рабочие-печатники.

Юноша: А как относиться к культуре прошлого?

Товарищ Яматов: Отрицать всю целиком. Если мы сейчас прикоснёмся к культуре прошлого. То не пролетариат овладеет культурой прошлого, а она овладеет им как человеческим материалом. Приведу пример. Что произойдёт с вами, если вы начитаетесь всяких там Тургеневых и Толстых с их слезливо-мещанской рефлексией? Ваше сознание поддастся влиянию этих людей, выходцев из чуждых классов, начнётся процесс переоценки пролетарских ценностей, начнётся рефлексия, человек будет загублен.

Юноша: А правильно ли это с марксистской точки зрения?

Товарищ Яматов: Абсолютно правильно. Наше марксистское отношение к культуре прошлого прекрасно выразил поэт Кириллов, наш первый пролетарский классик:

Кириллов:

Мы во власти мятежного страстного хмеля,
Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты!»
Во имя нашего Завтра – сожжём Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы!

Яматов: Вот возьмите буржуазных писателей 19 века. Кого ни возьмёшь – или сам граф и помещик, или подпевала. Чему они нас могут научить?

Выкрик из зала: Правильно, нам «Евгении Онегины» в зубах навязли!

Товарищ Яматов: Неужели вы, пролетарки, будете рыдать над страданиями какой-то графини Анны Карениной, этой сексуально-пресыщенной дамочки? Да что у вас общего?

Девушка: Я не знаю. Наверное, она человек и я человек.

Товарищ Яматов: Вот видите, как вы теряете сразу классовую пролетарскую точку зрения. Такая литература нам не нужна.

Девушка: У нас некоторые девчата читают иногда стихи Ахматовой. Как вы к этому относитесь?

Товарищ Яматов: Читать стихи Ахматовой могут только люди, утратившие классовую позицию, наивно думающие, что с помощью такой литературы можно воспитать свою личность. Личность воспитывается в борьбе. Стихи Ахматовой, товарищи, воспитывают покорно-страдальческие эмоции. Посмотрите на мир вещей Ахматовой. Вот мир её последней книги: самое частое слово – «окно» – 13 раз, «спальня» – 10 раз, «гостиная» – 7 раз… Узенькая, маленькая, квартирно-семейная поэзия. А где классовая борьба? Где мир вещей, созвучный пролетариату: булыжник, винтовка, выстрел, красный флаг? Думаю, что вопрос с Ахматовой пролетариат может сегодня закрыть окончательно.

Юноша 2: А я вот про Пушкина хочу спросить. Сколько времени он угробил на «Евгения Онегина», а шахтёрам, допустим, ни одной минуты жизни не посвятил. Как это понимать?

Товарищ Яматов: С Пушкиным, товарищи, надо быть осторожным. Пушкин всё-таки иногда спорил с царём и лично его не одобрял. Это мы в нём приветствуем, а его упадничество и рефлексию – отвергаем. Что же касается вашего вопроса, то о шахтёрах поэт не писал из цензурных соображений. Но всё-таки умудрился сказать о шахтёрах в лице декабристов. Есть у него такое стихотворение «Во глубине сибирских руд…».

Есть ещё вопросы? Нет? Тогда желающих записаться в пролетарские поэты и писатели прошу подойти ко мне.

Юноша: В заключении состоится прослушивание и утверждение частушек.

Первый:

Шевелит осенний лес
Клёнами ветвистыми,
Кто там в партию пролез
Зваться коммунистами?

Второй:

Мусор с нашего лучистого пути
Эй, метелица, метелица, мети!

Третий:

Вышла утром на крыльцо,
Бает мне Савося:
В нашей партии дельцов
Много развелося…

Акмеист: И это поэзия? Боже мой!!!

Ведущий: Мы услышали и увидели пролетарских поэтов и писателей. А теперь слово предоставляется модернистским направлениям.

         

1) Выступление «символистов» со своей мировоззренческой платформой. Мережковский сформулировал три главных элемента новой поэзии:

  • Мистическое содержание.
  • Символы.
  • Расширение художественной впечатлительности.

Брюсов же в своём стихотворении «Юному поэту» утверждал:

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета.
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущённым!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побеждённым,
Зная, что в мире оставлю поэта.
(1896)

Вопросы, заданные акмеистами и футуристами «представителям» символизма

  • Чем интересно ваше направление?
  • Почему ваши стихи воспринимаются по-разному?
  • С какой целью вы используете в своём творчестве символы?

2) Выступление «акмеистов» со своей программой.

Акмеизм противопоставил мир простых обыденных чувств и бытовых душевных проявлений. Поэтому акмеисты еще называли себя "адамистами", представляя себя первочеловеком Адамом, "голым человеком на голой земле".

Акмеисты провозгласили своими принципами:

  • освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, "радостного любования бытием";
  • стремление придать слову определенное точное значение , основывать произведения на конкретной образности, требование "прекрасной ясности";
  • обращение к человеку к "подлинности его чувств";
  • поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.

Вопросы, заданные символистами и футуристами «представителям» акмеизма 

  • Какой смысл вы вкладываете в понятие «простой и ясный язык»?
  • По мнению Блока, «Гумилёв и некоторые другие «акмеисты» даровиты, но топят себя в холодном болоте бездушный теорий и всяческого формализма». Что вы можете сказать на это?
  • О каких подлинных чувствах вы можете говорить?

3) Выступление футуристов со своей программой.

Основные черты

  • бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
  • отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
  • бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
  • поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.

Вопросы, заданные акмеистами и символистами «представителям» футуризма

  • В чём вы видите, отрицая культурные традиции прошлого, особенности создания своего творчества?
  • Что вы подразумеваете под «самовитым» словом?
  • Вы уверены, что в будущем ваши произведения будут читать?

4) Выступление имажинистов со своей программой.

ДЕКЛАРАЦИЯ

Вы — поэты, живописцы, режиссеры, музыканты, прозаики.

Вы — ювелиры жеста, разносчики краски и линии, гранильщики слова.

Вы — наемники красоты, торгаши подлинными строфами, актами, картинами.

Нам стыдно, стыдно и радостно от сознания, что мы должны сегодня прокричать вам старую истину. Но что делать, если вы сами не закричали ее? Эта истина кратка, как любовь женщины, точна, как аптекарские весы, и ярка, как стосильная электрическая лампочка.

Скончался младенец, горластый парень десяти лет от роду (родился 1909 — умер 1919). Издох футуризм. Давайте грянем дружнее: футуризму и футурью — смерть. Академизм футуристических догматов, как вата, затыкает уши всему молодому. От футуризма тускнеет жизнь.

О, не радуйтесь, лысые символисты, и вы, трогательно наивные пассеисты. Не назад от футуризма, а через его труп вперед и вперед, левей и левей кличем мы.

Нам противно, тошно от того, что вся молодежь, которая должна искать, приткнулась своею юностью к мясистым и увесистым соскам футуризма, этой горожанке, которая, забыв о своих буйных годах, стала «хорошим тоном», привилегией дилетантов. Эй вы, входящие после нас в непротоптанные пути и перепутья искусства, в асфальтированные проспекты слова, жеста, краски. Знаете ли вы, что такое футуризм: это босоножка от искусства, это ницшеанство формы, это замаскированная современностью надсоновщина.

Нам смешно, когда говорят о содержании искусства. Надо долго учиться быть безграмотным для того, чтобы требовать: «Пиши о городе».

Тема, содержание — эта слепая кишка искусства — не должны выпирать, как грыжа, из произведений. А футуризм только и делал, что за всеми своими заботами о форме, не желая отстать от Парнаса и символистов, говорил о форме, а думал только о содержании. Все его внимание было устремлено, чтобы быть «погородскее». И вот настает час расплаты. Искусство, построенное на содержании, искусство, опирающееся на интуицию (аннулировать бы эту ренту глупцов), искусство, обрамленное привычкой, должно было погибнуть от истерики. О, эта истерика сгнаивает футуризм уже давно. Вы, слепцы и подражатели, плагиаторы и примыкатели, не замечали этого процесса. Вы не видели гноя отчаяния, и только теперь, когда у футуризма провалился нос новизны, — и вы, черт бы вас побрал, удосужились разглядеть.

Футуризм кричал о солнечности и радостности, но был мрачен и угрюм.

Мы – Передовая линия имажинистов.

Вопросы, заданные символистами, акмеистами и футуристами «представителям» имажинизма

  • Вы говорите, что «вам смешно, когда говорят о содержании искусства». Но почему?
  • Почему вы так непримиримы к символистам и футуристам?
  • Вас самих не шокируют ваши выражения: «погородскее», «лысые символисты», « черт бы вас побрал» и тому подобные выражения?

Ведущий: Мы прослушали мнения самых различных модернистских направлений. А теперь каждое поэтическое направление, так рьяно защищавшее свои взгляды, должно исправить ошибки в суждениях пролетарских поэтов:

  1. Для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и чёткому пушкинскому стилю.
  2. Образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределённость, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам.
  3. Для поэтического языка футуристов были характерны повышенная музыкальность, нарочитое внимание к мелочам.
  4. Для поэтического языка имажинистов были характерны расплывчатость поэтических формулировок и активное словотворчество.

Ведущий: Каждое из поэтических направлений должно выбрать свой манифест (фрагмент) из предложенных четырёх:

  1. Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намёки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой». (символизм, в статье Мандельштама в пародийном виде представлена одна из граней поэтики символизма)
  2. «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание». (футуризм, цитируется 4 пункт футуристического манифеста из сборника «Садок судей-2»)
  3. «Для нас иерархия мире явлений – только удельный вес каждого из них, причём вес ничтожнейшего всё-таки несоизмеримо больше отсутствия веса небытия) и потому перед лицом небытия – все явления братья». (акмеизм; высказывание принадлежит Гумилёву («Наследие символизма и акмеизм», статья).
  4. «Тема, содержание — эта слепая кишка искусства — не должны выпирать, как грыжа, из произведений…» (имажинизм)

Ведущий. А сейчас перед вами стихи поэтов-модернистов, узнайте стихотворение своего поэта.

  1. Послушайте!
    Ведь, если звёзды зажигают –
    Значит – это кому-нибудь нужно?
    Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
    Значит – кто-то называет эти плевочки
    жемчужиной?
    (Маяковский, футурист)

  2. В тени у высокой колонны
    Дрожу от скрипа дверей.
    А в лицо мне глядит, озарённый,
    Только образ, лишь сон о ней.
    (Блок)

  3. Черпаками строк не выкачать
    Выгребную яму моей души.
    (Шершеневич, имажинист)

  4. Только змеи сбрасывают кожи,
    Чтоб душа старела и росла.
    Мы, увы, со змеями не схожи.
    Мы меняем души, не тела.
    (Гумилёв, акмеист)

Ведущий: Как видим, поэзия первых двух десятилетий XX века богата самыми разными поэтическими направлениями, которые часто спорили, а порой и вели непримиримую борьбу между собой. Каждое из направлений богато своими традициями, интересно своими достижениями в области поэзии.

Как-то так получилось, что творчество М. Горького, А. Куприна, И. Бунина и многих других писателей и поэтов оказалось за пределами серебряного века, хотя все они, несомненно, составляют славу русской литературы этого периода.

Дело в том, что Горький, Бунин и отчасти Куприн отрицательно относились к «новому искусству». Декаденты и декадентство, в представлении Горького, были «явлением вредным, антиобщественным». Бунин в своих автобиографических заметках сравнил приход этого поколения с «большим ветром из пустыни», поскольку «силы и способности почти всех новаторов были довольно низкого качества, порочны от природы, смешаны с пошлым, лживым, спекулятивным, с угодничеством улице, с бесстыдной жаждой успехов, скандалов…»

Разумеется. Резкость таких оценок продиктована разным пониманием целей и задач искусства.

Но!!!

Двадцатый век немыслим без таких великолепных поэтов, как Н. Гумилёв, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, А. Блок, С. Есенин. Немыслима она и без М. Волошина, узревшего «угасший метеор в пустынях мирозданья».

Какими же были русские стихотворцы того периода?

Нобелевский лауреат И.А. Бунин, А.А. Ахматова в мантии почётного доктора – увы! – не отечественного университета, Мать Мария, чьё имя для французов стало синонимом подвижнического служения добру, А. Анненский, знавший 14 языков, М. Волошин, по беглым зарисовкам которого геологи изучают до сих пор структуры пород Крымского побережья…

Это люди высочайшей культуры, тот светоч мысли, который так необходим нам сейчас!

Презентация.