Нетрадиционный урок в традиционной форме "Вставайте, люди… Москва за нами" (1612-й, 1812-й, 1941-й)

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Чтобы появился росток, нужно готовить почву…

Размышления на тему: …Способны ли современные подростки сострадать, сопереживать, принимать боль чужого человека как свою?

В конце каждого учебного года на уроке литературы мы подводим итог. Учащиеся пишут мини-сочинение на тему: «Каким я хотел бы видеть урок литературы».

Читая их работы, я начинаю размышлять о том, что же запомнилось им больше всего, на что обратить внимание в следующем году, какой проект необходимо готовить вместе с ними. И вот, что увидела в этот раз.

В своих работах ребята обсуждали литературную композицию: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы», которую мы подготовили и показали родителям, гостям, учащимся гимназии.

«…Меня очень тронула наша литературная композиция, посвященная декабристам. Такая атмосфера сближает людей, как зрителей, так и участников», – написала ученица. А вот, что я прочитала в другой работе: “Участвуя в "Литературной гостиной" в качестве исполнительницы роли княгини Трубецкой, я приобрела большой опыт в познании жизни. На каждой репетиции я дышала и жила историей своей героини, меня переполняло море чувств. По телу постоянно пробегала дрожь, и атмосфера была просто необыкновенная. Вместе с остальными участниками мы переносились в прошлое и чувствовали себя героями тех событий…». Из 24 учащихся в постановке были задействованы 18 человек, и почти каждый отразил свою заинтересованность в своем сочинении.

Почему же их так взволновал этот материал? С позицией декабристов они познакомились на уроках истории, поэтому мне было важно расширить их представление об этом явлении в истории России. Мало того, необходимо познакомить с творчеством декабристов-литераторов, потому что очень сложно назвать еще такое крупное историческое движение, в центре которого были бы поэты. Потому что организаторы и самые активные участники тайных обществ были кроме того прозаиками и публицистами. Декабристы – это целая эпоха в истории русской культуры. И более всего – литературная эпоха. Их судьбы сродни судьбам героев их романтических баллад и дум. Декабристы в народной памяти остались образцом гражданского мужества и верности демократиче­ским идеям. Они положили начало особой поэзии — поэзии каторги и ссылки. В летописи вольной поэзии и песни Си­бири декабристы заполнили первые страницы. Явить современникам примеры гражданской доблести, стойкости духа, возбудить в них национальную гордость и чувство личной независимости — эта общая идея баллад, дум, поэм и стихов декабристов.

Как бы ни устаревал язык и стиль, как бы ни отдалялась сама эпоха, неизменным будет интерес к духу, пафосу этой поэзии, чистой и честной перед будущим, перед совестью человечества.

Не удивительно, что именно творчество декабристов и взволновало ребят. Очень важно, на мой взгляд, что артисты рассказывали о декабристах от первого лица. Получилось, что они прожили этот отрезок времени вместе с героями постановки. Поэтому, определяя тему следующего проекта, я решила привлечь учащихся к исторической судьбе Москвы и «погрузить» в разные периоды обороны города. Проект наш «Ведь были ж схватки боевые…Москва за нами», посвящен защитникам города в 1612, 1812, 1941 годах. Но прежде, мне хотелось, чтобы ребята увидели, как прекрасна Москва, глазами классиков литературы. Выбор пал на произведения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Федора Глинки, Льва Толстого (отрывки из романа «Война и мир») и многих других, потому что Москва всегда служила и будет неиссякаемым источником вдохновения для многих поколений российских писателей и поэтов.

Величие Москвы как символа России с ее сложной и романтической историей, нежное очарование древнего города всегда будет достойной темой лучших произведений поэзии и прозы. «Я – москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него себя. Я – москвич!» – писал Владимир Алексеевич Гиляровский, для которого эти слова много значили. Ребята читали и слышали замечательные строки: «Город чудный, город древний…», «Бессмертное величие Кремля Невыразимо смертными словами!», «Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке…нет! У нее есть душа, своя жизнь».

И снова звучали стихи и проза о Москве Николая Рубцова и Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама – поэтов последующих поколений. Я видела одухотворенные и гордые лица ребят, так как никакие лозунги и призывы не заставят детей любить и восхищаться своим городом, как это сделали слова, идущие от самого сердца.
Но когда мы подошли к другому периоду в жизни Москвы, учащиеся увидели, что город переживал, порой, тяжелые времена. Ведь литературная композиция началась с воззвания Кузьмы Минина к нижегородцам в 1612 году: «Мужие, братие, Русь в разорении, Польские воры в Москве».

Затем последовал 1812 – важный год в жизни города, и мы сначала побывали на балу вместе Наташей Ростовой и Андреем Болконским (звучал вальс из кинофильма и одновременно его исполняли учащиеся класса), а затем послушали воспоминания участника Бородинского сражения.

Одновременно на экране одна презентация сменяла другую, также как и отрывки из кинофильмов, а потом мы услышали голос Юрия Левитана о начале Великой Отечественной войны 1941 года, и увидели другой вальс – расставания, потому что мальчики, сразу после выпускного вечера, уходили на фронт, а провожали их подруги, может быть, навсегда. Мы пели хором «Священную войну», сквозь слезы девочки читали очерк Алексея Суркова о том, как сплотились москвичи в это тяжелое время.

Все понимали, что Москву можно отстоять только всем вместе. И вот она пришла, наконец, Победа, и перед нами промелькнули последние кадры замечательного фильма «Летят журавли», а песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса заставила всех подняться и стоя вспомнить защитников Москвы в разные периоды.

Я смотрела на лица ребят в этот трогательный момент и видела, что именно подобное «погружение» могло вызвать не только сильные чувства, но иногда и слезы на глазах. Такое проникновение достигнуто не только с помощью художественной литературы, но и с помощью музыки, так как на протяжении всего действа звучали произведения Сергея Прокофьева, Георгия Свиридова, Томазо Альбинони, Людвига ван Бетховена, Фридерика Шопена.

Все вместе заставило сопереживать людям, которые не жалели жизни своей ради спасения Москвы. Ребята прочувствовали, что мы живем в стране, имеющей богатое и славное историческое прошлое, которое ярко отразили в своих произведениях классики литературы. Именно из книг можно многое узнать и объяснить себе, и приобрести замечательный опыт, который поможет в дальнейшем в становлении характера и взглядов. Это и есть патриотизм, о котором они слышали, но не принимали.

На мой взгляд, именно через такие уроки литературы, а это был именно урок, и можно воспитать настоящих патриотов. То, что для нас взрослых, и так понятно, для подростков важно пропустить через себя, чтобы это проникло в душу и оставило след…может быть, на всю жизнь.

Перед нами впечатления гостей, учителей и родителей, присутствующих на уроке.

Учитель английского языка Сажаев В.И.: «Переполняет чувство восторга и гордости»

Психолог гимназии № 1573 Семилуцкая С.В.: «Это было восхитительно и прекрасно. Огромное вам спасибо»

Ученица 9а класса Юркова Настя: «Мне очень понравилась эта постановка. Я считаю, что люди должны помнить о защитниках Москвы. Получилось очень интересное и познавательное сочетание исторических фактов и классических произведений о Москве»

Председатель родительского комитета класса Шарова Г.Н.: «Содержательно подобран и грамотно продуман материал сценария. Украсили постановку тщательно подготовленные танцевальные номера. Одухотворенные лица ребят показали, что они выступают с большим желанием».

Мама Нестеренко Юли: «Смотрелась композиция на одном дыхании и задела до глубины души. Понравилось то, что каждый учащийся класса был задействован в постановке»
Еще об одном следе хочется вспомнить, ведь я не зря говорю о том, чтобы получить росток (сочувствие, сопереживание, уважение друг к другу), необходимо готовить почву. Нужно проводить планомерную работу с детьми в этом направлении, а помочь могут именно уроки литературы, ведь особенно из книг мы берем все самое ценное для жизни. Не зря утверждал Дмитрий Мережковский, что «писатели-классики – это вечные спутники человечества», а Леонид Леонов уточнял, что «только книга может научить нас безошибочно распознать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие».

Итак, след… Итоговый урок литературы был посвящен толерантности в произведениях русских писателей. Мы остановили свое внимание на восьми произведениях, вернее, восьми эпизодах из произведений русской литературы, в которых нашли отражение вопросы толерантности. Ребята готовили материал в мини-группах, делали выводы и защищали свою точку зрения, зачитывая отрывки из произведений русских писателей. Особенностью русской литературы было стремление к высшим, духовным ценностям, к постижению глубинных законов бытия. Ведь не к богатству и знаменитости стремятся герои А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, а также многих других авторов. Их герои ищут смысл жизни, собственного существования, истину, правду... Именно писатели могут подсказать тот верный путь, которым пойдут современные школьники. «… Если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, – войны у себя дома» – написала Людмила Улицкая в одном из своих произведений.

На мой взгляд, чем чаще дети будут высказывать свою точку зрения по поводу сострадания, терпимости понимания и принятия, тем больше конфликтных ситуаций можно будет разрешить, а может быть, их и меньше возникнет. В заключение учащиеся писали сочинение-миниатюру, где рекомендовали книги для прочтения, в которых толерантное отношение к людям проявляется с разных сторон. Вот их размышления...

Наумова Марина: «Толерантность – это то качество, которого нам порой недостает. Мы должны уметь не только понимать, но и принимать мнение других людей».

Бондаренко Виталий: «В начале произведения (Ф.М.Достоевский рассказ «Мальчики») мы видим злость, которая переходит в сочувствие, терпимость, понимание».

Сушич Настя: «Понятие толерантности наиболее полно можно раскрыть для себя, прочитав произведение А.П. Чехова «Дом с мезонином». Я сделала такой вывод: человек не может осуждать другого человека.

Попадюк Ян: «Алеша Карамазов говорит в конце рассказа замечательные слова, смысл которых в том, что воспоминание – очень важная часть хорошего отношения к человеку».

Лисицына Катя: «Все мы думаем, что хорошо знаем, что есть счастье. В рассказе «Дом с мезонином» А.П. Чехов, прежде всего, показал последствия, которые ведет за собой неприятие другого мнения. В конечном итоге Лида разрушает счастье собственной сестры. И при этом девушка абсолютно уверена в своей правоте. Разве это не страшно?»

Каждый такой урок учит многому и, прочитав сочинения ребят, я поняла, что иду в правильном направлении. Один след, другой – и вот уже тропинка к сердцу ребенка.
Кроме того, принять художественное произведение поможет атмосфера, которая царит в нашем кабинете литературы. Это целый мир, созданный мною для детей; его оформление тоже подготавливает учащихся к восприятию материала, способствует наилучшему пониманию текста художественной литературы.

С этой же целью в кабинете литературы были собраны предметы, которые являются ключевыми для создания художественного образа. Их я находила в разных городах России. Каждый предмет становился частью литературной экспозиции. Удачной находкой стали фотообои (книжные шкафы), закрывшие огромное пространство стены. Урок литературы в таком кабинете позволяет использовать комплекс средств обучения, обеспечивает их разностороннее воздействие на личность учащегося.

Затем в кабинете появилась мини-сцена. Это помогло совершенно по новому организовать уроки литературы, так как учащиеся могли произносить стихи прямо со сцены, а затем обсуждать прочитанное произведение, сидя в «зрительном» зале. Мы читаем вслух, обсуждаем, разбираем, анализируем, а иногда просто молчим и слушаем музыку. Все литературные композиции создаются в нашем волшебном кабинете. А как же иначе, ведь это наш «творческий дом». Очень важно, что сам кабинет притягивает детей своей атмосферой. Они часто заходят вечером – посидеть молча у камина или чем-то поделиться с друзьями. Незабываемы минуты после показа спектаклей. Мы не расходимся, потому что не можем расстаться: пьем чай и говорим все одновременно, перебивая друг друга, потому что эмоции переполняют.

Но мы не замкнуты в своем мире, мы готовы впустить тех, кому плохо. У меня для всех всегда раскрыто сердце, наполненное любовью к людям. Таким образом, мы стараемся поддержать друг друга, поднять настроение, подать руку помощи. Недавно в нашем кабинете поселилось лимонное дерево с маленькими мешочками, которые мы заполняем нашими рекомендациями о прочтении той или иной книги.

А вдруг кто-то прочтет, улыбнется и сделает шаг ... к НАМ.

В наш компьютерный век сложно найти время для общения. Обычно слышишь: встретимся в чате, в контактах, одноклассниках. Хочется сказать: а поговорить. Ведь мы даже письма друг другу не пишем и не отправляем в конвертах. Сразу вспомнились письма-треугольнички, которые так ждали с фронта. Некоторые и сегодня пылятся в музеях. Я недавно нашла несколько таких моей мамы-фронтовички, отправленные родителям с фронта. Принесла детям и прочитала перед тем, как обратиться к творчеству Андрея Платонова. Читала с трудом и видела, как увлажнились глаза у девочек.

Я глубоко убеждена, что их все «трогает» – наших современных подростков, они не равнодушны! И если надо, тоже встанут стеной. А добиться этого, и есть наша СВЯТАЯ ОБЯЗАННОСТЬ.

Нетрадиционный урок в традиционной форме «Вставайте, люди… Москва за нами» (1612 , 1812,1941) в произведениях русских писателей и поэтов