Цели: знакомство с фактами биографии А.С.Пушкина (лицейские годы, период после ссылки в Михайловское); знакомство со стихотворением «Зимнее утро»; анализ стихотворения с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; работа над выразительным чтением стихотворения.
Оборудование: учебник, портреты, связанные с жизнью и творчеством поэта, рисунки и картины с изображение зимней природы, использование мультимедийного проекта при выполнении заданий на ноутбуках (Презентация 1)
Эпиграф к уроку:
Великим быть желаю,
Люблю России честь.
Я много обещаю –
Исполню ли? Бог весть…
(А.С. Пушкин)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Слово учителя.
– Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни.
– Тема нашего урока: «Поэтический мир русской природы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро». Сегодня мы поговорим о биографии Пушкина (лицейские годы, период после ссылки в Михайловское); познакомимся со стихотворением «Зимнее утро»; проанализируем стихотворение с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; поработаем над выразительным чтением стихотворения (тема и цели урока выводятся на экран). Слайды 1 и 2
– Как же складывалось мировоззрение А.С.Пушкина? Как мужал его поэтический дар?
(доклад) Слайды 3-7
– Как Пушкин-лицеист относился к поэтическому опыту своих предшественников?
(доклад) Слайды 8-12
(В это время, как читаются доклады учащимися, на доску проецируются слайды с портретами, картинами, связанными с жизнью и творчеством А.С.Пушкина).
Работа с хронологической таблицей (проецируется на экран, а так же отображается и на ноутбуках учащихся). Слайд 13
Детство поэта | 1799-1811 |
Лицейские годы | 1811-1817 |
Жизнь в Петербурге | 1817-1820 |
Южная ссылка | 1820-1824 |
Михайловское | 1824-1826 |
Возвращение из ссылки | 1826-1830 |
Болдинская осень | 1830 |
Петербург | 1831-1833 |
Последние годы, дуэль | 1834-1837 |
– Второй период жизни А.С.Пушкина, который мы затронем на уроке, - возвращение из ссылки. Именно в этот период было написано стихотворение «Зимнее утро». А чем же характеризовался этот период?
(доклад) Слайды 14-16
III. Звуковое оформление стихотворения.
– Слушаем стихотворение «Зимнее утро», прочитанное Заслуженным артистом России …
IV. Анализ стихотворения.
(Перед глазами учащихся стихотворение и задания к нему – на ноутбуках). Все задания нацелены умение анализировать текст и на отработку умений учащимися пользоваться знаниями, полученными на уроках информатики. Слайд 17
1 задание
– Вы внимательно прослушали стихотворение, а теперь найдите и укажите устаревшие слова красным, а диалектные желтым шрифтом:
- Нега – наслаждение (устар.);
- Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.);
- Вечор – вчера (диал.);
- Нынче – сейчас (устар.);
- Озарена – освещена (устар.);
- Велеть – приказать (устар.);
- Запречь – запрячь, запрягать (диал.);
- Предадимся – отдадимся (устар.).
– Каким настроением проникнуто это стихотворение? (бодрым, радостным, веселым.)
– На основе чего вы сделали такой вывод? (день чудесный, друг прелестный, длинная дорога и т.д.)
– Что значит хорошее настроение, как оно проявляется? (когда тебе хорошо, весело, когда ты радуешься.)
– В чем выражается это настроение? Как человек узнает о нем? Ведь он не может ходить и повторять «Мне весело и хорошо» или «Мне плохо и скучно» (настроение – внутреннее психическое состояние человека, которое не является постоянным и неизменным.)
– Попробуем доказать, что «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить какие-либо части? О чем они? Прочитаем 1 строфу (радость, бодрость, восхищение природой.)
2 задание
– С помощью каких средств создается это настроение? Назовите слова эмоционально-окрашенной лексики, оценочные слова и выделите их курсивом (чудесный, прелестный, красавица.)
– О чем свидетельствует такая лексика? (о светлом настроении автора, о счастье, которое переполняет его душу.)
– Аврора. Что означает это слово? (миф. - Богиня утренней зари.)
3 задание
– Прочитаем 2 строфу. Как и почему меняется настроение? (воспоминания о вчерашнем дне, непогоде, о подавленном душевном настроении.)
– Найдите слова эмоционально-окрашенной лексики во 2 строфе и выделите их маркером бирюзового цвета (мутный, бледное, мрачный, печальный.)
– Как такой контраст погодных условий влияет на настроение?
– Такой прием называется антитеза. Запишем (антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.) Слайд 18
4 задание
– Прочитаем 3 строфу. Какой прием использует автор в этой строфе? (сравнение)
– Приведите примеры, но помните что сравнение может быть выражено оборотами со словами «как, будто, словно», а так же существительным в Тв.падеже
(луна, как бледное пятно; снег – великолепными коврами; звездою севера явись.)
– Почему автор использует этот прием? (передает восторг перед красотой природы, из-за чего создается ощущение мягкости, пушистости, роскошности снежных покровов.)
– Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в 3 строфе? (чистый, прозрачный, голубой, зеленый, серебристый и черные штрихи.)
5 задание
– Прочитаем 4 строфу. Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? (однокоренные: блестя, блестит, блеском – ощущение праздника, нарядности природы; эпитет: «милый» встречается дважды – настроение радостного и немного печального умиления.)
– Прочитаем 5 строфу. Куда стремится лирический герой из уютной комнаты? (стремительный бег коня создает ощущение воли, свободы, восторга.)
– Прочитаем стихотворение еще раз. Слайды 19-21
– Что изображает поэт в стихотворении? (картину природы, пейзажа и через него свое настроение, чувства и переживания.)
V. Тестирование.
Тест дан на ноутбуках. Учащиеся отвечают на вопросы, ставя в нужном окошке галочку. Все ответы выводятся на экран ноутбука учителя уже с оценками. В конце урока учитель сообщает результаты тестирования, которые потом выставляются в журнал. (Приложение)
VI. Подведение итогов и дача д/з.
– Стихотворение, в котором изображаются картины природы, относят к жанру пейзажной лирики. Это не только тема поэзии, но и идеал природы – красоты, гармонии, целесообразности.
– Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями о сложных вопросах человеческой жизни, бытие: отношения между человеком и природой, соотношения природы и души человека, есть ли в лирике разумное, божественное начало или она стихийна и бессмысленна.
– В этом стихотворении он показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой.
– Зима не усыпляет, а бодрит, разбушевавшаяся стихия стремится к гармонии и восстановлению. Автор подчеркивает таинственное единство человека и природы: движение, красота природы пробудили лирического героя к жизни, к творчеству, к радости воспоминания.
Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть. Слайд 22.