"С.Есенин. Стихотворение "Береза"". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели:

  • Oбразовательные:
    • научить учащихся анализировать текст стихотворения;
    • показать, что основы мировоззрения человека закладываются уже в детстве;
    • раскрыть истоки формирования поэтического своеобразия лирики поэта;
    • подготовить учащихся к восприятию и осмыслению эстетической природы художественного образа
  • Развивающие:
    • развивать самостоятельное творческое мышление, навыки самостоятельной работы с различной информацией;
    • формировать художественно-эстетический вкус;
    • совершенствовать навыки анализа лирического текста
  • Воспитательные:
    • воспитывать уважение к личности С.Есенина;
    • воспитывать любовь к природе, национальной культуре

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: портрет С. Есенина 1914 г., иллюстрации из биографии поэта, аудиозапись со стихотворением “Белая береза”, сборники стихотворений С.Есенина

Эпиграф на доске:

Какой же слиток таланта метнул Творец в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столькое для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей-красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?...
А.И.Солженицын “На родине Есенина”

Ход урока

1.  Организационный момент

2. Актуализация знаний

- Здравствуйте, ребята!

Давайте вспомним, что за род литературы – лирика?

  • Произведения каких поэтов вы помните? (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет)
  • Какие темы поднимают поэты в своих стихах? (дружбы, любви, природы)

Вступительное слово учителя

Тему природы и любви к ней поднимают многие поэты и писатели, художники, у каждого человека свое трепетное отношение к ней: одни описывают поля, другие – леса, все восхищаются бескрайними просторами России, нет неравнодушных зрителей этой красоты. Можно привести примеры, когда любовь к родной природе выражалась через изображение дерева: ивушки, рябинушки, черемухи, яблони, березы. Послушаем, о каких любимых деревьях вы написали свои стихи.

Заранее подготовившие творческое домашнее задание (сочинить стих о своем любимом дереве), учащиеся читают свои стихи.

Учитель: - Действительно, столько теплых слов вы адресовали этой части природы, что хочется вспомнить слова классика Ф.И. Тютчева и сказать: “Учись у них:у дуба, у березы...”. А чему у них мы можем научиться, пусть каждый сам себе ответит на этот вопрос.

Ну, а сегодня мы с вами окунемся в мир детства великого русского поэта Сергея Есенина.и проследим, как формировались личность и творчество поэта. И поможет нам в этом анализтакого знакомого, наверно, всем вам стихотворения “Береза”.

“Константиново, родное село поэта, привольно раскинулось по правому высокому холмистому берегу Оки. Взору открываются необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта – дымка лесов Мещеры. ...С Константиновских, а особенно Федянских холмов просматриваются такие неоглядные дали и видится такой бездонный голубой небесный купол, что на какое-то мгновение ты чувствуешь себя не на земле, а как бы во Вселенной, в центре мироздания”, - пишет один из исследователей творчества Есенина Юрий Прокушев.

Прослушаем выступления ребят об истоках становления С. Есенина как человека и как поэта.

Индивидуальные выступления учащихся

- сообщение о детствепоэта из автобиографии и биографии Есенина

-о крестьянском быте, овоспитании в семье деда, о развитии творческого начала

- о взаимосвязи веры в бога и любви к природе

Учитель: Береза –самое любимое дерево русского народа и одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. Ей посвящено много народных песен. С нею связывались надежды на исцеление от болезней. Береза получила название по цвету коры, у древних славян существовало слово бер, означающее “светлый”, “ясный”, “белый”. Именно от бер образовалась сначала берза, а потом береза. Название коры березы – береста – связано с тем же корнем.

Первым произведением, которое напечатал Есенин в 1914 году в детском журнале “Мирок”, было стихотворение “Береза”. Это одно из известнейших произведений поэта. Прослушаем аудиозапись этого стихотворения.

Прослушивание аудиозаписи

- Какое впечатление у вас сложилось после прослушивания? Какое настроение возникло?

Учащиеся: Стихотворение создает легкое, воздушное, свежее ощущение. Мы представили березу под окном и медленно падающий снег.

- Какой центральный образ прослеживается в стихотворении?

- Образ березы.

Анализ первой строфы

- Какие слова в 1 строфе вам кажутся важными, о чем они говорят?

- Белый цвет. Он придает стихотворению возвышенность: что-то чистое, светлое, радостное. Белое платье невесты, белые облака.

- Следующее слово “принакрылась”. Как вы можетеобъяснить это слово?

- Она как живая, похожая на невесту, которая прикрылась фатой.

- А для чего она прикрылась?

- Спрятать что-то внутри, быть загадочной.

- Почему автор использует сравнение “точно серебром”?

- Автор хочет подчеркнуть необычную красоту драгоценного одеяния

- О чем говорит следующая строка“Под моим окном..”?

- Это означает, что здесь присутствует сам поэт, он наблюдает за березой и поражен красотой дерева.

Анализ второй строфы

- Что видит герой, автор и читатели?

- Мы видим наблюдательный взгляд поэта, он передает свои ощущения через следующие детали: “снежная кайма”, “белая бахрома”, “распустились кисти”.

Учитель: Удивительное искусство перед нами! На картине поэт-художник рисует белым по белому. Пейзаж становится волшебным, сказочным. И неспроста третья строфа начинается с союза “и”, он указывает на последовательность изображаемого, здесь открывается такой своеобразный метод фокусировки изображения, применяемый фотографами, приближение и отдаление кадра. Сначала мы видим полностью дерево, а потом наш взгляд переходит на кисти, ветви, снежинки, горящие золотым огнем...

Попробуем подобрать синонимический ряд к строчке “..и стоит береза...”

- Гордая, самая главная во всем мире, царственная...

- А может береза действительно центр мира? Почему поэт не называет ее ласково “березкой”? Да потому что береза предстает самым дорогим деревом, прекрасным и все вокруг ощущают родственную связь с ней, зависят от нее и преклоняются перед ней.

Прочитаем концовку стихотворения, чему отводится главная роль в последней строфе?

- Заре.

Раньше на Руси зарю называли красной девицей, она была предвестницей или поражения, или победы. Посмотрите, какую роль играет здесь союз “а”?

- Союз включает зарю в общую картину стихотворения. Заря возвеличивает березу.

3. Практическое задание

Учитель: Нарисуйте настроение, которое вызывает у вас стихотворение? Какие краски вы будете использовать?

Анализ рисунков: - Во всех ваших рисунках преобладают следующие цвета:белый, синий, желтый.

С чем можно ассоциировать эти цвета?

- Белая церковь, золотые купола, синее небо с белыми облаками.

Учитель: Береза как центральный образ объединяет в себе всё: и природное, и христианское, и национальное русское. Можно ли ассоциировать это дерево с самим поэтом? Конечно, поэт практически во всех стихах олицетворяет деревья, отождествляет их то с собой, то с молодыми девушками.

Выводы: С. Есенин писал: “Всё от древа. Древо – жизнь”. Он с великим мастерством передает чувство восхищения родной природой. В центре мира, природы, Руси, в котором живет человек, находится дерево, которое дарит покой, умиротворенность, тепло людям.

4. Домашнее задание

Написать мини-сочинение в жанре письма к Есенину, которое начинается словами “Читая Ваше стихотворение “Береза”...”

5. Итоги урока:

- Чем запомнился урок? Что понравилось?

Оценивание.