Цели:
- Oбразовательные:
- научить учащихся анализировать текст стихотворения;
- показать, что основы мировоззрения человека закладываются уже в детстве;
- раскрыть истоки формирования поэтического своеобразия лирики поэта;
- подготовить учащихся к восприятию и осмыслению эстетической природы художественного образа
- Развивающие:
- развивать самостоятельное творческое мышление, навыки самостоятельной работы с различной информацией;
- формировать художественно-эстетический вкус;
- совершенствовать навыки анализа лирического текста
- Воспитательные:
- воспитывать уважение к личности С.Есенина;
- воспитывать любовь к природе, национальной культуре
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: портрет С. Есенина 1914 г., иллюстрации из биографии поэта, аудиозапись со стихотворением “Белая береза”, сборники стихотворений С.Есенина
Эпиграф на доске:
Какой же слиток таланта метнул Творец в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столькое для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей-красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?...
А.И.Солженицын “На родине Есенина”
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
- Здравствуйте, ребята!
Давайте вспомним, что за род литературы – лирика?
- Произведения каких поэтов вы помните? (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет)
- Какие темы поднимают поэты в своих стихах? (дружбы, любви, природы)
Вступительное слово учителя
Тему природы и любви к ней поднимают многие поэты и писатели, художники, у каждого человека свое трепетное отношение к ней: одни описывают поля, другие – леса, все восхищаются бескрайними просторами России, нет неравнодушных зрителей этой красоты. Можно привести примеры, когда любовь к родной природе выражалась через изображение дерева: ивушки, рябинушки, черемухи, яблони, березы. Послушаем, о каких любимых деревьях вы написали свои стихи.
Заранее подготовившие творческое домашнее задание (сочинить стих о своем любимом дереве), учащиеся читают свои стихи.
Учитель: - Действительно, столько теплых слов вы адресовали этой части природы, что хочется вспомнить слова классика Ф.И. Тютчева и сказать: “Учись у них:у дуба, у березы...”. А чему у них мы можем научиться, пусть каждый сам себе ответит на этот вопрос.
Ну, а сегодня мы с вами окунемся в мир детства великого русского поэта Сергея Есенина.и проследим, как формировались личность и творчество поэта. И поможет нам в этом анализтакого знакомого, наверно, всем вам стихотворения “Береза”.
“Константиново, родное село поэта, привольно раскинулось по правому высокому холмистому берегу Оки. Взору открываются необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта – дымка лесов Мещеры. ...С Константиновских, а особенно Федянских холмов просматриваются такие неоглядные дали и видится такой бездонный голубой небесный купол, что на какое-то мгновение ты чувствуешь себя не на земле, а как бы во Вселенной, в центре мироздания”, - пишет один из исследователей творчества Есенина Юрий Прокушев.
Прослушаем выступления ребят об истоках становления С. Есенина как человека и как поэта.
Индивидуальные выступления учащихся
- сообщение о детствепоэта из автобиографии и биографии Есенина
-о крестьянском быте, овоспитании в семье деда, о развитии творческого начала
- о взаимосвязи веры в бога и любви к природе
Учитель: Береза –самое любимое дерево русского народа и одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. Ей посвящено много народных песен. С нею связывались надежды на исцеление от болезней. Береза получила название по цвету коры, у древних славян существовало слово бер, означающее “светлый”, “ясный”, “белый”. Именно от бер образовалась сначала берза, а потом береза. Название коры березы – береста – связано с тем же корнем.
Первым произведением, которое напечатал Есенин в 1914 году в детском журнале “Мирок”, было стихотворение “Береза”. Это одно из известнейших произведений поэта. Прослушаем аудиозапись этого стихотворения.
Прослушивание аудиозаписи
- Какое впечатление у вас сложилось после прослушивания? Какое настроение возникло?
Учащиеся: Стихотворение создает легкое, воздушное, свежее ощущение. Мы представили березу под окном и медленно падающий снег.
- Какой центральный образ прослеживается в стихотворении?
- Образ березы.
Анализ первой строфы
- Какие слова в 1 строфе вам кажутся важными, о чем они говорят?
- Белый цвет. Он придает стихотворению возвышенность: что-то чистое, светлое, радостное. Белое платье невесты, белые облака.
- Следующее слово “принакрылась”. Как вы можетеобъяснить это слово?
- Она как живая, похожая на невесту, которая прикрылась фатой.
- А для чего она прикрылась?
- Спрятать что-то внутри, быть загадочной.
- Почему автор использует сравнение “точно серебром”?
- Автор хочет подчеркнуть необычную красоту драгоценного одеяния
- О чем говорит следующая строка“Под моим окном..”?
- Это означает, что здесь присутствует сам поэт, он наблюдает за березой и поражен красотой дерева.
Анализ второй строфы
- Что видит герой, автор и читатели?
- Мы видим наблюдательный взгляд поэта, он передает свои ощущения через следующие детали: “снежная кайма”, “белая бахрома”, “распустились кисти”.
Учитель: Удивительное искусство перед нами! На картине поэт-художник рисует белым по белому. Пейзаж становится волшебным, сказочным. И неспроста третья строфа начинается с союза “и”, он указывает на последовательность изображаемого, здесь открывается такой своеобразный метод фокусировки изображения, применяемый фотографами, приближение и отдаление кадра. Сначала мы видим полностью дерево, а потом наш взгляд переходит на кисти, ветви, снежинки, горящие золотым огнем...
Попробуем подобрать синонимический ряд к строчке “..и стоит береза...”
- Гордая, самая главная во всем мире, царственная...
- А может береза действительно центр мира? Почему поэт не называет ее ласково “березкой”? Да потому что береза предстает самым дорогим деревом, прекрасным и все вокруг ощущают родственную связь с ней, зависят от нее и преклоняются перед ней.
Прочитаем концовку стихотворения, чему отводится главная роль в последней строфе?
- Заре.
Раньше на Руси зарю называли красной девицей, она была предвестницей или поражения, или победы. Посмотрите, какую роль играет здесь союз “а”?
- Союз включает зарю в общую картину стихотворения. Заря возвеличивает березу.
3. Практическое задание
Учитель: Нарисуйте настроение, которое вызывает у вас стихотворение? Какие краски вы будете использовать?
Анализ рисунков: - Во всех ваших рисунках преобладают следующие цвета:белый, синий, желтый.
С чем можно ассоциировать эти цвета?
- Белая церковь, золотые купола, синее небо с белыми облаками.
Учитель: Береза как центральный образ объединяет в себе всё: и природное, и христианское, и национальное русское. Можно ли ассоциировать это дерево с самим поэтом? Конечно, поэт практически во всех стихах олицетворяет деревья, отождествляет их то с собой, то с молодыми девушками.
Выводы: С. Есенин писал: “Всё от древа. Древо – жизнь”. Он с великим мастерством передает чувство восхищения родной природой. В центре мира, природы, Руси, в котором живет человек, находится дерево, которое дарит покой, умиротворенность, тепло людям.
4. Домашнее задание
Написать мини-сочинение в жанре письма к Есенину, которое начинается словами “Читая Ваше стихотворение “Береза”...”
5. Итоги урока:
- Чем запомнился урок? Что понравилось?
Оценивание.