Цели урока:
- Выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роли в грозные годы.
- Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия соединяла патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями.
- Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
- Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Оборудование: мультимедийная презентация “Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов”, презентация “Художники о войне”, подготовленная учениками выставка сборников стихотворений о войне; записи песен, портреты поэтов, видео ролик “Память о войне”.
Ход урока
1. Организационный момент. Музыка со слайдами о войне.
Мотивация на творческий успех в работе, создание проблемной ситуации.
2. Сообщение темы урока.
– Кто догадался, о чём мы с вами сегодня будет говорить на уроке?
– Война... Какие ассоциации вызывает это слово? (страх, боль, ужас)
Сегодня мы поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной. На нашем уроке будут использованы и видеоматериалы, хроника тех событий, чтобы вы могли ярче себе представить те события, о которых пойдёт разговор.
Как давно отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, заросли травой окопы и траншеи, но людская память трепетно хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны. Память о событиях военных лет, изменивших ход истории, не иссякает. Священная российская земля – вечная хранительница бессмертного подвига воинов Бреста и Ленинграда, Ладоги и Курской Дуги, Москвы и священной Сталинградской земли, городов-героев нашей Родины. (слайды всех городов героев)
Ленинград Новороссийск Волгоград
Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут рассказать о том , чем была война для нашей страны. К сожалению, Великая Отечественная война не была последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, потере близких. Они тревожатся за свою судьбу, судьбу своей Родины. Все эти чувства передает поэзия, которая была самым популярным жанром. - Актуальны ли сегодня стихи о войне? (работа в парах)
3. Проектная деятельность на уроке. Работа творческих групп (защита проектов).
Вы члены научного общества. Тема исследования получена на прошлом уроке.
- Что вы знаете о поэтах военного времени?
1 группа.
В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов: и признанных лириков, и молодых фронтовиков.
Поэты и писатели выполнили свой патриотический долг. Они писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.
(презентация о писателях войны)
- Сколько писателей и поэтов сражались на фронте, были ли наши земляки?
2 группа
Свыше 2 тысяч писателей и поэтов ушли на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяя со всем народом страдания, опасности и лишения тех страшных дней.
Творцы писали стихи и песни и поднимали боевой дух солдат.
Более 400 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них ЮРИЙ КРЫМОВ, ИОСИФ УТКИН, АРКАДИЙ ГАЙДАР, молодые поэты ПАВЕЛ КОГАН, МИХАИЛ КУЛЬЧИЦКИЙ, НИКОЛАЙ МАЙОРОВ. 20 писателям было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Среди них и наши земляки (презентация о земляках)
- Какую роль в те суровые военные годы играла поэзия?
3 группа
- Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников. Произведения Твардовского, Суркова, Берггольц, Тихонова, Ахматовой были рождены войной, заставившей каждого задуматься о Родине, о её прошлом, настоящем и будущем, о себе самом. К.Симонов, М.Шолохов, В.Некрасов, В.Кондратьев, Ю.Бондарев, Василь Быков, Л.Леонов, В.Распутин...Это те люди, глазами которых мы видим войну.
- Поэзия в годы войны занимала огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в наши силы, помогала переносить испытания, то есть помогала людям жить. Это была яркая, сильная и многоплановая поэзия.
Многие военные стихи становились популярными песнями (“Священная война” В. Лебедев-Кумач, “Землянка” А. Сурков, М. Исаковский “Катюша”, “Враги сожгли родную хату”, Лев Ошанин “Дороги”) (презентация о писателях)
- Юные поэты - творческие личности есть и среди нас. Пробуем перо !
4 группа
Война. Страшнее нету слова,
Вам скажет каждый человек.
И каждый воин, бес сомненья,
Запомнил ужас тот на век!Солдаты помнят годы фронтовые,
Труднее в жизни не было времён.
Года для многих стали роковыми
Нельзя забыть нам подвиг тех племён.На фронте и в тылу ковали
Победу люди миром всем:
Не спали, у станков стояли –
И ждали, ждали перемен...
(детская презентация с видеороликами “Память о войне”. Парк Победы. г.Саратов)
Вывод учителя
Мы все родом из войны. И те, кто воевал, и те, кто никогда не видел собственными глазами её ужасов. Поэтому она была, есть и останется одна на всех, но каждому своя.
Да, ребята, десятки тысяч страниц насчитывает литература о Великой Отечественной войне. В художественных и документальных произведениях есть всё: героизм бойцов и командиров, самоотверженность тыла, бесстрашие партизан, горечь поражения и радость побед.
Литература тех лет и называется литературой подвига, потому что её творцы разделили судьбу и подвиг народа.
4. Чтение и анализ стихотворений программы урока.
А) К. Симонов(1915-1979) – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты “Красная звезда”. Он не по наслышке знает о войне, он знал ее “изнутри”. В первые месяцы войны, когда было особенно тяжело, было написано стихотворение “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...” и посвятил его поэту А.Суркову (слайд)
Прослушивается грамзапись стихотворения “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины.”
Вопросы:
– Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление и стало очень популярным и любимым в народе?
Как поэт выразил свою любовь к Родине, высоту морального духа?
– Какие картины изображает поэт?
– Как создается образ русской земли в стихотворении?
Б) А.Сурков лучший друг К.Симонова. Он является автором тихой, проникновенной песни “Землянка”. Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку К.Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. “А.Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворения не писал – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где он сейчас находится, и какая обстановка.. Письма в стихах были одним из распространенных и вовсе не литературных жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны” – так рассказывает о “Землянке” поэт Е.Долматовский в “Рассказах о твоих песнях”.
Звучит песня “Землянка”
– Во время войны цензура не хотела пропускать эту песню. Аргументом было: “Зачем расстраивать воюющего солдата”. Как вы думаете, какие строчки в стихотворении показались цензуре печальными?
– Согласны ли вы с тем, что такие стихотворения, как “Землянка” надо было публиковать в годы войны? Почему?
В) Чтение наизусть стихотворения С.С. Орлова. (1921-1977) (слайд)
“Его зарыли в шар земной”. - Можно ли назвать стихотворение памятником Неизвестному солдату? - Вечным огнём, зажжённым в его честь?
Это стихотворение посвящено простому солдату, вынесшему все тяготы войны.
Г) Давид Самуилович Самойлов (1920-1990) (слайд)
“Сороковые”
- Как поэт рисует картины войны?
(Стихотворение рассказывает о войне. Создается впечатление, как будто бывший солдат листает альбом с фотографиями, а может, страницы своей памяти: “А это я на полустанке...”, “Да, я на этом белом свете...”.)
– Найдите антитезу в стихотворении. Что в ней выражено?
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Молодость противопоставлена войне. Война противоречит жизни, убивает ее, калечит судьбы людей.
– Зачем используются повторы и многоточия?
(повторы и многоточия: “И погорельцы, погорельцы / Кочуют с запада к востоку...” усиливают впечатление всенародного масштаба трагедии)
5. Рефлексия.
– Какую роль играла поэзия в те суровые военные годы?
– Какие стихи взволновали вас?
– Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
– В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?
– Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме?
6. Домашнее задание - дифференцированное. (Выбирают сами обучающиеся)
А) Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его.
Б) Напишите эссе на тему: “Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?”
В) Интервью с участником войны. Напиши об этой встрече небольшую статью.
Г) Составьте кроссворд “Дорогами войны”.