Цель урока: закрепить знания учащихся об особенностях жанров древнерусской литературы; выявить признаки житийного жанра в древнерусском тексте.
Оборудование:
1) Кроссворд по “Житию Александра Невского”
(Приложение 1);
2) Карточки для групповой работы по различным жанрам древнерусской литературы
(летопись, поучения, повесть);
3) Карта “Битва русских со шведами” (Рисунок 1);
4) Картина “Ледовое побоище” (худ. В. А. Серов, 1942) –
(Рисунок 2);
5) Портрет А. Невского (худ. П. Корин 1942 г.) – (Рисунок
3);
6) Выставка книг, посвященная жизни А. Невского;
7) Ордена Александра Невского разных периодов истории России
(Рисунок 4).
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня заключительный урок по теме “Житие Александра Невского”. Нам предстоит выявить признаки житийного жанра в древнерусском тексте, необходимо вспомнить и повторить уже известные нам жанры древнерусской литературы.
I. Проверка домашнего задания:
1) Словарная работа:
Разгадать кроссворд, составленный из слов текста “Житие А. Невского” (2 человека на месте).
2) По отдельным отрывкам из текстов древнерусской литературы необходимо определить: из какого текста эти слова и какого жанра исходный текст?
А) “Поучение В. Мономаха” (около 1117 года).
Б) “Домострой” (XV–начало XVI века): “Как детей учить и страхом спасать”; “Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и покоряться им во всем”.
В) “Повести временных лет” (начало XII века); “Сказание о Кожемяке” (992 г.); “Смерть Святополка” (1019 г.); “Повесть о разорении Рязани Батыем” (не позже XIV века); “Повесть о Горе-Злосчастии” (17 в.).
Г) “Слово о полку Игореве” (1185–1187 г.)
III. Устный тест по древнерусской литературе :
– Пока ребята готовятся отвечать, я бы хотела выяснить, насколько хорошо вы разобрались с жанрами древнерусской литературы.
1) Что вы знаете об истоках древнерусской литературы?
– Появляется в конце Х века, это связано с крещением Руси в 988
году;существует по ХVII столетие. Границы древнерусской литературы четко не
очерчены.
2) Что лежит в основе древнерусской литературы?
– Высокоразвитый фольклор: сказки, обрядовая поэзия, пословицы и поговорки +
мифологический эпос: родовые предания, топонимические легенды (о причинах
названий городов, племен и т.д.), песни о военных походах, героические сказания
(былины).
3) Упразднила ли древнерусская литература фольклор и
мифологию?
– Она существует параллельно, но с развитием городов фольклор вытесняется за
городскую черту, начинают появляться фольклорные записи.
4) Назовите признаки древнерусской литературы? –
- Длительное время существует только в рукописном варианте.
- Анонимность текста.
- Отсутствие авторского индивидуального стиля.
- Стремление создать канонический текст.
5) Назовите жанры древнерусской литературы?
– Летописи, повести, поучения, слово, житие.
6) Как возник термин "летопись"?
– Летопись – древнейший жанр. Лето(год)+писание. Характерно хронологическое
описание исторических событий, только факты и ничего, кроме них.
Характерен традиционный зачин "в лето…". Первоначальная задача летописи–
сохранение исторической памяти, фактов.
7) Приведите примеры текстов, относящихся к жанру
“повесть”.
– "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Повесть о Горе-Злосчастии", "Повесть
временных лет", "Повесть о Петре и Февронии Муромских".
8) Чем жанр древнерусской литературы "слово"
отличается от жанра “повесть”? Аргументируйте свои ответы.
– Именно собственное отношение рассказчика к описываемым им событиям делают "Задонщину"
и "Слово о полку Игореве" художественными текстами.
IV. Проверка работ учащихся у доски (выставление оценок) за
- определение жанра и текста по предложенным фрагментам;
- кроссворд.
V. Анализ текста “Житие Александра Невского”:
– Что лежит в основе “Жития”?
– Реальные биографии исторических лиц.
– О каждом ли реальном лице можно написать житие?
– Нет, если это идеальный образ, соответствующий традиционной схеме:
- Благочестивые родители.
- Раннее монашество.
- Религиозный подвиг.
- Блаженная кончина и чудеса у гроба.
- Похвальное слово святому.
– Нам необходимо будет найти в “Житии Александра Невского” все эти признаки.
– Сказалась ли семантика имени на судьбе героя?
Что означает имя Александр?
– Защитник людей (Алексей – защитник, Андрей – человечный).
1) Чем понятия “житие” и “жизнь” отличаются друг от
друга (по аналогии с “бытом – бытием”)?
– Житие – "ограниченная" жизнь…
2) Почему текст “Жития” начинается с
самохарактеристики автора? В чем необходимость этого объяснения с читателем?
– Показывает достоинства Невского, свою ничтожность: не всякий достоин
написания "Жития".
3) Какова функция родословной главного героя?
– Это одна из черт жанра "Житие".
4) Как в тексте показана исключительность героя?
Какова художественная функция имен? Подтвердите текстом.
– Обобщенный героический положительный образ.
5) Чем обусловлено нашествие войск “Короля римской веры” из Полуночной страны? Какую характеристику содержит такое определение? Подтвердите текстом.
6) Чье войско заведомо сильнее: Александра или
неприятеля? Что предшествовало победе?
– Видение Пелугия.
7) Что вы знаете из уроков истории о битве русских со шведами под предводительством А. Невского?
(Сообщение учащегося а) о ходе сражения русских со шведами с использованием карты, картины“Ледовое побоище”, б) орденах имени А. Невского.)
8) Почему шведы, имея огромное преимущество, потерпели
поражение? Подтвердите текстом.
– Русским помогает Бог.
9) Какое значение имеют здесь имена княжеских
дружинников? Почему из всей дружины поименовано только 6?
– Число 6 можно представить как 3+3. 3
– магическое число у христиан.
Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович – зрелые дружинники.
Иаков полочанин (из Полоцка) – ловчий(род
занятий),новгородец Миша (из Новгорода).Савва был из младшей дружины, Ратмир
– слуга. В целом возникает образ воюющего народа древних русичей всех
сословий, возрастов и состояний, готовых на защиту родной земли, не щадящих
жизни своей.
10) Почему победа Александра над противником
трактуется здесь как мистическое чудо? Как это связано с законами жанра?
– Согласно жанру жития должен быть "религиозный подвиг".
11) Как соотносятся здесь факты реальной биографии князя Александра и канонические добавления к ним?
12) Какое место в судьбе кн. Александра имело монашество? Подтвердите текстом.
13) Как в народе еще отразилась похвала святому?
– Икона в церкви, молитва А. Невскому.
VI. Домашнее задание:
- Дайте письменный ответ на вопрос: Признаки жанра "житие" в древнерусском тексте.
- Прочитать “Житие протопопа Аввакума”, отметить непонятные слова.
VII. Итог урока. Выставление оценок.