Из класса выделить две команды по семь человек (можно брейн-ринг провести между учащимися двух классов), остальные – болельщики, они выбирают команду, за которую будут болеть.
Учитель задаёт вопросы участникам команд, даёт время для подготовки ответа на вопрос (от 1 до 3 мин. в зависимости от сложности вопроса). Если участники команды не могут ответить, вопрос передаётся другой команде, можно передать его и болельщикам.
Критерии оценивания ответов.
- За развёрнутый ответ на вопрос - 5 баллов.
- За ответ на вопрос с опорой на текст – 3 балла.
- За ответы на вопросы конкурсов, блиц-турнира – 1 балл.
В то время, когда участники команд готовят ответ на вопрос, учитель предлагает задания болельщикам. Члены жюри – приглашённые учителя русского языка и литературы их оценивают. Таким образом болельщики помогают своей команде. В заключение члены жюри подводят итоги, оценивают иллюстрации к повестям (задание было дано заранее). По ходу брейн-ринга на экран проецируются при помощи мультимедийного устройства иллюстрации к повестям, высказывания великих людей о Пушкине и о его повестях.
Цели:
1. Определить идейное содержание “Повестей Белкина”.
2. Способствовать обучению монологической речи, аналитическому чтению произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы.
3. Способствовать повышению интереса к изучению творчества А.С. Пушкина.
Оборудование:
“Повести покойного Ивана Петровича Белкина (издательство “ЭКСМО”, М., 2006 г.), иллюстрации М.В. Добожинского, В.В. Гельмерсена, В.А. Свитальского, материалы для выставки в школе “Жизнь и творчество А.С. Пушкина”, высказывания великих людей о Пушкине и “Повестях покойного Ивана Петровича Белкина”.
Вы не поверите, что я с восторгом, давно мною не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина,
в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище.
На меня это новое изучение произвело сильное действие. (Лев Николаевич Толстой)
А.С.Пушкин, по словам А.М.Горького, - “начало всех начал”. А вот что писал Я.П. Полонский в 1880 г. об А.С. Пушкине:
Пушкин – это возрожденье
Русской Музы, - воплощенье
Наших трезвых дум и чувств,
Это – не запечатленный
Ключ поэзии, священный
В светлой области искусств...Это – вещего Баяна
Струнный голос...свист Руслана....
И русалок голоса...
Это арфа Серафима,
В час, когда душа палима
Жаждой веры в небеса.Это старой няни сказка,
Это молодости ласка,
Огонек в степной глуши...
Это – слезы умиленья...
Это – смутное влеченье
Вечно жаждущей души...
С творчеством А.С. Пушкина мы встречаемся в раннем детстве.
Мы читаем его сказки.
1 задание. Вспомним детство. Надо записать названия сказок А.С. Пушкина. (1мин.)
Прекрасные сказки... Поэт Н.И. Гнедич по прочтении сказки о царе Салтане и прочих писал:
...Ты же, постигнувший таинство русского духа и мира,
Пой нам по-своему, русский баян!
Небом родным вдохновенный,
Будь на Руси ты певец несравненный.
К творчеству А.С. Пушкина вы обратились в школе.
2 задание. Записать названия произведений, которые мы уже изучали.
О Пушкине – поэте прекрасно сказал А.Н. Майков:
Его стихи читая – точно я
Переживаю некий миг чудесный –
Как будто надо мной гармонии небесной
Вдруг понеслась нежданная струя...Нездешними мне кажутся их звуки:
Как бы, влиясь в его бессмертный стих,
Земное всё – восторги, страсти, муки –
В небесное преобразилось в них!
Сегодня мы будем говорить о Пушкине-прозаике. В шестой главе романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкин писал:
Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я со вздохом признаюсь –
За ней ленивей волочусь.
Перу старинной нет охоты
Марать летучие листы;
Другие хладные мечты,
Другие строгие заботы
И в шуме света и в тиши
Тревожат сон моей души.
Одним из первых прозаических опытов А.С. Пушкина явились “Повести Белкина”.
3 задание. Написать полное название этого произведения.
Готовясь к этому уроку, вы должны были приготовить историю создания “Повестей Белкина”.
4 задание. В течение 2 минут прокомментировать даты, записанные на доске:
- Апрель 1830 г. (Пушкин обручился с московской барышней, 18-летней Н.Н. Гончаровой.)
- Сентябрь-декабрь 1830 г. (Находился в Болдино в Нижегородской губернии в полном одиночестве.)
- 9 декабря 1830 г. (Письмо издателю Плетневу по возвращении в Москву.)
- 1813 г. (Повести вышли в свет.)
5 задание. Написать название повестей в том порядке, который определил автор. (0,5 мин)
6 задание. Какое отношение к повестям имеют даты:
- 1798 г. (В селе Горюхино родился от честных и благородных родителей Белкин.)
- 1815-1823 г.г. (Вступил в службу в пехотный егерский полк.)
- 1830 г. (Белкин скончался.)
- 1830 г. ноября 16 (Письмо к издателю от друга Ивана Петровича Белкина.)
7 задание. Записать, где происходят события, описанные в повестях (3 мин).
(“От издателя” - в Горюхине родился Иван Петрович Белкин.
- “Выстрел” - местечко ***; бедная деревенька Н***уезда.
- “Метель” - в поместье Ненарадово жили добрый Гаврила Гаврилович Р*** и его жена Прасковья Петровна; Жадрино – деревушка, где находилась церковь, в которой должны были венчаться Марья Гавриловна и Владимир.
- “Гробовщик” - Андриян Прохоров переезжает с Басманной на Никитскую в Москве.
- “Станционный смотритель” - ***ская губерния, Петербург.
- “Барышня-крестьянка” - Тугилово – деревня Ивана Петровича Белкина; Прилучино – деревня Григория Ивановича Муромского.)
8 задание. Кто быстрее? Кто это?
- “...с Георгием в петлице и с интересною бледностью”? (гусарский полковник Бурмин.)
- “...был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой, лицом был бел и худощав”? (Иван Петрович Белкин.)
- Кого можно найти с книгою в руках и белом платье, настоящей героиней романа? (Марья Гавриловна.)
- Кто в особо торжественных случаях надевает желтые шляпки и красные башмаки? (Акулина и Дарья – дочери гробовщика.)
- Чей череп ласково улыбается гробовщику? Кстати, как зовут гробовщика? (Отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина; Андриян Прохорович.)
- Кто это “...красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку”? (Алексей Берестов.)
- О ком говорят: “Да к тому же она разумная, такая проворная”? (Дуня – дочь станционного смотрителя.)
9 задание. Даны предметы: карты, пистолет, шандал, груша, картина, пудра, корзинка, кольцо и т.д. Определить, какие из них можно отнести к повести “Выстрел” (1ком.), какие- к повести “Барышня-крестьянка” (2ком.).
10 задание. Кто лучше знает эпиграфы к повестям?
- “Стрелялись мы”. Эпиграф к какой повести? (“Выстрел”, автор Баратынский.)
- Кто автор эпиграфа к повести “Метель”? (В.А.Жуковский.)
- Кто помнит эпиграф к повести “Барышня-крестьянка”? (Во всех ты, душенька, нарядах хороша” Богданович.)
- Чьи строки взяты эпиграфом к повести “Гробовщик”? (Г.Р.Державин.)
Звучит вальс Свиридова к повести “Метель”.
11 задание. Определить, к какой повести написан вальс.
Оцениваются иллюстрации к повестям, выполненные учащимися. (Задание было дано заранее).
Повесть “Выстрел”.
- Кто ведет повествование в повести “Выстрел”?
- Что поражает в Сильвио? Что мы узнаем о нем от нашего рассказчика? Что сам Сильвио о себе говорит? Каким мы видим его накануне отъезда из местечка?
- Главное упражнение состояло в стрельбе из пистолета. Доказать, что искусство, коего он достиг, было неимоверно.
- Сильвио мешает наслаждаться славою приезд молодого человека богатой и знатной фамилии. Что узнаем о нем? В чем же они соперничают? (1 команда)
- Наконец-то дуэль. Доказать, что Сильвио жил одной мыслью - отомстить. (2 команда)
- Сам граф говорит: “Сильвио мне отомстил”. Но ведь граф остался жив. Что значит для Сильвио отомстить? (1 команда)
- Человек всю жизнь посвятил мщению? А может, нет? (2 команда)
Блиц-турнир по повести “Выстрел”
1 команда
- Первый эпиграф уже прозвучал. Он принадлежит Баратынскому. А кому принадлежит второй эпиграф?
- Назвать три слова, которые являются специальными, относятся к карточной игре.
- Сильвио говорит: “Вам было странно, что я не требовал удовлетворения от этого пьяного сумасброда”. Кого он имеет в виду?
- Что такое шандал?
- Что такое вакация?
- Сильвио говорит: “Мы хвастались пьянством: я перепил...” Кого?
- Кто воспел славного Бурцова?
2 команда
- Какие слова повторяет Сильвио, говоря о графе?
- Имя жены графа?
- Где был убит Сильвио?
- Этеристы... Кто они?
- Александр Ипсиланти... Кто это?
- Как звали человека Сильвио?
- Название какой ягоды упоминается в повести “Выстрел”?