Цели урока:
- познакомить с творчеством Еремея Айпина, с содержанием отрывка из повести “Я слушаю землю”, формировать навыки самостоятельной работы с текстом, научить учащихся самостоятельно мыслить, определять главное, составлять вопросы, отвечать на них, свободно выражая свои мысли.
Задачи:
- постижение идейно-художественного своеобразия произведений Е. Айпина.
- воспитание бережного отношения к родной природе и умения передавать средствами изобразительного искусства свое отношение к ней.
- развитие творческого воображения и фантазии.
- Развитие умения анализировать окружающую действительность, повторение законов наблюдательной перспективы.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: интегрированный урок-исследование с использованием приемов технологии развития критического мышления и ИКТ.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, словари, иллюстративный материал, презентация.
Технологическая карта урока
Вызов | Осмысление | Рефлексия |
мотивация учащихся на работу. | * просмотр презентации об Айпине. * работа с отрывками из повести “Я слушаю землю” *управляемое чтение – размышление *повторение законов наблюдательной перспективы. *работа живописными приёмами с иллюстра-тивным материалом. |
рефлексивные вопросы |
У каждого из нас есть три матери:
Первая – это мама,
Вторая – это Родина,
Третья мать – природа.
Е.Д. Айпин
I . Стадия “Вызов”
1) Вступительное слово учителя.
Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.
Здравствуйте те, у кого в душе непогода.
Сегодня у нас урок-знакомство. Пусть он принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
Что такое знакомство?
(Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге)
Слайд 1 "Я слушаю землю"
Мы предлагаем вам знакомство с той землей, на которой живем, а поможет нам в этом писатель Еремей Данилович .Айпин и его повесть “Я слушаю землю”.
Слайд 2 Север – край белых ночей, суровых зимних вьюг, алых рассветных зорь, необозримых речных просторов, природных богатств и удивительных людей.
Слайд 3. Один из этих удивительных людей – писатель Еремей Данилович Айпин, и он поможет нам найти свое место в этом мире.
Слайд 4. А в конце урока мы ответим на вопрос, почему писатель утверждал, что
У каждого из нас есть три матери:
Первая – это мама,
Вторая – это Родина,
Третья мать – природа.
2) Создание мотивации учащихся к изучению новой темы.
Еремей Данилович живет и работает в городе Ханты-Мансийске, но если бы он приехал к нам в гости, какие вопросы вы хотели бы задать ему? (Составление вопросов)
Слайд 5 – вопросы:
- Где он родился и провел свое детство?
- Почему стал писателем?
- О чем его произведения?
Еремей Данилович очень хотел бы сам встретиться с вами и рассказать о себе, но он очень занятой человек, депутат окружной Думы ХМАО, и нашли мы информацию о нем в электронном учебнике литературы Югры. Давайте познакомимся с этой информацией и сами ответим на вопросы, которые возникли у нас.
3) Изучение новой темы – биографическая справка о писателе.
Слайд 6. “Невысок, угловат, длинные волнистые волосы. Внимательный, неторопливый взгляд зорких глаз таежного охотника. Голос тихий, говор размеренный, спокойный. Эмоции спрятаны где-то в недоступной глубине, выдернуть их на поверхность не так-то просто. Молчалив. Жесты сдержанны, не размашисты, не резки”,- так описал Еремея Айпина тюменский писатель Константин Лагунов.
Слайд 7. Родился он в семье потомственного охотника. Закончил восьмилетку, потом работал в Варьеганском промыслово-охотничьем хозяйстве, проявляя свои способности в рыбалке и охоте.
Слайд 8. Почему стал писателем? “Просто в детстве я слышал много сказок, преданий, охотничьих историй. Всё запоминал, в голове складывались какие-то сюжеты. Хотелось выплеснуть все на бумагу. Я писал, и на душе становилось легко. Любовь к литературной деятельности мне привил школьный учитель Александр Корнеев. Он увидел во мне стремление писать и поддержал меня”.
Слайд 9
Слайд10
Слайд 11: Вернемся к нашим вопросам, ответим на них (Обсуждение вопросов)
II Стадия “Осмысление”.
1) Вслушайтесь в название повести “Я слушаю землю”.
Вопросы: Попробуйте сделать предположение, о чём может быть произведение с таким названием? Кто этот Я, о котором рассказывает нам писатель?
2). Работа с фрагментами повести.
Слайд 12 “Я помню себя со дня своего рождения. Помню, как мама носила меня на руках. И дали мне имя счастливое Роман. Так звали моего деда по отцу. А отдали мне его имя потому, чтобы я вырос таким же смелым, сильным и добрым, каким был мой дед Роман. Чтобы мое сердце стало таким же трепетным и чутким к людской печали и радости, каким было сердце деда...”
Слайд 13. “Слушая тишину, я засыпаю и вижу, как солнце, опустившись за горизонт, открывает двери своего удивительного дома-дворца... Солнце очень похоже на мою маму. Я сказал об этом папе, и он ответил: “Солнце – это мама всех людей. Поэтому, наверное, все мамы похожи друг на друга”.
Слайд 14. “Я вспомнил слова матери, что у всего живого есть душа. Есть душа у человека. Есть душа у дерева, у травиночки, у цветка. А все, у кого есть душа, чувствуют боль. Все люди – народы, все звери и птицы, деревья и травы на земле живут. Всех земля держит. Всем дает жизнь священная земля. Не станет земли, не станет жизни. Вот поэтому и надо помнить о ней до последнего мгновения”.
Слайд 15. “Когда мама случайно острием топора задевала землю, она быстро ровняла порез, закрывала его щепками и хвоей. Я вспомнил, что так же делал и отец, если его топор нечаянно соскальзывал с дерева. И я спросил маму, что все это значит.
- Это рана на теле Земли, - сказала мама. – Ни в коем случае нельзя оставлять раны на теле Земли. Больно ей.
Слайд 16. “Человек, связанный с родной землей, намного крепче. Такого человека не так просто сломать и покорежить, у него корень прочный, далеко в землю уходит, крепко в земле сидит”, - говорил Роману отец.
Слайд 17-18. Вопросы на осмысление прочитанного:
- Кто герой произведения?
- О чем он мечтает?
- Какое открытие сделал Роман?
- С кем живет он, у кого учится?
- Кому близок по душе Роман?
Слайд 19
3). Управляемое чтение – размышление
4). Рассуждение по поводу прочитанного.
Вопрос:
- Почему повесть называется “Я слушаю землю”?
- Что понял мальчик?
- Почему писатель говорил:
Слайд 20. “Я знал с моего рождения, что в тайге каждая веточка, каждая иголочка, каждая травиночка – это живое существо. Все они чувствуют тепло и холод, ласку и боль. У всех есть свое дыхание – жизнь”
5) Отношение художника к миру природы. Живопись неба и снега.
1. Беседа о жанре пейзажа. Просмотр Электронного учебника “Энциклопедия зарубежного искусства”. (Репродукции и слайды (пейзажи П. Сезан, Коровин и др.)
2. Правила поведения при работе над пейзажем.
3. Практическая работа, в ходе которой решаются вопросы компоновки листа, навыки смешивания цвета, повторение законов линейной и воздушной перспективы.
4. Оценивание работ учащихся.
III. Рефлексия.
Слайд 23. Вспомните чудесную сказку о Маленьком принце. У него была своя маленькая планета, и он был ее настоящим хозяином, другом, помогал ей стать чище, красивее, заботился о ней, берег ее.
Планете Земля тоже нужны защитники. Наверное, уже не осталось таких мест, которые бы не осваивались человеком. Разные машины, техника, нефтяные вышки забрались в самые укромные уголки. Прочь бегут лесные звери, уплывают рыбы и уходит от этого человек. Земля обращается к нам:
Слайд 24. Вопрос: о чем она может просить нас?
“Я в беде, я не в силах исправить то зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух. Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на земле человек. Я могу погибнуть. Только вы сами, люди, можете меня спасти...”
Слайд25.
“Ты человек, и этим ты можешь гордиться
все земные заботы лежат у тебя на плечах”
Ю.Шесталов.
“Земные заботы”, заботы о Земле... Если мы возьмем их на себя, если каждый из нас будет человеком, если каждый из нас научится слушать землю, как Е.Д.Айпин, то вашим детям достанется красота, которую вы показали в своей картине. Красота, которую увидели наши фотографы и запечатлели ее в том виде, который мы предлагаем вам посмотреть сейчас.
Слайды 26-37.
Слайд 38. Почему писатель утверждал, что
У каждого из нас есть три матери:
Первая – это мама,
Вторая – это Родина,
Третья мать – природа.
Слайд 39. В чем близок ему К.Паустовский:
“Человеку никак нельзя жить без Родины,
Как нельзя быть без сердца.
Использованная литература.
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.
2. Большая биографическая энциклопедия. 2009. “Айпин, Еремей Данилович”
3. Электронная библиотека ModernLib.Ru “Айпин Еремей Данилович”
4. Айпин Е. Я слушаю Землю. М., “Советская Россия”, 1990.