Изучение «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого в 10 классе рассчитано на 2 часа. Считаю целесообразным для подробного анализа выбрать «Севастополь в августе 1855 года» и одновременно с данным произведением прочитать новеллу Барбюса «Могила неизвестного».
Уроки-отражения не ставят своей целью сравнить два произведения (хотя элементы этого присутствуют), а показать (открыть) способы, которые используют авторы для создания своих произведений: при схожих тематиках, персонажах авторы приходят к совершенно разным способам подачи материала. Чтобы понять-осмыслить произведение, следует погрузиться в эпоху, в которой живёт писатель, и эпоху, в которой существует само произведение. Развивая аналитическое мышление, эмоциональную открытость, создаём условия для самостоятельной творческой деятельности, что способствует и формированию нравственных ценностей.
Цель: создать условия для анализа прозаического текста, способствовать потребности читать внимательно и вдумчиво; способствовать формированию аналитического мышления, создать условия для самостоятельной творческой деятельности; способствовать процессу духовного развития учащихся, формированию нравственных ценностей.
Ход урока
I. Актуализация
«Война ж совсем не фейерверк, а просто – трудная работа…» – утверждал поэт-воин Михаил Кульчицкий.
Платон и Гераклит уверяли:
- Война есть естественное состояние народов. (Платон)
- Война – отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других – людьми, одних творят рабами, других – свободными… Должно знать, что война общепринята, что вражда – обычный порядок вещей и что все возникает через вражду и заимообразно. (Гераклит)
- Им вторил Иммануил Кант: «Война не нуждается ни в какой особенной побудительной причине. Она истекает, по-видимому, из самой человеческой природы».
- А героиня Толстого не понимала, почему вдруг так изменилось человечество: «…человечество забыло законы своего Божественного Спасителя, учившего нас любви и прощению обид, и что оно полагает главное достоинство свое в искусстве убивать друг друга »
? Назовите имя этой героини Толстого (Марья Николаевна Болконская: письмо Жюли Карагиной)
II. Проблематика
Военная тематика прельщала не только философов, историков, политиков, но и художников. Мы не будем сейчас играть в «Что? Где? Когда?» и угадывать авторов данных картин, но, глядя на экран, постарайтесь определить, на что обращают внимание авторы, какой они представляют войну.
Война:
- Борьба за власть
- Способ самоутверждения
- Борьба за свободу своей страны
- Историческая констатация событий
? В чем главное отличие литературы от других видов искусств?
? Разделяют ли данную точку зрения русский граф Л.Н.Толстой и французский коммунист Анри Барбюс?
III. Исследование произведений.
Чтобы быть как можно более объективными при анализе произведений, разделенных не только языковым барьером, но и временем (почти 70 лет), давайте вспомним основные события из жизни писателей, повлиявшие на их мировоззрение.
Лев Николаевич Толстой (участие в военных действиях)
- Май 1851 – приезжает на Кавказ вместе с братом Николаем, в июне уже участвует в боевых походах.
- Январь 1852 – оформлен на военную службу в чине фейерверкера 4-го класса, т.е. унтер-офицера-артиллериста.
- 1853 – подает прошение о переводе в действующую армию («из патриотизма»), переведен в Дунайскую армию, участвует в осаде турецкой крепости Силистрия (Силистра).
- Январь 1854 – получает 1-й офицерский чин прапорщика.
- 7 ноября 1854 – прибывает в Севастополь, где получает назначение в 3-ю легкую батарею 11-й артиллерийской бригады, на 4-й бастион, прикрывавший доступ к центру города.
- Ноябрь 1855 – после падения Севастополя уезжает в Петербург, через год выходит в отставку в чине поручика.
Анри Барбюс (1873, Аньер – 1935, Москва)
- Сын литератора.
- Окончил литературный факультет Сорбонны.
- Первые произведения: сборник стихов «Плакальщицы» (1895г.) и роман «Ад» – окрашены глубоким пессимизмом.
- 1914 – уходит добровольцем на фронт.
- 1916 – будучи участником боевых событий, пишет роман «Огонь» (публикует его в этом же году).
- 1919 – учредитель международного антивоенного объединения деятелей культуры «Кларте»; редактор журнала «Кларте» (совместно с Р.Ролланом).
- 1924 – выступает против репрессий участников Татарбунарского восстания со стороны Румынии.
- 1928 – издает сборники новелл «Происшествие» и «Правдивые истории» (о которых и пойдет сегодня речь).
- Лауреат Гонкуровской премии.
? Как вы думаете, повлияло ли участие в военных действиях (Крымской войне и I Мировой войне) на мировоззрение данных авторов? Докажите или опровергните данное утверждение, сравнив предложенные цитаты.
Лев Николаевич Толстой:
«Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, – правда» («Севастополь в мае»).
Анри Барбюс:
«Война будет повторяться до тех пор, пока вопрос о ней будет решаться не теми, кто умирает на полях сражений».
«Источник нашей веры и надежды — правда».
«Справедливость — слово, полное трепета жизни».
Давайте попробуем доказать наше предположение, сопоставив «Севастополь в августе 1855 года» Толстого и «Могилу неизвестного» Барбюса. (Работа в группах: заполнить таблицу или составить схему.)
Лев Николаевич Толстой, «Севастополь в августе 1855 года» (краткий вариант)
Интерпретация названия | Название-символ… Город – главный герой цикла «Севастопольские рассказы». Севастополь (с греч.) – величественный. |
Сюжетно-композиционное своеобразие | Входит в цикл «Севастопольские рассказы». В основе – реальное историческое событие: осада Севастополя. По проблематике приближен к очерку. Экспозиция рассыпанная. Завязка многоэпизодная. 27 глав (последняя является эпилогом). |
Тема и мотивы (частные темы) | · Тема человека на войне. · Тема честности и чести. · Тема трусости. · Тема военной аристократии и военного братства. |
Проблематика | · Волею случая патриотизм может превратиться в «величайшую глупость». · Многие мечтают о подвиге, но все ли могут ради этого пожертвовать собственной жизнью. |
Главные герои | Михаил и Владимир Козельцовы.Михаил (поручик) – талантлив, неглуп, самолюбив.Владимир (доброволец) – мечтает о подвиге; ребенок, превращающийся в воина. |
Автор – герой произведения | Автор – участник событий. Его голос сливается с молитвой Володи (вспомните общую молитву перед Бородинским сражением в «Войне и мире»). |
Приемы и средства создания персонажей | · Использование слов-впечатлений. · Герои делятся на изменяющихся и «застывших» (статичных). |
Идея произведения | · Способность человека изменяться таит в себе потенциальную возможность нравственного роста. · Человек может перебороть свой страх. · Счастье для воина – умереть за Родину в бою. |
Анри Барбюс, «Могила неизвестного» (краткий вариант)
Интерпретация названия | 1 значение – семантическое: мы не знаем, кто лежит в могиле (неизвестный солдат) 2 значение – символическое: в названии отсутствует слово «солдат» – символ веры |
Сюжетно-композиционное своеобразие | Входит в цикл новелл «Правдивые истории». Произведения связаны между собой только основной темой – темой войны. «Могила неизвестного» представляет собой классическую новеллу: экспозиция – картины мирной жизни; завязка – описание военных действий; кульминация – расстрел; эпилог – неожиданный поворот событий. |
Тема и мотивы (частные темы) | · Человек на войне. · Эволюция и регресс людей на войне. |
Проблематика | · Успех военных действий зависит от полководцев, но всегда ли они достойно выполняют эту миссию? |
Главные герои | · Забавник Мартен, служащий почты, чудак-пересмешник, любитель публики; «все видел в розовом свете»; радовался, что вырвался из канцелярской клетки. · Заводской ламповщик Жоэль – смутьян, все видел в мрачных красках; замечал в жизни только плохое, войну называл «бойней». |
Автор – герой произведения | Житель того же городка, что и главные герои. Иронично рассказывает о страшном; сам является участником боев, потому что знает все тонкости дела, видит смерть несчастных. |
Приемы и средства создания персонажей | Перед нами перевод, выполненный Н. Немчиновой, а оригинальный текст мы не исследовали, поэтому речь может идти только об интерпретации. С уверенностью можно сказать только одно: в основе лежит антитеза (Мартен – «живой амулет» и «жалкий шут с пробитой головой»…). |
Идея произведения | Неважно, кто похоронен в самой главной могиле Франции, важно – кто виноват в смерти конкретного человека. |
? Можно ли сказать, что герои изменяются, становятся другими? Мартен – да. А Жоэль?
? Что объединяет данные произведения? (Авторы обращаются к военной тематике, чтобы акцентировать внимание читателей на внутреннем изменении, происходящем в душе человека, попавшего на фронт. («Престиж офицера выше такой мелочи, как правда» (А. Барбюс). – «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, – правда» (Л.Н. Толстой). Писатели не противоречат друг другу, они исследуют проблему с различных позиций.)
? Вспомните, кто из авторов обращался к военной тематике. (Энтон Майрер, Василь Быков, Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Михаил Шолохов.)
? В чем, по-вашему, главное отличие литературы от других видов искусства? (Главным в произведении является не историческое событие, не удивительное происшествие, а поиск героя самого себя, его внутреннее превращение (Даже если оно не всегда делает литературного героя Героем… Патриотами не рождаются, патриотами становятся).)
IV. Рефлексия.
Русский историк Владимир Соловьев писал: «Мы уважаем военную доблесть не за совершаемые на войне убийства, а несмотря на эти убийства; не потому, что убивают других, а потому, что сами идут на смерть за других».
? Актуальны ли в современном мире проблемы, к которым обратились Толстой, Барбюс и Соловьев?
? Как воспитать патриота?
? Как сделать так, чтобы патриотизм не превратился в «величайшую глупость» (Л.Н.Толстой)?
? Так ли уж вредно мечтать о подвигах?
? Интересны ли произведения о войне современным школьникам?
Выберите один из вопросов и напишите небольшое размышление на данную тему.