Литература
-
Урок литературы по теме "Целый мир от красоты…" 8–9-й класс
2013
Цель урока: продемонстрировать приемы работы с поэтическим текстом с интерактивной технологией «Педагогическая мастерская».
-
Интегрированный урок-исследование "Перевод рассказа С.П. Данилова "Кыысчаан кулэр" на русский язык. Синтаксическая трансформация при переводе". 10‒11-й класс
2013
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом С.П. Данилова «Кыысчаанкулэр», его переводом на русский язык С.Виленским; выявить, сохранена ли авторская идея в переводе рассказа; закрепить знание термина "трансформация" при переводе на практике; умение находить в тексте синтаксические средства выразительности, определять их роль; выяснить, какова роль переводческой деятельности в развитии литературы.
-
Тема урока: "Загадка женской души". 10-й класс 2013
"Леди Макбет Мценского уезда" впервые опубликована в журнале "Эпоха" в 1865 году под названием "Леди Макбет нашего уезда". Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением. Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. Одна из художественных вершин творчества Н.С. Лескова.
-
Образ осени в рассказе К.Г. Паустовского "Желтый свет". Цвет и звук 2013
Учащиеся на уроке знакомятся с рассказом "Желтый свет", композицией, изучают авторскую позицию, раскрывают своеобразие писательской манеры Паустовского. Выясняют, какими приемами пользовался автор для более сильного воздействия на читателя. Формируются навыки самостоятельного формулирования выводов, анализа эпизодов.
-
Кульминация повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" 2013
Н.В. Гоголя всегда интересовала история Запорожской Сечи. Он создает вымышленный образ Тараса Бульбы, в котором соединяются черты запорожцев. В работе анализируется девятая глава. В основе этой главы лежит жизнеподобие (один из видов художественной условности, смысл, которого состоит в придании характерам и обстоятельствам произведения сходства с характерами и обстоятельствами действительности) с элементами фантастики. Цель урока: развивать умение анализировать эпизод, работать со словарем, давать связный ответ.
-
Урок литературы по теме "Нам дороги эти позабыть нельзя"
2013
Цель урока: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что патриотические чувства в поэзии этого времени соединились с личными переживаниями; воспитывать чувство гордости за родину и ее защитников.
-
"Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"". 9-й класс
2013
Цель урока: обучение анализу поэтического текста; научить учащихся понимать поэтическое слово, замечать его смысловые оттенки, подвести учащихся к пониманию смысла стихотворения о неограниченной власти человека над человеком. Презентация содержит иллюстративный и информационный материал, материал для наблюдения, сопоставления, обобщения.
-
Урок повторения теории литературы при подготовке к ЕГЭ по литературе 2013
Повторение учебного материала – система разнообразных способов и форм учебной работы, закрепляющих знания, обобщающих ранее пройденный материал, развивающих и совершенствовующих познавательные способности учащихся.
-
Эйдос-конспекты при изучении поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2013
Художественная литература рождает у читателя зримые образы. Эйдос-конспекты помогают ученикам понять увиденное. Учитель и ученики анализируют текст, ищут ключевые образы, художественные средства для характеристики героев, раскрывают идейное содержани произведения.
-
"И.С. Тургенев."Муму". Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)". 5-й класс 2013
Урок открытия новых знаний по теме "И.С. Тургенев. "Муму". Образ Герасима". В течение урока учащиеся 5-го класса анализируют первую часть рассказа; развивают умение выражать свои мысли, оценивают поступки героев, делают выводы; формируют представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащают словарный запас.
-
Социальные проблемы села в рассказе Б.Екимова "Фетисыч"
2013
В основе урока анализ произведения современной литературы. Урок формирует умение видеть социальные проблемы современного общества и находить смособы решения. Главный путь спасения вымирающих деревень, пассивности социума ‒ воспитание ответственности за все, что делается в России.
-
Анализ стихотворение А.К. Толстого "Благовест" 2013
На уроке развиваются исследовательские навыки учащихся в работе с поэтическим текстом. В ходе наблюдений над синтаксическими, морфологическими и фонетическими особенностями стихотворения школьники начинают понимать откровения лирического героя, душа которого под звуки колокола очищается от зла и стремится к благу.
-
Урок-размышление "Две судьбы: А.Блок и Д.Менделеев" 2013
Александр Блок и Дмитрий Менделеев – величайшие гении начала ХХ столетия. Несмотря на разность возраста, виды деятельности, у этих двух гениев оказалось много общего. Автор расширяет знания учащихся, показав многогранность личностей двух великих гениев. Воспитывает патриотизм.
-
Образ автора в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2013
Статья представляет собой материал для учителя в помощь при подготовке к изучению романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
-
"Я лиру посвятил народу своему…" (К 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова) 2013
В рамках празднования 190-летия со дня рождения Н.А. Некрасова подготовлен и проведен открытый урок, посвящен этому событию. Цель: систематизировать знания о творчестве и биографии великого поэта, осмыслить его творчество как «энциклопедию русской жизни», ведь поэзия Некрасова – живое, немеркнущее явление русской культуры.
-
Урок литературы "Уж не пародия ли?" Прием пародии в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. 10-й класс
2013
Урок-исследование входит в цикл, посвященный изучению творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Знакомит учащихся с главой из романа «История одного города», развивает аналитические способности школьников. Материал первой главы романа «История одного города» позволяет школьникам на примерах увидеть, как интертекстуальность становится приемом пародии.
-
Урок литературы "Русский национальный характер героя в рассказе И.С. Тургенева "Бирюк"". 6-й класс 2013
Урок формирования и совершенствования знаний расширяет знания учащихся о личности и взглядах И.С. Тургенева. В ходе анализа текста развивается коммуникативная компетенция учащихся: умение анализировать литературное произведение, отдельный эпизод, определять позицию автора, формулировать собственную точку зрения, аргументировать ее; совершенствование навыка характеристики героя, навыки выразительного чтения.
-
Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы 2013
Учитель на уроке на примерах, в спорах подводит учащихся к выводу, что при любом выборе человек несет громадную ответственность не только перед самим собой, но и перед другими людьми, что жестокость аморальна и нельзя быть равнодушными к ее проявлениям.
-
"Долгая дорога короткой песни", или Хокку как традиционный жанр японской лирики 2013
Японская литература и культура экзотичны. Учащиеся знакомятся с одним из жанров японской литературы, лирическим стихотворением "хокку". Именно этот жанр выражает японский национальный дух.
-
Они родились третьими 2013
30 октября Всероссийский День памяти жертв политических репрессий, день боли и скорби людей, переживших страшные времена. Напоминание нам, ныне живущим, о самых зловещих страницах нашей истории. Всего с 1930 по 1953 год в бараках лагерей и колоний побывало 18 млн. человек. Каждый пятый из них - политзаключённый. Расстреляно 786 тысяч человек. Цинично и страшно звучат слова наркома Ежова о том, что население страны делится на три категории: заключённые, подследственные и подозреваемые.
-
Урок литературы по публицистике Ф.А. Абрамова. Тема: "Федор Абрамов и художественная культура Севера". 10-й класс
2013
Урок литературы с информационными технологиями – сотворчество, открытие богатства смысловых пластов публицистики Федора Александровича Абрамова, которого волновали не только проблемы «хлеба насущного», но и «хлеба духовного». Аналитическое чтение публицистики Абрамова развивает кругозор.
-
Урок на якутском языке "Человек ‒ дитя природы" 2013
Занятие по публицистике народного писателя Якутии Софрона Данилова. Проводится на якутском языке.
-
Интеллектуальная игра по сказочной повести Джеральда Даррелла "Говорящий сверток". Тема: "Путешествие в Мифландию" 2013
Урок проводится в форме игры. Автор выбрал именно такой тип урока, так как он формирует прочные и систематичные знания, приемы мышления: анализ, абстрагирование, сравнение, аналогия. Особое внимание уделяется деятельности учащихся.
-
Художественная культура первой половины XIX века
2013
Урок знакомит с разными сторонами культуры Золотого века. Золотой век русской культуры: Пушкин, Лермонтов и Гоголь, нравственные искания Толстого и Достоевского; рассвет музыкальной культуры: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский; достижения русской науки, философии.
-
Тема родины в творчестве М.Агашиной 2013
Творчество Маргариты Агашиной получило заслуженное призвание и стало неотъемлемой частью российской культуры. Цель занятия: воспитывать у детей любознательность, творческий подход, чувство патриотизма.
-
Мир звезд в поэзии
2013
В статье собраны стихи тех поэтов, в творчестве которых нашла отражение "звездная" тема.
-
Метапредметный урок по курсу "Вокруг тебя – мир" "Шаги навстречу". 6-й класс 2013
Урок по рассказу Е.Носова "Тридцать зерен" рассматривает метапредметную категорию "движение", "движение души". Так как урок претендует на метапредметность, то при его проведении наполнить содержание каждого этапа работы по рассказу Е.Носова можно по усмотрению учителя, сохраниться должны только цели, задачи и логика урока.
-
"Отечественная война 1812 года глазами Льва Николаевича Толстого. По роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир". По "московским адресам" Пьера Безухова" 2013
На уроке учащиеся анализируют, какой увидели Отечественную войну 1812 года любимые герои Л.Н. Толстого, один из которых Пьер Безухов: он стал участником Бородинского сражения, его глазами показана осажденная французами Москва. Цель урока: пройти с Пьером по измученной, растерзанной, сожженной врагами Москве и понять чувства русского человека, переживающего вместе со своим народом пленение Москвы, испытать, по мысли Л.Н. Толстого, чувство "скрытой теплоты патриотизма".
-
Бинарный урок "литература + история" "Смысл притчи Ф.Д. Кривина "Два камня"" 2013
Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации.
-
Звуковые презентации как средство формирования ключевых компетенций учащихся
2013
В создании презентации учащиеся осваивают навыки работы с различными компьютерными программами (PowerPoint, Super, Movie Maker и др.), учатся работать в Интернете с источниками информации.