Литература
-
Урок-инсценировка сказки "Три подарка" 2013
В триединой задаче – обучение, умственное развитие и воспитание личности – интерес служит связующим звеном. Среди разных форм работы одна из самых эффективных – инсценирование текста, т.е. перевод текста в сценический вариант. Организовать работу на уроке помогают социоигровые приемы, которые предлагает театральная педагогика.
-
Авторская ирония в поэме "Мертвые души". Анализ главы 1 2013
Главная задача учителя на уроках литературы, посвященных изучению поэмы Н.В. Гоголя, – донести сатирический и пророческий дар писателя, который гениально проявился в этом произведении. Урок предваряет изучение образов помещиков, ключевой в понимании идеи произведения.
-
Литературная гостиная "С думой о родной земле" 2013
Урок литературы посвящен изучению жизни и творчества сибирского писателя Валентина Григорьевича Распутина. На уроке используются средства: презентация, фото и иллюстрации, сведения односельчан-земляков.
-
Литературное образование в старших классах 2013
Главная цель приобщения к искусству слова (литературе) – осознание себя и осмысление окружающего мира через художественный текст. Эта модель обучения построена на принципах «эмоционального погружения», индивидуальности, на этапе художественных воплощений – целесообразности и рефлексивном осмыслении себя творцом и понимании своеобразия и уникальности окружающего мира.
-
Урок по теме ""Ревизор" – бессмертное произведение Н.В. Гоголя" 2013
Задача учителя литературы – воспитать серьезных, вдумчивых читателей. Ученики знакомятся с миром Гоголя в младших классах. В 8-м классе необходимо открыть школьникам живую стихию гоголевского смеха, обнаружить, что каждая фраза писателя, по точному выражению А.Н. Островского, "уже есть комедия", и она требует пристального анализа стиля Гоголя.
-
С чего начинаются стихи? 2013
Научить понимать, анализировать поэзию А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева А.А. Ахматовой ‒ задача не одного дня, увлечь этим еще труднее. С чего начинать? Может быть, опираясь на познавательный интерес, с шутки, игры? Презентация универсальна, может использоваться полностью, частично в зависимости от целей, которые ставит перед собой учитель.
-
Творческая мастерская по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина "Сказка – ложь, да в ней намек" 2013
К числу особо сложных писателей, чьи произведения включены в учебную программу, справедливо относят М.Е. Салтыкова-Щедрина. Изучению его сатирического творчества отводится в школе сравнительно скромное место. Нелегкое для учителя дело – провести интересные, надолго запоминающиеся уроки, посвященные великому писателю-сатирику. Урок вызывает интерес учащихся к его произведениям. Ученики делают выводы, что проблемы, поднимаемые сатириком, актуальны и для нашего времени.
-
Занятие-практикум по журналистике. Выпуск школьной газеты "Калейдоскоп", № 1 "Новогоднее настроение" 2013
Участники кружка получают знания о журналистской деятельности, коммуникативной компетентности, формируют навыки выпуска школьной газеты, потребность в постоянном повышении информированности и, естественно, расширяют общий кругозор.
-
Предметно-практическое образование в педагогике музейного творчества 2013
Работа творческого коллектива авторов раскрывает возможности предметно-практической деятельности в педагогике музейного творчества для одаренных детей и с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями ФГОС и отечественных психологов. Рассматриваются театральные постановки, ярмарки, выставки, мастер-классы; предлагаются варианты проектов в музейной экспозиции.
-
"Суровые, грозные годы!" Урок изучения поэмы Сергея Есенина "Анна Снегина" 2013
При разборе лирических стихотворений, аналитическом чтении поэмы и эвристической беседе показывается глубина осмысления революционных событий в творчестве С.Есенина; обращается внимание учащихся на философскую направленность поэзии С.Есенина, связь с философской лирикой А.С. Пушкина. Повторяются основные мотивы философской лирики А.С. Пушкина. Раскрывается лирико-эпический характер поэмы «Анна Снегина».
-
Литературно-музыкальная композиция "Славься битвой исполинской, славься ввек, Бородино!" 5-й класс 2013
Литературно-музыкальная композиция посвящена Отечественной войне 1812 года.
-
"И.С. Тургенев: человек, писатель, гражданин (изучение биографии писателя)". 10-й класс 2013
На уроке по изучению биографии писателя учащиеся расширяют знания о личной и творческой биографии писателя, вписанной в контекст русской и мировой литературы, что помогает понять Тургенева как человека и писателя, его отношение к действительности. На занятии у учащихся формируется самостоятельность, внимательность, ответственность, воспитывается интерес к творчеству писателя.
-
Литературная гостиная "Этих дней не смолкнет слава!", посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 г. 2013
Главной задачей школы следует считать воспитание патриотизма, гордости за страну, развитие интереса к истории. Материалы статьи по теме «Великая Отечественная война 1812 г.» могут использовать учителя литературы на неделе русского языка и литературы, во внеклассной работе.
-
Человек и природа в творчестве В.Н. Федорова (на примере работы с повестью "Звезда голуболикой Жаннет") 2013
Цель урока: вызвать интерес к жизни и творчеству писателя-земляка В.Н. Федорова; выявить главную проблему повести; ознакомить с трагической судьбой экзотической обезьяны, главной героини повести «Звезда голуболикой Жаннет».
-
Виртуальная экскурсия "Городам-героям посвящается!" 2013
Цель виртуальной экскурсии в том, чтобы провести интересный урок, на котором происходит знакомство с историей городов-героев и историческими достопримечательностями. Учащиеся выступают в роли экскурсоводов, развиваются навыки монолога, стремлению к самосовершенствованию. Для наглядности используется мультимедийное оснащение, карта.
-
Урок внеклассного чтения. Понятие "достоинство" в рассказе А.Б. Дальниченко "Похороны". 10-й класс 2013
Цель урока: сквозь призму литературного произведения, героев показать основные нравственные категории, присущие каждому человеку. Такой урок проводится на местном литературном материале и знакомит с жизнью земляка – волгоградского писателя А.Б. Данильченко. Урок можно провести после изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир», когда учащиеся уже имеют представление о понятии «достоинства» в XIX веке.
-
Анализ эпических, лирических и драматических произведений 2013
При выполнении заданий ЕГЭ по литературе В1-В12 учащиеся не обнаруживают достаточного уровня владения теоретико-литературными знаниями, допускают ошибки в употреблении терминов при анализе литературных произведений. Презентации повторяют понятия, используемые при анализе эпических, лирических и драматических произведений.
-
Урок-"круглый стол" по литературе "Проблема интерпретации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»" 2013
Урок-«круглый стол» подводит итог изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и готовит учащихся к сочинению. Старшеклассники учатся подбирать аргументы, использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы.
-
И.А. Крылов и его басни 2013
Уроки, посвященные творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова, проходят всегда интересно и увлекательно. Хочется творчески подходить к подготовке этих уроков. Презентация «Басни И.А. Крыловы» помогает усвоить теоретический материал, рассказать о жизни писателя.
-
Урок по философской сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 2013
Урок по философской сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». На изучение сказки по программе В.Я. Коровиной в 6-м классе отводится 2 часа. Урок (второй) – проблемный, изучения нового материала, который строится на основе работы с текстом с групповой формой работы и ИКТ.
-
Викторина по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки". 5‒6-й класс 2013
Викторина по сказкам А.С. Пушкина состоит из разнообразных заданий на смекалку, внимание. Инсценировка сказок раскрывает творческий потенциал ребят.
-
Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе Я.П. Полонского ("По горам две хмурых тучи…", "Посмотри - какая мгла…") 2013
Лейтмотив урока – путешествие по картинной галерее, где предметом наблюдений становится русская природа. Преподаватель подробно анализирует словесные картины, созданные Яковом Петровичем Полонским. Учащиеся знакомятся с творчеством Я.П. Полонского и учатся воспринимать зрительные образы при чтении стихотворений.
-
"Вестью душу мою окропи,- // Не для страсти, не для забавы, // Для великой земной любви…" (Любовная лирика А.А. Ахматовой) 2013
Урок проводится в форме литературной гостиной, где звучат воспоминания Ю.Анненкова из «Дневника моих встреч». На уроке школьники знакомятся с любовной лирикой А.А. Ахматовой; выявляют основные черты поэтики в анализе и интерпретации стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…»
-
Интегрированный урок русского языка и литературы "Пунктуация сложного предложения на материале произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова". 9-й класс 2013
Урок построен по принципу «от общего к частному», т.е. фронтальный опрос о сложном предложении и его видах сменяется групповыми заданиями.
-
Интерактивные формы обучения на уроках литературы 2013
В статье дано определение интерактивных форм обучения.
-
Память прошлого в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой" 2013
Урок посвящен анализу рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Цель урока: развитие навыков работы с текстом, постановка нравственных вопросов: честность, доброта, долг. Автор статьи использует следующие методические приемы: работа в группах, беседа по вопросам, пересказ эпизодов, чтение текста по ролям.
-
Роман В.Д. Дудинцева "Белые одежды". История создания романа 2013
Урок знакомит учащихся с биографией писателя В.Д. Дудинцева и историей создания романа «Белые одежды» от замысла до выхода в свет.
-
Интегрированный урок "литература + французский язык" по теме "Истоки символизма" 2013
На уроке учащиеся знакомятся с французской символистской поэзией Ш.Бодлера и П.Верлена. Расширяются знания учеников при анализе стихотворений поэтов-символистов, развивается умение ориентироваться в литературоведческих терминах, воспитывается любовь к поэзии. Проявляется интерес к поэтам-символистам как выдающимся личностям. Воспитывается эстетическое чувство, тонкий вкус на произведениях символизма.
-
"Серебряный век" русской поэзии. Литературный салон 2013
Мероприятие знакомит с особенностями поэзии Серебряного века, вырабатывает умение различать модернистские направления, воспитывает познавательный интерес учащихся и умение корректно вести диалог.
-
"Стихи русских поэтов о зиме". 3-й класс 2013
Цель урока: развивать умение самостоятельно подбирать тексты на заданную тему, совершенствовать умение читать наизусть стихи, воспитывать эстетический вкус и любовь к красоте родного края, природе.