Литература
-
"Суровые, грозные годы!" Урок изучения поэмы Сергея Есенина "Анна Снегина" 2013
При разборе лирических стихотворений, аналитическом чтении поэмы и эвристической беседе показывается глубина осмысления революционных событий в творчестве С.Есенина; обращается внимание учащихся на философскую направленность поэзии С.Есенина, связь с философской лирикой А.С. Пушкина. Повторяются основные мотивы философской лирики А.С. Пушкина. Раскрывается лирико-эпический характер поэмы «Анна Снегина».
-
Литературно-музыкальная композиция "Славься битвой исполинской, славься ввек, Бородино!" 5-й класс 2013
Литературно-музыкальная композиция посвящена Отечественной войне 1812 года.
-
"И.С. Тургенев: человек, писатель, гражданин (изучение биографии писателя)". 10-й класс 2013
На уроке по изучению биографии писателя учащиеся расширяют знания о личной и творческой биографии писателя, вписанной в контекст русской и мировой литературы, что помогает понять Тургенева как человека и писателя, его отношение к действительности. На занятии у учащихся формируется самостоятельность, внимательность, ответственность, воспитывается интерес к творчеству писателя.
-
Литературная гостиная "Этих дней не смолкнет слава!", посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 г. 2013
Главной задачей школы следует считать воспитание патриотизма, гордости за страну, развитие интереса к истории. Материалы статьи по теме «Великая Отечественная война 1812 г.» могут использовать учителя литературы на неделе русского языка и литературы, во внеклассной работе.
-
Человек и природа в творчестве В.Н. Федорова (на примере работы с повестью "Звезда голуболикой Жаннет") 2013
Цель урока: вызвать интерес к жизни и творчеству писателя-земляка В.Н. Федорова; выявить главную проблему повести; ознакомить с трагической судьбой экзотической обезьяны, главной героини повести «Звезда голуболикой Жаннет».
-
Виртуальная экскурсия "Городам-героям посвящается!" 2013
Цель виртуальной экскурсии в том, чтобы провести интересный урок, на котором происходит знакомство с историей городов-героев и историческими достопримечательностями. Учащиеся выступают в роли экскурсоводов, развиваются навыки монолога, стремлению к самосовершенствованию. Для наглядности используется мультимедийное оснащение, карта.
-
Урок внеклассного чтения. Понятие "достоинство" в рассказе А.Б. Дальниченко "Похороны". 10-й класс 2013
Цель урока: сквозь призму литературного произведения, героев показать основные нравственные категории, присущие каждому человеку. Такой урок проводится на местном литературном материале и знакомит с жизнью земляка – волгоградского писателя А.Б. Данильченко. Урок можно провести после изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир», когда учащиеся уже имеют представление о понятии «достоинства» в XIX веке.
-
Анализ эпических, лирических и драматических произведений 2013
При выполнении заданий ЕГЭ по литературе В1-В12 учащиеся не обнаруживают достаточного уровня владения теоретико-литературными знаниями, допускают ошибки в употреблении терминов при анализе литературных произведений. Презентации повторяют понятия, используемые при анализе эпических, лирических и драматических произведений.
-
Урок-"круглый стол" по литературе "Проблема интерпретации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»" 2013
Урок-«круглый стол» подводит итог изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и готовит учащихся к сочинению. Старшеклассники учатся подбирать аргументы, использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы.
-
И.А. Крылов и его басни 2013
Уроки, посвященные творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова, проходят всегда интересно и увлекательно. Хочется творчески подходить к подготовке этих уроков. Презентация «Басни И.А. Крыловы» помогает усвоить теоретический материал, рассказать о жизни писателя.
-
Урок по философской сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 2013
Урок по философской сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». На изучение сказки по программе В.Я. Коровиной в 6-м классе отводится 2 часа. Урок (второй) – проблемный, изучения нового материала, который строится на основе работы с текстом с групповой формой работы и ИКТ.
-
Викторина по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки". 5‒6-й класс 2013
Викторина по сказкам А.С. Пушкина состоит из разнообразных заданий на смекалку, внимание. Инсценировка сказок раскрывает творческий потенциал ребят.
-
Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе Я.П. Полонского ("По горам две хмурых тучи…", "Посмотри - какая мгла…") 2013
Лейтмотив урока – путешествие по картинной галерее, где предметом наблюдений становится русская природа. Преподаватель подробно анализирует словесные картины, созданные Яковом Петровичем Полонским. Учащиеся знакомятся с творчеством Я.П. Полонского и учатся воспринимать зрительные образы при чтении стихотворений.
-
"Вестью душу мою окропи,- // Не для страсти, не для забавы, // Для великой земной любви…" (Любовная лирика А.А. Ахматовой) 2013
Урок проводится в форме литературной гостиной, где звучат воспоминания Ю.Анненкова из «Дневника моих встреч». На уроке школьники знакомятся с любовной лирикой А.А. Ахматовой; выявляют основные черты поэтики в анализе и интерпретации стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…»
-
Интегрированный урок русского языка и литературы "Пунктуация сложного предложения на материале произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова". 9-й класс 2013
Урок построен по принципу «от общего к частному», т.е. фронтальный опрос о сложном предложении и его видах сменяется групповыми заданиями.
-
Интерактивные формы обучения на уроках литературы 2013
В статье дано определение интерактивных форм обучения.
-
Память прошлого в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой" 2013
Урок посвящен анализу рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Цель урока: развитие навыков работы с текстом, постановка нравственных вопросов: честность, доброта, долг. Автор статьи использует следующие методические приемы: работа в группах, беседа по вопросам, пересказ эпизодов, чтение текста по ролям.
-
Роман В.Д. Дудинцева "Белые одежды". История создания романа 2013
Урок знакомит учащихся с биографией писателя В.Д. Дудинцева и историей создания романа «Белые одежды» от замысла до выхода в свет.
-
Интегрированный урок "литература + французский язык" по теме "Истоки символизма" 2013
На уроке учащиеся знакомятся с французской символистской поэзией Ш.Бодлера и П.Верлена. Расширяются знания учеников при анализе стихотворений поэтов-символистов, развивается умение ориентироваться в литературоведческих терминах, воспитывается любовь к поэзии. Проявляется интерес к поэтам-символистам как выдающимся личностям. Воспитывается эстетическое чувство, тонкий вкус на произведениях символизма.
-
"Серебряный век" русской поэзии. Литературный салон 2013
Мероприятие знакомит с особенностями поэзии Серебряного века, вырабатывает умение различать модернистские направления, воспитывает познавательный интерес учащихся и умение корректно вести диалог.
-
"Стихи русских поэтов о зиме". 3-й класс 2013
Цель урока: развивать умение самостоятельно подбирать тексты на заданную тему, совершенствовать умение читать наизусть стихи, воспитывать эстетический вкус и любовь к красоте родного края, природе.
-
Урок-отражение "Война же совсем не фейерверк: сопоставительный анализ рассказа Л.Н. Толстого "Севастополь в августе 1855 года" и новеллы Анри Барбюса "Могила неизвестного"". 10-й класс 2013
Изучение «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого рассчитано на 2 часа. Целесообразно для подробного анализа выбрать «Севастополь в августе 1855 года» и одновременно прочитать новеллу Барбюса «Могила неизвестного».
-
Формирование правильной читательской деятельности на примере изучения рассказа А.П. Чехова "Страшная ночь" на уроках литературы. 6-й класс 2013
Чтение развивает творческую личность, способную к нестандартному мышлению. Статья посвящена теории творческого чтения.
-
Интегрированный урок литературы и ИЗО по повести Е.Д. Айпина "Я слушаю землю". 6-й класс 2013
Цель урока: познакомить с творчеством Еремея Айпина, сформировать навыки самостоятельной работы с текстом, научить учащихся самостоятельно мыслить, определять главное, составлять вопросы, отвечать на них, свободно выражая свои мысли в разных видах искусства. Интеграция литературы и искусства позволит учащимся глубже вникнуть в мир, созданный писателем, понять лейтмотив его творчества.
-
Проектная деятельность "Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов" 2013
Урок литературы по программе В.Я. Коровиной выявляет особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роли в грозные годы. Урок воспитывает чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.
-
"О, как убийственно мы любим…" Любовная лирика Ф.Тютчева, Н.Некрасова и А.Фета 2013
Урок знакомит учащихся с любовной лирикой Ф.И. Тютчева, А.Н. Некрасова, А.А. Фета, расширяет знания о личности поэтов, представление о соотношении лирического героя и автора, образа и прототипа; развивает навыки выразительного чтения, устной речи учащихся, расширяет терминологический инструментарий; воспитывает интерес к изучению лирических произведений.
-
Тема урока: "В.П. Астафьев "Зачем я убил коростеля?" 5-й класс 2013
На уроке учащиеся знакомятся с произведением В.П. Астафьева, понятиями "экология", "экологическая акция", повторяют понятия "синонимы", "фразеологический оборот". Развивают речь, мышление, память, эмоциональное восприятие текста, навык выразительного чтения.
-
Интеллектуальный марафон "Великая эпоха в жизни России" (по материалам об Отечественной войне 1812 года). 5–6-й класс 2013
Интеллектуальный марафон развивает интерес к отечественной истории и литературе. Включает в себя конкурсы разной направленности: "Блиц", "Веришь – не веришь", "Соответствия", "Знатоки российской армии", "Репортаж с места событий", а также конкурс для зрителей.
-
"Я тоже была…" О личности, судьбе и творчестве М.И. Цветаевой. 9-й класс 2013
Урок определяет основные этапы жизни и творчества поэта; показывает трагичность мироощущения поэта, обреченного на странничество, дисгармонию его внутреннего состояния с окружающей жизнью; выясняет, что привело к самоубийству; развивает умение давать оценку художественному произведению, систематизировать лекционный материал, сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал.
-
Урок русского языка и литературы в 5-м классе 2013
Урок русского языка и литературы формирует языковую компетенцию по теме «Определение»; развивает умения находить определения в тексте, правильно задавать вопросы; использовать в речи; выполнять творческие задания с определениями. На уроке развивается образное мышление учащихся.