Катерина Измайлова – “молния, порожденная
самим мраком и лишь ярче подчеркивающая
непроглядную темень купеческого быта.
В. Гебель.“Какая там “Гроза” Островского – тут не луч
света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут
“Анна Каренина” предвещена – отмщение
“бесовской страсти”.
А. Аннинский.
Ход урока
Организация урока.
Вступительное слово учителя.
“Леди Макбет Мценского уезда” впервые опубликована в журнале “Эпоха” в 1865 году под названием “Леди Макбет нашего уезда”. Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением. Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. Это одна из художественных вершин творчества Лескова. Итак, основное содержание произведения Н. С. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” составляет тема любви, тема трагической женской судьбы.
Любовь – это великая радость и тяжкий крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное – то, что лишь ею, любовью, живет и хранится женская душа. Любовь русской женщины была всегда согрета глубоким религиозным чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту. Она и впрямь спасала и себя, и родных, даря им всю теплоту и нежность своей прекрасной души. Эта традиция идет из фольклора. Помните Марьюшку из русской народной сказки “Перышко Финиста ясна сокола”? В поисках любимого она три пары башмачков железных истоптала, три посоха чугунных изломала, три каменных хлеба изглодала. А ведь сила разрушить чары была в ней самой, в светлой и ясной ее душе. А Ярославна из “Слова о полку Игореве”, которая “плачет на Путивле”, тоскуя о любимом! Или любовь Татьяны Лариной из “Евгения Онегина”. Помните?
Я вас люблю –
К чему лукавить? –
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
А вот чистая, светлая, хотя и непонятная для других любовь Катерины из “Грозы” Островского. Для многих женщин русской литературы любовь – не только дар, но и дарение – бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных помыслов. Но была и другая женская любовь – любовь-страсть, мучительная, непобедимая, все преступившая – такая, как в произведении Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”.
1. Осмысление названия.
Вопрос: В чем странность названия лесковского произведения?
(Столкновение понятий из различных стилистических пластов: “Леди Макбет” – ассоциация с трагедией Шекспира; Мценский уезд – соотношение трагедии с глухой российской провинцией – автор расширяет масштабы происходящего в повести.)
2. Проблемный анализ повести.
1) Обратимся к образу лесковской Катерины. Как же зародилась любовь – страсть? Слово Катерине Измайловой.
Художественный пересказ-монолог (история замужества Катерины) от первого лица. (1 глава.)
2) Что послужило причиной страсти? (Скука.)
3) Катерина в “Грозе” Островского – возвышенно-легкая, поэтичная. А какова была Катерина Львовна? (Глава 2.)
4) У короля Макбета есть слова (тоже о решительности).
Я смею все, что смеет человек,
И только зверь на большее способен.
5) Подтвердите текстом упоминание автора о зверином начале в человеке (главы 5, 8, 15).
“Невмоготу” ей: для ее проснувшейся любви-страсти, легко преодолевающей любые препятствия, все просто. (Умер свекор – о смерти человека – походя. Это страшно.)
6) Как живет теперь без мужа Катерина Львовна? (Главы 4, 6.)
7) “Она обезумела от своего счастия”. Но ведь счастье бывает разное. У Лескова есть такие слова: “Есть счастье праведное, есть счастье грешное”. Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет.
Вопрос: Какое счастье у Катерины Львовны? Почему?
(Счастье “грешное”. Она перешагнула. Второе убийство с тем же спокойствием.)
Рассказать об убийстве мужа (главы 7–8).
8) По библии, закон брака: “Двое – одна плоть”. А Катерина Львовна плоть эту своими же руками раздавила – спокойно, даже с резкой гордостью за свою неодолимость. Вспомните эпиграф к очерку. Как его поняли?
(Это ведь только “первую песенку зардевшись спеть”, а дальше уж само пойдет.)
И вот живет Катерина Львовна, “царствует” (носит ребенка под сердцем) – все вроде бы свершилось по идеалу (помните, хотела себе “для веселости ребеночка родить”). Этот идеал по логике сталкивается с другим – высоким христианским идеалом, которого нет в душе Катерины Измайловой, но которому до смерти верна другая Катерина – из “Грозы” Островского.
Вопрос: Какой это идеал? (Десять заповедей Божьих, одна из них – “не прелюбодействуй”; Катерина Кабанова, нарушив ее, уже не смогла жить – совесть не позволила.)
Вопрос: А Катерина Измайлова? (У лесковской героини этого нет, только сны чудные пока тревожат.)
9) Рассказать о снах Катерины Львовны.
1-й сон – глава 6 (кот пока – просто кот).
2-й сон – глава 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича, убиенного).
Вывод: Не так просто оказывается “песенку спеть”.
10) Таким образом, сны символичны. Уж не совесть ли просыпается в молодой купчихе? (Пока нет.)
Символичные слова звучат и в устах бабушки Феди (глава10) – прочитайте.
Вопрос: Как же потрудилась Катерина? (Убила Федю.)
И перед очередным убийством “собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем, и в груди у нее потянуло холодом” (глава 10).
Вопрос: Случайно ли у Лескова упоминание этой детали?
(Сама природа, женское естество предостерегают ее от задуманного преступления. Но нет: “Кто начал злом, тот и погрязнет в нем”. (Шекспир.)
11) В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. Как это случилось?
Вопрос: Как вы думаете, почему – сразу?
(Погублена чистая, ангельская, безгрешная душа. Маленький страдалец, отрок, угодный Богу; даже имя символично: “Федор в переводе с греческого – “Божий дар”. А Катерина Измайлова о Боге ни разу не упомянула. Что это? Может, в Мценском уезде все люди – безбожники? Подтвердите свою мысль текстом. (гл. 12.))
Вывод: нарушен высший нравственный закон, заповедь Божья – “не убий”; ибо высшая ценность на земле – это человеческая жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.
12) Чтение отрывка из стихотворения Ф. Тютчева “Две силы есть”.
13) Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? Подтвердите текстом (гл. 13).
(Любит она ведь по-прежнему.)
14) Изменила ли лесковскую героиню каторга?
(Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающая ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.)
Вопрос: Жалко ее? Почему?
(Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее (гл. 14). Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувствами.)
Вывод: бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники.
15) Бернард Шоу предостерегал: “Бойся человека, Бог которого на небе”. Как вы понимаете эти слова?
(Бог – совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе – страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторги. Таким остался Сергей.)
16) А героиня изменилась. Что же теперь больше интересует Лескова: страстная натура или душа отвергнутой женщины? (Душа.)
17) Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет:
Она больна не телом, но душою.
Вопрос: Можно ли так сказать о Катерине Измайловой? Ответить на этот вопрос поможет обращение к символике пейзажных сцен.
18) Самостоятельная работа по анализу пейзажа (работа по тексту с карандашом, 3 минуты).
Вариант 1. Текст, гл. 6. “Золотая ночь”, “рай”, белый цвет, молодой цвет яблони, яблоня, залитая белыми цветами. Символика. Белый цвет в природе, “рай”.Чернота, грязь, Тьма в душе, “ад”. |
Вариант 2. Текст, гл. 15. “Безотраднейшая картина”, “ад”, грязь, тьма, серое небо, ветер стонет. Символика. |
(Таблица заполняется в ходе работы.)
Вопросы на доске:
- Какой цвет чаще встречается в описании природы?
- Найдите слово-образ, который использует Лесков в этом отрывке?
- Какова символика пейзажной сцены?
Выводы: больная душа у Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния.
19) Как Лесков показывает пробуждение чувства вины в Катерине (гл. 15).
Волга заставляет вспомнить другую Катерину – из “Грозы” Островского.
Задание: Определите различие в трагической развязке судеб героинь Лескова и Островского.
(Катерина Островского, по мнению Добролюбова, “луч света в темном царстве”. А о Катерине Измайловой два отзыва (запись на доске):
Катерина Измайлова – “молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта”.
В. Гебель“Какая там “Гроза” Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут “Анна Каренина” предвещена – отмщение “бесовской страсти”.
Л. Аннинский.
Вопрос: Кто из исследователей более глубоко “вчитался” в образ Катерины Измайловой, понял и почувствовал его?
(Л.Аннинский. Ведь он увидел “фонтан крови” не только напрасно убиенных Катериной, но и кровь ее загубленной души.)
Итоги, обобщение.
1. Кто же она, Катерина Измайлова? Страстная натура или…?
Допишите.
Чтобы ответить, решите, чем оказалась любовь для Катерины Львовны? (Огромным страданием и тяжким крестом, ее душа не в состоянии вынести ее, т. е. остаться чистой, незапятнанной. На алтарь ради любви Катерина Измайлова приносит в жертву все вплоть до собственной жизни.)
(Учащиеся дописывают вопрос: “Страстная натура или больная душа?”)
2. Хотелось бы привести цитату Л.Аннинского: “Страшная непредсказуемость обнаруживается в душах героев. Какая там “Гроза” Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут “Анна Каренина” предвещена – отмщение “бесовской страсти”. Тут Достоевскому под стать проблематика – недаром же Достоевский и напечатал “Леди Макбет…” в своем журнале. Ни в какую типологию не уложишь лесковскую героиню – четырехкратную убийцу ради любви”.
3. Так в чем же загадка женской души? Не знаете? И я не знаю. И прекрасно, что мы этого в точности не знаем: останутся еще вопросы для размышления над русской классикой.
Одно мне кажется верным: основа женской души – да и души человеческой вообще – любовь, о которой так удивительно поведал Ф.Тютчев. (Чтение стихотворения Ф.Тютчева “Союз души с душой родной”.)
Домашнее задание: написать сочинение-размышление
- “Поединок роковой” (драма любви Катерины Измайловой).
- “Зеркало души – ее деянья”. (В.Шекспир.) (На выбор одну тему.)